kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Космическая техника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

  • формирование и развитие интереса обучающихся к авиационной, ракетной и космической технике,
  • создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения обучающихся,
  • обучение  технически грамотному строительству моделей самолетов,  ракет.

    Основные задачи программы:

  • обучающие
  • познакомить учащихся с историей развития авиационной, ракетнокосмической техники, с новейшими достижениями авиации, космонавтики,
  • научить учащихся основными приемами работы с различными материалами,
  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях,
  • обучать приемами черчения и технологии изготовления деталей модели.
  • развивающие
  • развивать самостоятельность, творческое мышление в работе,
  • пробуждать любознательность и интерес к авиационной, космической технике,
  • развивать изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.
  • проводить диагностику итоговых знаний и умений, делать анализ результатов.
  • воспитывающие
  • учить проявлять чувство товарищества и коллективизма,
  • сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда,
  • воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления моделей авиационной, космической техники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Космическая техника»»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных техников»

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры








Дополнительная общеобразовательная

программа технической направленности

«Космическая техника»

(первого года обучения)

Возраст учащихся 11-14 лет

Срок реализации 1 год






подготовил

педагог дополнительного образования

Божедомов Геннадий Алексеевич


























г.Ханты-Мансийск

2018

Пояснительная записка


  Программа дополнительного образования «Авиация и космонавтика» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.

Программа модифицированная, технической направленности. Объединение «Космическая техника» занимает среднее и старшее звено в единой цепи творческого развития школьников на СЮТ. Программа носит вариативный характер и рассчитана на учащихся от 11 до 14 лет. Всего часов за год 216 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Число детей в группе: минимальное – 7 чел., максимальное – 10 чел.

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у школьников творческого мышления. В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество.

Авиаракетомоделирование является массовым и увлекательным средством широкого распространения среди обучающихся начальных знаний по авиации, космонавтике, средством способствующим воспитанию патриотизма, любви к Родине.

Актуальность программы:

- аэрокосмическое образование учащихся;

- воспитание спортсменов – разрядников;

- повышение статуса спортивно – технических видов спорта.

Цель программы:

  • формирование и развитие интереса обучающихся к авиационной, ракетной и космической технике,

  • создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения обучающихся,

  • обучение технически грамотному строительству моделей самолетов, ракет.

Ценность работы обучающихся в объединении определяется исходя из того, какие навыки, умения (приобретенные при обучении) будут ими использованы в будущей практической деятельности.

Теоретические сведения из курса физики, математики, геометрии, черчения надо сообщать в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.

Основная цель теоретических занятий – объяснить в главных чертах конструкцию и принцип действия летательного аппарата, не вникая во второстепенные детали.

Основные задачи программы:

  • обучающие

  • познакомить учащихся с историей развития авиационной, ракетно-космической техники, с новейшими достижениями авиации, космонавтики,

  • научить учащихся основными приемами работы с различными материалами,

  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях,

  • обучать приемами черчения и технологии изготовления деталей модели.

  • развивающие

  • развивать самостоятельность, творческое мышление в работе,

  • пробуждать любознательность и интерес к авиационной, космической технике,

  • развивать изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.

  • проводить диагностику итоговых знаний и умений, делать анализ результатов.

  • воспитывающие

  • учить проявлять чувство товарищества и коллективизма,

  • сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда,

  • воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления моделей авиационной, космической техники.

Для них программой предусмотрено знакомство с историей развития авиационной, ракетно-космической техники, с элементарными понятиями теории реактивного движения и др. Основная часть времени отводится на практические занятия.

Эти ребята также решают несложные технические задачи по конструированию моделей самолетов, ракет, выполняют посильные расчеты. При этом обучающиеся учатся формулировать поставленные задачи, определяя их физическую и техническую суть, намечая возможные варианты решения, изготавливают несложные модели самолетов, ракет. Деятельность объединения была бы неполной без экспериментальной работы. К ней можно отнести и улучшение летных качеств моделей, конструирование приспособлений и отработку технологии изготовления, постройку моделей-копий самолетов, ракет и ракетоносителей. Также спроектированных моделей ракет по условиям конкурса «Космос». (Тема «Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос»). Программой предусмотрены классификационные соревнования по ракетомодельному спорту.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

- наблюдение,

- анкетирование

проводиться с целью выявления отношений учащихся к занятиям техническим творчеством с различными материалами,

- тестирование

проводиться с целью выявления склонностей учащихся к занятиям техническим творчеством в лаборатории, самооценки, мотивации, познавательных интересов.


Ожидаемые результаты :

  • приобретение знаний, умений, навыков при работе на станках, приборах и различными инструментами,

  • применение полученных знаний при конструировании и изготовлении моделей самолетов, ракет,

  • участие в соревнованиях, выставках, конкурсах, показательных выступлениях,

  • присвоение спортивных разрядов,

  • приобретение знаний об авиации, космонавтике и ракетной технике.


После завершения обучения по данной программе

обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности и охраны труда при работе на станках и различными инструментами,


  • основы теории полета, конструкцию ракетных двигателей,

  • историю авиации, космонавтики и ракетной техники, историю развития ракетомодельного спорта,

  • правила проведения соревнований, оформление технической документации.

  • правила ФАИ,

  • основные понятия о баллистике ракет,

  • основы аэродинамики,

  • организацию и проведение соревнований.

  • элементарные понятия о реактивном движении,

  • основы метеорологии,

  • основы проектирования и изготовления моделей,

  • основы подготовки, проведения тренировок и соревнований.

обучающиеся будут уметь:

  • применять на практике навыки столярного и слесарного дела,

  • применять знания школьных предметов – геометрии, математики, химии, физики, черчения и других в практической деятельности,

  • работать на станочном оборудовании,

  • читать чертежи и в масштабе вычерчивать рабочие чертежи,

  • самостоятельно конструировать и изготавливать детали моделей и производить их сборку,

  • применять знания метеорологии на практических занятиях, соревнованиях.

Кроме получения типовых знаний и умений, обучающиеся приобретают и познавательный интерес к авиаракетомоделированию. С вводом в программу таких тем как: «Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос», обучающиеся развивают воображение, мышление, конструкторские решения, стремление к творчеству.
































Календарно - тематический план.


Дата

мес.

№ №

Название темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие – цель и задачи работы кружка. Организационные вопросы. Наша страна-родина космонавтики. Роль соотечественников в развитии мировой ракетно-космической техники.

3

3


2

Вопросы техники безопасности.

2

2

3

Одноступенчатая модель ракеты. Технология изготовления, материалы, оборудование.

20

2

18

4

Парашют модели ракеты. Склейка, сборка, крепление к модели, укладка парашюта.

12

2

10

5

Ракетные двигатели. Установка двигателей на модель. Способы крепления и размещения.

9

3

6

6

Основы теории полета. Понятие о центре тяжести и центре давления. Расчет высоты и скорости полета модели ракеты.

3

1

2

7

Искусственные спутники земли, орбитальные станции, луноходы, марсоходы и др. Чертеж, постройка. Технологическая оснастка. Материалы, инструмент, оборудование.

30

4

26

8

Стартовое устройство. Конструирование и изготовление.

16

2

14


9

Проектирование и изготовление макетов и моделей космической техники.

38

6

32


10

Модели ракет для показательных выступлений (шоу-модели). Выбор нетрадиционных конструкций, технология изготовления, материалы, инструмент, оборудование.

36

3

33


11

Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос».

36

3

33


12

Классификация моделей ракет. Правила ФАИ.

3

3



13

Модели ракет класса S3,6. Чертеж, постройка.

30

3

27

14

Запуск моделей ракет. Стартовые правила. Техника безопасности и порядок работы на старте. Контроль за полетом. Послеполетный разбор.

12

2

10

15

Подготовка моделей к соревнованиям. Оформление технической документации. Работа стартов. Определение результатов.

10

2

8








16

Разработка, изготовление приборов и приспособлений для проведения экспериментов в условиях работы кружка.

10

1

9


17

Заключительное занятие. Оценка результатов работы кружка за учебный год. Итоговая выставка моделей.

3

3



Итого


273

45

228

Программа обучения.


Тема 1. Вводное занятие-3 часа.


Теоретическая часть. (3 часа)

Цели и задачи работы кружка. Знакомство с планом, расписанием работы, материально-технической базой кружка. Организационные вопросы.

Наша страна – родина космонавтики. Роль соотечественников в развитии мировой ракетно-космической техники. Работы Н.И.Кибальчича, Ф.А.Цандера, К.Э.Циолковского, С.П.Королева. Первый орбитальный полет Ю.А.Гагарина. Достижения летчиков-космонавтов СССР и России.


Тема 2. Вопросы техники безопасности – 2 часа.

Теоретическая часть. (2 часа)

Ознакомление кружковцев с правилами техники безопасности при работе с инструментами, на станках и приборах.

Овладение приемами правильной работы инструментами.


Тема 3. Одноступенчатая модель ракеты – 20 часов.

Теоретическая часть. (2 часа)

Основные части ракеты и модели. Компоновка модели, ее основные параметры. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении моделей ракет. Понятие о технической эстетике.


Практическая часть. (18 часов)

Изготовление одноступенчатой модели ракеты – выпиливание стабилизаторов, склейка корпуса и направляющих колец, вытачивание головного обтекателя. Сборка и окраска модели.



Тема 4. Парашют модели ракеты – 12 часов.

Теоретическая часть. (2 часа)

Изобретатель парашюта Г.Е.Котельников. Виды парашютов, основные элементы. Простейшие расчеты скорости и времени снижения модели на парашюте. Материалы для изготовления парашютов.


Практическая часть. (10 часов)

Изготовление парашюта. Склейка, сборка, крепление к модели ракеты и укладка парашюта.


Тема 5. Ракетные двигатели – 9 часов.

Теоретическая часть. (3часа)

Понятие о реактивной силе. Виды реактивных двигателей. Техника безопасности при работе с двигателями. Труды отечественных изобретателей и ученых – Ф.А.Цандера, К.И.Константинова, А.Д.Засядько.


Практическая часть. (6 часов)

Установка двигателей на модели ракет. Способы крепления. Запуск двигателей на стенде.


Тема 6. Основы теории полета – 3 часа.

Теоретическая часть. (1 час)

Элементарные сведения о теории полета моделей ракет. Понятие о центре тяжести и центре давления. Устойчивый полет. Влияние внешних сил на полет модели. Скорость и высота полета моделей ракет. Работы К.Э.Циолковского.


Практическая часть. (2 часа)

Работа на аэродинамической трубе. Расчет высоты и скорости полета моделей ракет.


Тема 7. Искусственные спутники земли, орбитальные станции, луноходы, марсоходы и др.– 30 часов.

Теоретическая часть. (4 часов)

Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки). Материалы для постройки моделей.


Практическая часть. (26 часов)

Изготовление деталей моделей спутников, орбитальных станций, сборка и окраска моделей.


Тема 8. Стартовое устройство – 16 часов.

Теоретическая часть. (2 часа)

Ракетно-космический комплекс Байконур. Сооружения для запуска ракет. Стартовая установка для запуска моделей ракет.

Практическая часть. (14 часов)

Конструирование и изготовление стартовой установки для запуска моделей ракет. Испытания.


Тема 9. Проектирование и изготовление макетов и моделей космической техники – 38 часов.

Теоретическая часть. (6 часов)

Технологическая оснастка (чертеж, шаблоны, оправки). Материалы для постройки моделей.


Практическая часть. (32 часов)

Изготовление деталей модели. Склейка и крепление парашюта к модели. Сборка и окраска двухступенчатой модели ракеты.


Тема 10. Модели ракет для показательных выступлений (шоу-модели) – 36 часа.

Теоретическая часть. (3 часа)

Основные части шоу-моделей. Выбор и технический расчет конструкций нетрадиционных моделей. Понятие о технической эстетике.


Практическая часть. (33 часов)

Изготовление шоу-моделей. Сборка корпуса, выпиливание деталей, склейка двигательного отсека и стабилизаторов. Сборка и окраска моделей.


Тема 11. Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос» – 36 часов.

Теоретическая часть. (3 часа)

Выбор схемы модели. Вычерчивание чертежа. Постройка, оснастка моделей ракетопланов.


Практическая часть. (33 часа)

Изготовление моделей ракетопланов самолетной схемы. Запуск моделей.


Тема 12. Классификация моделей ракет – 3 часа.

Теоретическая часть. (3 часа)

Категории и классы моделей ракет по правилам соревнований в России и Правилами ФАИ. Технические требования к моделям.


Тема 13. Модели ракет класса S3,S6 – 30 часов.

Теоретическая часть. (3 часа)

Модели на продолжительность полета S 6. Разработка и изготовление моделей названных классов. Технологическая оснастка.



Практическая часть. (27 часа)

Изготовление моделей на высоту и продолжительность полета. Чертеж, изготовление шаблонов, оправок. Окраска и отделка моделей.


Тема 14. Запуск моделей ракет – 12 часов.

Теоретическая часть. (2 часа)

Стартовые правила. Техника безопасности и порядок работы на старте.

Практическая часть. (10 часов)

Запуски моделей. Контроль за полетом. Определение результатов. Послеполетный разбор.


Тема 15. Подготовка моделей к соревнованиям, показательным выступлениям – 10 часов.

Теоретическая часть. (2 часа)

Подготовка моделей к соревнованиям. Оформление технической документации. Техника безопасности на старте.


Практическая часть. (8 часов)

Подготовка стартового ящика для транспортировки моделей. Подготовка стартовой установки. Работа стартов. Определение результатов.



Тема 16. Разработка, изготовление приборов и приспособлений – 10 часов.

Теоретическая часть. (1 час)

Цели и средства технического конструирования. Основные этапы разработки устройств и приборов. Основы машиностроительного черчения. Понятие о компромиссных решениях. Классификация технических решений (усовершенствование, рационализаторское предложение, изобретение, открытие).


Практическая часть. (9 часов)

Выпуск простейших эскизов и рабочих чертежей. Приобретение навыков работы с измерительными приборами. Описание предложения. Изготовление приборов и приспособлений.



Тема 17. Заключительное занятие – 3 часа.

Оценка результатов работы кружка за учебный год. Итоговая выставка моделей.








Материально – техническое оснащение.

  1. Станки –

    • комбинированный по дереву,

    • сверлильный,

    • заточной,

    • токарно-винторезный,

    • электролобзик,

    • шлифмашинка,

    • воздушный компрессор.

  2. Инструмент-

- плоскогубцы, - напильники,

- пассатижи, - стальная щетка,

- круглогубцы, - сверла,

- отвертки, - резьбонарезной инструмент,

- молоток, - рубанок,

- ножовка по металлу, - ручная дрель,

- киянка, - линейки,

- ножовка по дереву, - штангенциркуль,

- стамески, - микрометр,

- весы с разновесами, - угольник,

- тестер, - эл. паяльник,

- ножи

  1. Материалы –

- древесина, - фанера,

- стеклоткань, - микалентная бумага,

- лавсан, - резина,

- картон, - листовые металлы,

- нитки, - проволока,

- клей, - олово,

- нитрокраска, - крепеж,

- нитролак , - углеволокно.


  1. Дополнительное оборудование –

    • ракетные двигатели,

    • зарядное устройство,

    • аккумуляторы.

Обеспечение программного материала.

  1. Технические средства обучения


    • телевизор,

    • компьютер,

    • магнитофон.

  1. Учебно- наглядные пособия


    • учебные плакаты,

    • информационный стенд,

    • наглядные пособия,

    • схемы, чертежи.

    • печатная продукция.



Список используемой литературы.


  1. Спецлитература

    • «Обработка конструкционных материалов»

А.П. Антонов, Е.М. Муравьев, 1982 г.Москва.Посвещение.

    • « Сварка, пайка, склейка и резка металлов и пластмасс»

А. Нойман, Е. Рихтер, 1985 г.Москва.Металлургия.

    • «Технические средства обучения»

Г.В. Карпов, В.А.Романин, 1979 г.Москва.Просвещение.

    • «Основы ракетного моделизма», Е.Л. Букш, 1972 гМосква.Издательство ДОСААФ..

    • «Техническое моделирование и конструирование»

В.В.Колотилова, 1983 г.Москва.Просвещение.

    • «Авиамоделирование», О.К.Гаевский, 1990 г.Москва.Издательство ДОСААФ.

    • «Популярная космонавтика», Н.А.Варваров, 1981 г.Москва.Машиностроение.

    • «Основы космонавтики», А.Д.Марленский, 1985 г.Москва.Просвещение.

    • «Основы аэродинамики», Л.Х.Кокунина, 1982 г.Москва.Транспорт.



  1. Список используемой литературы для учащихся

    • «Техническое творчество учащихся», П.Н.Андрианов, 1986 г.Москва.Просвещение.

    • «Космонавт и космический корабль», В.Г.Денисов, 1979 г.Москва.Машиностроение.

    • «Космос в ладонях», Ю.С.Столяров, 1984 г.Москва.Издательство ДОСААФ.

    • «Спортивные модели ракет», В.С.Рожков, 1984 г.Москва.Издательство ДОСААФ.

    • «Уроки творчества», Ю.С.Столяров, 1981 г.Москва.Просвещение.

    • «Авиамодельный кружок»,В.С.Рожков, 1978 г.Москва.Просвещение.

    • «Строим летающие модели»,В.С.Рожков, 1990 г.Москва.Просвещение.

    • «Модели ракет»,И.В.Кротов, 1979 г.Москва.Издательство ДОСААФ.

    • «От идеи до модели»,В.А.Заворотов, 1988 г.Москва.Просвещение.



  1. Журналы

    • «Авиация и космонавтика»,

    • «Авиационно-космический курьер»,

    • «Моделист- конструктор»,

    • «Ключ на старт»,

    • «Крылья Родины»,

    • «Юный техник»,

    • «Новости космонавтики».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Божедомов Г.А.

Дата: 04.10.2018

Номер свидетельства: 479622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Авиация и космонавтика»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_tekhnicheskoi_napravlennosti_avi"
    ["file_id"] => string(6) "479624"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538625969"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства