kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный художник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный художник" расчитана на детей 6-12 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный художник"»

Содержание

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка………………………………………………..3

1.2 Цель и задачи программы……………………………………………..6

1.3 Содержание программы……………………………………………….7

1.4 Планируемые результаты…………………………………………….17

Раздел № 2. Организационно – педагогические условия

2.1 Условия реализации программы……………………………………..20

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации………………………..21

2.3 Методические материалы……………………………………………26

2.4 Календарный учебный график……………………………………….29

2.5 Календарный план воспитательной работы………………………...30

Список литературы…………………………………………………………….31
















РАЗДЕЛ №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

l. l. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. В.А. Сухомлинский писал, что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Всем этим требованиям отвечает содержание настоящей программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Актуальность программы состоит в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ слова, вещи, основы художественного изображения, расширяет представления учащихся о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), знакомит с историей изобразительного искусства, с именами выдающихся художников. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, нацелена на формирование художественной культуры, на приобщение детей к художественным ценностям через собственное творчество, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности обучающихся.


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Программа объединяет в себе различные аспекты декоративно-прикладного и изобразительного искусства, необходимые для практического применения в жизни.


Уровень освоения программы – базовый.

Отличительные особенности:

Структура и содержание образовательного процесса построены с учетом интеграции общего и дополнительного образования, предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года, а так же интеграцию и сотрудничество с другими детскими творческими объединениями.

Важное место в программе отведено региональному компоненту. Отбор содержания регионального компонента программы был предопределен природным и культурно-историческим своеобразием Приморского края. В раздел программы «Рисунок» вошли темы: «Особо охраняемые природные территории регионального значения Приморского края», Красная книга Дальнего Востока (редкие и исчезающие животные), обитатели залива Петра Великова Японского мира (растения и животные подводного мира). Для ребят подготовлена презентация «Государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» залива Петра Великова Японского моря. Усвоение материала о своем регионе позволяет обучающимся лучше узнать свой край, создать положительный образ своей малой Родины, углубить чувство патриотизма и любви к родному краю. Таким образом, у обучающихся формируется системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды.

Дети учатся создавать сказки, участвуют в реализации проекта «Сказка в гости к нам приходит».

Важное значение имеет направленность содержания программы на деятельностный и проблемный подходы в обучении, что обеспечивается за счет практического использования ребенком разных художественных материалов, выполнения творческого проекта. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми для работы над проектом.

Немаловажен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования у обучающегося опыта общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В течение второго года реализации программы предусматривается постепенное усложнение материала, возвращение к определённым темам на более сложном уровне.

Программа разрабатывалась с учетом того, что в кружке занимаются обучающиеся, воспитывающиеся в семьях с различными социальными статусами (сироты, социальные сироты, беженцы с Украины, неполные семьи и благополучные семьи), вероисповеданием (христиане и мусульмане) и особенностями здоровья (дети с ограниченными возможностями, имеющие проблемы со здоровьем и здоровые дети). В соответствии с этим в программе учтена гибкая и мобильная система обучения.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий коллектив, что предполагает разно уровневое общение в атмосфере сотворчества.

Выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда, а также передаются в благотворительные фонды.

Реализация программы даёт возможности для творческого развития и участия обучающимся в районных, краевых, российских и международных конкурсах, выставках и фестивалях по теме декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Адресат программы дети 6 - 12 лет

Программа рассчитана на детей, которые принимаются по желанию, без предварительного отбора, при наличии заявления от родителей.

Программа рассчитана на двухгодичный срок реализации. На полное освоение программы требуется 360 часов.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  А также программой предусмотрено вариативное использование других форм организации:

- занятия малокомплектными группами;

- практическое занятие на природе (пленэр);

- репетиции;

- посещение выставок;

- мастер – классы;

- экскурсии.

Учебные группы формируются в зависимости от возраста и способностей обучающихся. Особое внимание уделено подготовительному и начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в учебном процессе.

Первый год обучения 144 часа в год. Второй год обучения 216 часов в год. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа).

1.2 Цель и задачи программы:

Цель программы: формирование творческой активности в процессе освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. воспитывать в детях чувство гордости за свою малую Родину ;

  2. сформировать навыки работы в группе;

  3. воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность, инициативность;

Развивающие:

  1. сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных форм;

  2. развивать способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

  3. обогатить визуальный опыт детей через посещение выставок, экскурсий.

Обучающие:

  1. познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

  2. научить детей приёмам работы художественными материалами, показать широту их возможного применения;

  3. сформировать навыки проектной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


1.3. Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос (входящая диагностика), наблюдение

2.

Рисунок

80

20

60


2.1.

Золотая пора

20

5

15

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.2

Зимняя сказка

20

5

15

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.3.

Долгожданная весна

20

5

15

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.4

Скоро лето

20

5

15

Выставка, беседа, самостоятельная работа

3.

Пластилиновая живопись

10

2,5

7,5

Выставка, обсуждение, анализ

4.

Шерстяная живопись

10

2,5

7,5

Выставка, обсуждение, анализ

5.

Декоративно-прикладное искусство

10

2,5

7,5

Выставка, обсуждение, анализ

6.

Творческий проект

«Сказка в гости к нам приходит»

24

1,5

22,5

Представление проектной работы

7.

Подготовка к выставкам, конкурсам

8

0,5

7,5

Выставка, конкурс, анализ выполненных работ


ИТОГО:

144ч.





Учебный план 2 года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос (входящая диагностика), наблюдение

2.

Рисунок

128

32

96


2.1.

Золотая пора

32

8

24

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.2

Зимняя сказка

32

8

24

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.3.

Долгожданная весна

32

8

24

Выставка, беседа, самостоятельная работа

2.4

Скоро лето

32

8

24

Выставка, беседа, самостоятельная работа

3.

Пластилиновая живопись

14

4

10

Выставка, обсуждение, анализ

4.

Шерстяная живопись

14

4

10

Выставка, обсуждение, анализ

5.

Декоративно-прикладное искусство

14

4

10

Выставка, обсуждение, анализ

6.

Творческий проект «Сказка в гости к нам пришла»

36

9

27

Выставление проектной работы

7.

Подготовка к выставкам, конкурсам

8

0,5

7,5

Выставка, конкурс, анализ выполненных работ


ИТОГО:

216ч.




Содержание учебного плана 1 года обучения

  1. Раздел: Вводное занятие

Теория: Ознакомление детей с особенностями программы. Основные цвета. Холодные и тёплые цвета. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности (ТБ).

Практика: Упражнение - тоновая растяжка.

  1. Раздел: Рисунок

2.1. Тема: Золотая пора

Теория: Знакомство с различными художественными материалами. Приёмами работы с ними. Знакомство с портретом, пейзажем, натюрмортом. Понятие натюрморт. Виды натюрмортов. Составление композиции. Работа с цветом. Работа «по мокрому».

Рисование женщины. Отличительные особенности женской фигуры от мужской. Этапы. Репродукции художников.

Понятие пейзаж. Виды пейзажей. Репродукции художников. Основные понятия: центр композиции, дальний, ближний план, линии: горизонта.

Виды цветов. Строение цветка. Этапы рисования. Лессировка.

Практика: Выполнение работ на темы: «Осенние листья», «Осенние деревья», «Грибы», «Фрукты и овощи», «Цветы», «Сюжетная композиция», «Натюрморт», «Портрет», «Осенний пейзаж», Рисование на пленэре.

    1. Тема: Зимняя сказка

Теория: Домашние животные. Форма. Этапы. Оттенки цвета. Лессировка. Использование загнутых, прямых линий. Направление, длина меха.

Пропорции человеческого тела. Отличительные особенности взрослого от ребёнка.

Времена года. Репродукции художников. Использование жидкого грунта.

Зима. Холодные цвета. Способ рисования «заливка».

Практика: Выполнение работ на темы: «Домашние животные», «Морозное окошко», «Птицы», «Основные пропорции человека», «Сюжетная композиция», «Зимние забавы», «Зимний пейзаж», «Деревня зимой», «Зимние каникулы», «Елочные игрушки», «Праздничная ёлка».

    1. Тема: Долгожданная весна

Теория: Красная книга Дальнего Востока. Беседа.

Дикие животные. Прорисовка меха. Оттенки и интенсивность цвета. Прорисовка иголок. Лессировка.

Обитатели Японского мира. Растения подводного мира. Этапы.

Космическое пространство. Планеты. Цвет. Размер. Композиция. Акварель.

День Победы. Требования к выполнению плаката. Работа гуашью.

Практика: Выполнение работ на темы: «Редкие и исчезающие животные», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Весенний лес», «Вешние воды», «Жители подводного царства», «Подснежники», «Верба в вазе», «Космос», «Плакат к 9 мая».

    1. Тема: Скоро лето

Теория: Понятие анфас. Репродукции художников. Последовательность. Работа в карандаше.

Репродукции художников. Рябь на воде. Линия горизонта. Рисование сухой пастелью.

Цирковые профессии. Композиция. Цвет. Размер. Акварель.

Понятие малая Родина. Работа в технике акварель

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуре России и мира. Знакомство детей с русскими народными сказками. Знакомство со сказкой «Теремок», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Практика: Выполнение работ на темы: Лицо человека в анфас, «Морской пейзаж», «Цирк», «Моя малая Родина», Иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк».

  1. Раздел: Пластилиновая живопись

Теория: История пластилина. Виды пластилина. Цветовая гамма. Свойства пластилина. Т.Б. при работе с пластилином. Техники работы с пластилином.

Практика: Выполнение работ на темы: «Грибы», «Птицы», «Цветы», «Бабочка», «Пейзаж».

  1. Раздел: Шерстяная живопись:

Теория: Шерсть для валяния. Цветовая гамма. Виды шерсти. Особенности работы. Т.Б при работе с шерстью. Инструменты и приспособления. Техники работы с шерстью. Демонстрация готовых работ.

Практика: Выполнение работ на темы: «Ветка рябины», «Собачка», «Кошечка», «Птица», «Цветы».

  1. Раздел: Декоративно-прикладное искусство

Теория: Техника безопасности работы с ножницами, клеем, бумагой, картоном, ракушками, дыроколами. Знакомство с техникой де купаж, с особенностями работы на камнях и ракушках.

Практика: Изготовление праздничных открыток. Де купаж на ракушках. Рисование на камнях и ракушках.

  1. Раздел: Творческий проект

Теория: Понятие «Творческий проект». Обоснование темы выбранного проекта. План организации по изготовлению проектируемого продукта: выбор проблемы, сбор информации, знакомство с русскими народные сказки, разработка обоснованного варианта решения проблемы, подготовка реквизита, рефлексия (анализ).

Практика: Выполнение проектной работы. Защита проектной работы. Проект на тему «Сказка в гости к нам пришла».

  1. Раздел: Подготовка к выставкам, конкурсам

Теория: Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков и декоративных работ к выставкам.

Практика: Изготовление паспорту для рисунка. Оформление выставочной работы. Выставки на темы: «Правила дорожного движения», «Золотая осень», «Всемирный день животных», «День учителя», «Всемирный день охраны мест обитания», «День народного единства», «День Матери», «День защитника отечества», «День кошек в России», «Международный женский день», Международный день лесов», «Международный день водных ресурсов», «Международный день птиц», «День космонавтики», «Международный день цирка», «День Победы».


Содержание учебного плана 2 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Повторение. Основные цвета. Цветовой круг. Холодные и тёплые цвета. Тоновая растяжка. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности (ТБ). Знакомство с планом на год.

Практика: Рисунок: «Летние каникулы».

  1. Раздел: Рисунок

2.1. Тема: Золотая пора

Теория: Повторение о способах работы с различными художественными материалами. Основы рисунка. Беседа о роли рисунка в творческой деятельности.

Портрет женщины. Репродукции художников.

Виды деревьев. Использование фотографий. Различные эффекты. Изображение стволов и ветвей. Изображение листвы. Использование различных кистей.

Пейзаж. Повторение - виды пейзажей. Репродукции художников. Повторение - основные понятия: центр композиции, дальний, ближний план, линии: горизонта.

Натюрморт. Повторение – виды натюрмортов. Композиция. Свет и тень. Настроение в работе. Репродукции художников.

Практика: Рисование с натуры и по представлению портрет, пейзаж, натюрморт). Иллюстрирование русских народных сказок. Изображение человека и животных в движении. Выполнение работ на темы: «Волшебные листья», «Осенний букет», «Осенние деревья», «Грибы и ягоды», «Фрукты и овощи», «Букет цветов в вазе», «Бытовой натюрморт», «Портрет мамы», «Осенний пейзаж», «Иллюстрация к сказке», Рисование на пленэре. Посещение картинной галереи «Вернисаж».

2.2. Тема: Зимняя сказка

Теория: Повторение – основы живописи (цвет, контраст). Воздушная перспектива. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

Практика: Создание в работе линейной и воздушной перспективы (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная композиция). Объём и пространство в рисунке. Выполнение работ на темы: «Морозное окошко», «Моя семья», «Сюжетная композиция», «Зимние забавы», «Зимний пейзаж», «Деревня зимой», «Зимние каникулы», «Елочные игрушки», «Праздничная ёлка».

    1. Тема: Долгожданная весна

Теория: Беседа на тему «Особо охраняемые природные территории регионального значения Приморского края». Красная книга Дальнего Востока. Виды насекомых, животных, растений.

Беседа, презентация «Государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» залива Петра Великова Японского моря.

Обитатели залива Петра Великова Японского мира. Растения и животные подводного мира. Этапы.

Космическое просторы. Планеты. Цвет. Размер. Композиция. Гуашь.

9 мая – День Победы. Требования к выполнению плаката. Работа гуашью.

Практика: Выполнение работ на темы: «Редкие и исчезающие животные и птицы», «Весенний лес», «Природа в разное время года», «Перелётные птицы», «Красота залива Петра Великого Японского моря», «Космические просторы», «Плакат к 9 мая».

    1. Тема: Скоро лето

Теория: Техника рисования пастелью. Виды пастели. Сочетание различных техник с использованием акварели. Рекомендации для успешной работы. Цветовая гамма пастели. Особенности работы сухой пастелью. Виды бумаги. Хранение работ, выполненных пастелью. Линия симметрии. Композиция.

Китайская живопись. Различие китайской живописи от западноевропейской. Передача души изображаемого объекта. Символы китайских картин. Методика создания чудесных картин в китайской манере. Основные мазки и каллиграфия. Монохромная живопись.

Родина многих видов орхидей. «Царь благоухания».

«Мао» - обозначающие долголетие. Форма кошки. Части тела.

Амариллис. Эффектные цветки амариллиса. Лепестки. Стебли и листья. Пыльник и тычинки. Стебли и листья. Композиция.

Цветок сливы – национальный символ Тайваня. Воробей.

Пейзажи Китая. Мазки: точки и линии. Мокрые и сухие мазки.

Практика: Выполнение работ на темы: «Морской пейзаж», «Обитатели залива Петра Великова Японского мира», «Моя малая Родина», «Китайская живопись», «Скоро лето!», «К бабушке в деревню!».

  1. Раздел: Пластилиновая живопись

Теория: Повторение. Виды пластилина. Цветовая гамма. Свойства пластилина. Т.Б. при работе с пластилином. Техники работы с пластилином. Материалы для лепки - беседа о глине и солёном тесте.

Практика: Выполнение работ на темы: «Грибное лукошко», «Попугай», «Букет цветов», «Полёт бабочек», «Родной пейзаж».

  1. Раздел: Шерстяная живопись:

Теория: Повторение. Шерсть для валяния. Цветовая гамма. Виды шерсти. Особенности работы. Т.Б при работе с шерстью. Инструменты и приспособления. Техники работы с шерстью. Презентация готовых работ.

Практика: Выполнение работ на темы: «Клубничка на ветке», «Моя собака», «Кошечка с котятами», «Птица на ветке», «Цветы в вазе».

  1. Раздел: Декоративно-прикладное искусство

Теория: Повторение. Техника безопасности работы с ножницами, клеем-карандашом, клеевым пистолетом, бумагой, картоном, ракушками, дыроколами. Работа в технике де купаж, рисование на камнях и ракушках.

Практика: Изготовление праздничных открыток. Де купаж на ракушках. Рисование на камнях и ракушках.

  1. Раздел: Творческий проект

Теория: Обоснование темы выбранного проекта. План организации по изготовлению проектируемого продукта: выбор проблемы, сбор информации, знакомство с русскими народные сказки, разработка обоснованного варианта решения проблемы, подготовка реквизита, рефлексия (анализ).

Практика: Выполнение проектной работы. Защита проектной работы. Проект на тему «Сказка в гости к нам пришла».

  1. Раздел: Подготовка к выставкам, конкурсам

Теория: Обсуждение и выбор сюжета, темы выставки.

Практика: Изготовление паспорту. Оформление работ. Выставки на темы: «Золотая осень», «Всемирный день животных», «День учителя», «Всемирный день охраны мест обитания», «День народного единства», «День Матери», «День защитника отечества», «День кошек в России», «Международный женский день», «Международный день водных ресурсов», «Международный день птиц», «День космонавтики», «День Победы».

    1. Планируемые результаты


К концу первого года обучения


Личностные результаты:

Обучающийся будет способен осознавать мотивы образовательной деятельности, определять её цели и задачи;

Обучающийся овладеет навыком высказывания простейших суждений о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

Обучающийся будет уметь оценивать достоинства и недостатки собственной работы;

Обучающийся будет способен понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;


Метапредметные результаты:

Обучающийся будет способен ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;

Обучающийся будет уметь ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;

Обучающийся будет способен при консультационной поддержке педагога извлекать и структурировать информацию из различных источников;

Обучающийся будет уметь планировать время на выполнение творческих задач;

Обучающийся овладеет навыком обсуждения учебных, творческих проблем;

Обучающийся будет способен оценивать достоинства и недостатки собственной работы;


Предметные результаты:

Обучающийся будет уметь работать с различными материалами (пластилин, шерсть для валяния, цветная бумага, картон, гофрированная бумага, гуашь, акварель, карандаши, пастель);

Обучающийся будет знать о месте и роли декоративно-прикладного и изобразительного искусства в жизни человека;

Обучающийся будет знать о видах декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись, шерстяная живопись);

Обучающийся будет знать понятия: линии горизонта, центр композиции, дальний, ближний план;

Обучающийся будет различать приёмы, используемые при работе акварелью: по сухому, мокрым по мокрому и уметь ими пользоваться;

Обучающийся будет уметь свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Обучающийся будет уметь различать холодные и тёплые цвета;

Обучающийся будет применять на практике знания о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами (пластилин, шерсть для валяния, бумага, картон, гуашь, акварель, карандаши, пастель);

Обучающийся будет различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет;

Обучающийся будет знать особенности организации проектной деятельности.


К концу второго года обучения


Личностные результаты:

Обучающийся будет способен испытывать чувство гордости за свою малую Родину;

Обучающийся будет способен осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проектов;

Обучающийся будет способен не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Обучающийся будет способен испытывать эстетические потребности.

Метапредметные результат

Обучающийся будет способен выполнять возложенные должностные обязанности;

Обучающийся будет способен руководить группой при выполнении учебной, творческой задачи;

Обучающийся будет способен выполнять задания по инструкции педагога;

Обучающийся будет способен участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;

Обучающийся будет способен участвовать в обсуждении учебных, творческих задач;

Обучающийся будет способен использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;

Обучающийся будет способен выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства;

Обучающийся будет способен предоставлять продукты творческой деятельности на выставке.

Предметные результаты:

Обучающийся будет уметь самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме;

Обучающийся будет соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

Обучающийся будет знать цветоведении (в области композиции, формообразовании);

Обучающий будет знать особенности организации проектной деятельности;

Обучающий будет знать значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;

Обучающийся будет уметь пользоваться различными инструментами и материалами: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши и т.д.;

Обучающийся будет уметь передавать в рисунке: пространственное положение предметов на основе линейной и воздушной перспективы, форму, пропорции, цвет;

Обучающийся будет владеть различными приёмы, используемые при работе акварелью: а-ля прима (смешивание цветов на палитре, для достижения нужного тона), лессировки (работа по сухому), по сырому;

Обучающийся будет уметь пользоваться различными техниками изображения рисунка: использование пластиковой карточки, губки, жидкого грунта, клейкой бумаги;

Обучающийся будет знать великих художников, преуспевших в различных жанрах изобразительного искусства;

Обучающийся будет знать безопасные способы при работе с: клеевым пистолетом, картоном, ножницами, фигурными дыроколами, клеем-карандашом.


РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


2.1. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

- светлое, просторное помещение;

- столы ученические;

- стулья для обучающихся;

- мольберты в расчёте на количество обучающихся;

- подставка для натюрмортов;

- натуральный фонд (посуда, муляжи, предметы быта, драпировки);

- шкафы для хранения работ;

- материалы и инструменты для рисования:

- акварельные краски, гуашь, пастель (сухая и масленая), бумага для акварельной живописи, кисти (синтетика, щетина), фен, жидкий грунт, клейкая лента, карандаши простые, акварельные карандаши, точилки, ластики, бумажные полотенца, баночки с водой, палитры;

- материалы и инструменты для творчества:

- клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, картон (белый, цветной), коврик для резки, пластилин, рамки для фотографий, коврики для работы с пластилином, шерсть для валяния, гофрированная бумага, шампура деревянные, клеевой пистолет.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- интерактивная доска;

- аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- репродукции;

- методическая литература;

- фондовые работы;

- детские книги, раскраски;

- книги по истории изобразительного искусства;

- образцы народных росписей.


2.2.Оценочные материалы и формы аттестации

Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребёнка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетического восприятия произведений искусства.

Форму аттестации необходимо подбирать так, чтобы ребёнок видел свой «рост» и ему было бы очевидно, что он продвинулся в своём развитии. Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (вводный, промежуточный, итоговый), диагностику творческих способностей и характеристику уровня творческой активности воспитанника.


Диагностические методики

Вводная диагностика: тест (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова).

Цель задания заключается в том, чтобы определить выраженность креативности, т.е. (готовности к развитию творческих способностей ребёнка).

1. Тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности.

2. «Незавершенные фигуры», тест представляет собой серию незавершенных фигур, предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей.

3. Методика КТО Я? (модификация методики Куна) цель задания заключается в том, чтобы выявить форсированность Я-концепции и СО.


Критерии оценки результатов промежуточной аттестации

Критерии оценки выставочных проектных и конкурсных работ:

- соответствие темы;

- технические навыки;

- творчество;

- выразительность, яркость;

- внесение своих элементов в работу;

- оригинальность, своеобразие;

- демонстрация разных возможностей художественных материалов;

- наблюдательность, память.



Форма проведения промежуточной аттестации: выставка работ

Ожидаемые результаты

Макси -

мальный бал

Итоговый бал

Приме - чание

Личностные результаты




Помогать товарищам

5



Выполнять общепринятые правила поведения в обществе

5



Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности

5



Осуществлять сотрудничество с сверстниками при выполнении работы

5



Испытывать эстетические потребности

5



Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

5



Мета предметные результаты




Оценивать свою работу и творчество товарищей

5



Предлагать свои варианты выполнения заданий

5



Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы

5



Представлять продукты творческой деятельности на выставке

5



Отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой работы

5



Предметные результаты




Самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме

10



Соблюдать технику безопасности при работе с красками, кистями, феном, палитрой, карандашом и т.д.

10



Владеть терминологией

10



Пользоваться различными инструментами и материалами: гуашь, акварель и т.д.

10



Передавать в работе: пространственное положение предметов на основе линейной и воздушной перспективы, форму, пропорции, цвет

10




Форма подведения итогов реализации программы: итоговое занятие

Ожидаемые результаты

Макси мальный бал

Итоговый бал

Примечание

Личностные результаты




Помогать товарищам

5



Выполнять общепринятые правила поведения в обществе

5



Уважительно относиться к культурным традициям своего народа, своей семьи.

5



Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности

5



Положительно реагировать на красоту вокруг себя

5



Испытывать эстетические потребности

5



Мета предметные результаты




Оценить достоинства и недостатки собственной работы

5



Предлагать свои варианты выполнения заданий

5



Ориентироваться декоративно –прикладной, художественной деятельностях.

5



Планировать время на выполнение творческих задач

5



Самостоятельно выбирать материал и другие подручные средства: акварельные краски, кисти. Бумагу, фен, палитру, мыло, ластик, мольберт и. т. д.

5



Предметные результаты




Основы деятельности

10



Соблюдать технику безопасности при работе с красками, кистями, феном, палитрой, карандашом и т.д.

10



Владеть терминологией

10



Применять на практике различные техники изображения рисунка: использование пластиковой карточки, губки, жидкого грунта, клейкой бумаги.

10



Владеть техникой: аля- прима, лессировка, работа по сухому, работа по мокрому и т.д.

10




Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся в праздничных мероприятиях, фестивалях, выставках, конкурсах местного, регионального, российского, международного уровня.

Используемые диагностические методики позволяет выявить творческие способности обучающихся на основе результатов индивидуальной аттестации.


2.3. Методические материалы

Алгоритм учебного занятия

Тема занятия

Цель, задачи занятия

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия учитываются следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

Технологические карты

Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся. Использование технологической карты позволяет видеть: педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных результатов; педагогические действия связанные в последовательную цель и не нарушающую логики целостной деятельности: возможность войти в действие и выйти из него, не прервав цели.

В данной программе для создания технологических карт используются рекомендации Г.Л. Копотевой. И М. Логвиновой.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты







Технология проектной деятельности

В программу включены творческие проекты «Сказка в гости к нам приходит»

Основными этапами создания проекта является следующие:

1.Организационно - подготовительный этап.

- подготовка к работе над проектом;

- выбор проблемы;

- сбор информации;

- разработка собственного варианта решения проблемы.

Работа в данном направлении, расширяет кругозор, знакомит с театральным творчеством.

Для детей этого возраста (на который рассчитана программа) особенно интересна театрализация, так как с помощью героя можно выразить своих чувств и эмоций.

  1. Технологический (основной) этап:

- реализация плана действий.

Планирование, анализ своих возможностей дает хорошую мотивационную базу. Я могу!

- сбор информации;

- подготовка реквизита;

Подготовка к театрализации самый ответственный и интересный момент. От применения умений и навыков ребята получают творческое удовлетворения. Потребность идти дальше.

Этот этап занимает большую часть часов, запланированный на весь проект. Подготовка театрализации, требует написания сценария, подготовки реквизита и костюмов (помощь оказывают и родители)

  1. Заключительный этап:

Презентация проекта- театрализации спектакля.

- рефлексия (анализ).

Обсуждение эффективности выбранных технологий для изготовления реквизита, костюмов, декораций.

Так как в темы программы включены такие виды, стили и техники: иллюстрирование, декорирование, декоративно - прикладное искусство, оформительство, такая деятельность позволяет применить полученные навыки на практике. Для изготовления костюма, необходимо подготовить зарисовку эскиза; для изготовления декораций (макет сцены) необходимы оформительские навыки, для реквизита - технологии декоративно – прикладного искусства, для изготовления афиши – иллюстрирование.

Использование в проектной деятельности полученных умений и навыков дает возможность познакомиться с такими профессиями как: художник - оформитель, художник- модельер, художник -декоратор, художник-иллюстратор.

Технология проектной деятельности дает почувствовать радость труда в обучении, пробудить в сердцах детей чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого участника проекта, включив его в активную деятельность, доведя представления по изученным темам до формирования устойчивых понятий и умений.

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.

    1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

180

180

Продолжительность учебных периодов

с 01.09 по 31.05

с 01.09 по 31.05

Возраст детей, лет

6-9

9-12

Продолжительность занятия, час

2

2

Режим занятия

2 раза в неделю

3 раза в неделю

Годовая нагрузка, час

144

216


2.5. Календарный план воспитательной работы


п/п

Дата

Название мероприятия

Форма проведения

1.

20сентября

«Правила дорожного движения»

Беседа, конкурс рисунков

2.

27сентября

«Золотая осень»

Конкурс поделок из природного материала

3.

4 октября

Всемирный день животных

Конкурс рисунков

4.

5 октября

День учителя

Конкурс открыток

5.

6 октября

Всемирный день охраны мест обитания

Конкурс рисунков

6.

4 ноября

День народного единства

Конкурс рисунков

7.

28 ноября

День Матери

Конкурс портретов мам

8.

20 декабря

Мастерская Деда Мороза

Конкурс поделок

9.

28 декабря

Творческий проект

Спектакль

10.

23 февраля

День защитника отечества

Конкурс портретов пап


01 марта

День кошек в России

Конкурс рисунков

11.

08 марта

Международный женский день

Конкурс открыток

12.

21 марта

Международный день лесов

Конкурс рисунков

13.

22 марта

Международный день водных ресурсов

Конкурс рисунков

14.

01 апреля

Международный день птиц

Конкурс рисунков

15.

12 апреля

День космонавтики

Конкурс рисунков

16.

16 апреля

Международный день цирка

Конкурс рисунков

17.

09 мая

День Победы

Конкурс рисунков

18.

21 мая

Презентация проекта

Театрализация спектакля



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алёхин А. Д. Когда начинается художник – Москва: Посвящение 1993.

2.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты – Москва: Просвещение 1989.

3.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа – Москва: Рип-колдинг 2013.

4.Маслов Н. Я. Пленэр – Москва: Просвещение1989.

5.Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя – Москва: Просвещение 1987.

6.Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь – Москва: Молодая гвардия 1994.

7.Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – Москва: Просвещение, 1988.











19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный художник"

Автор: Давыденко Ольга Александровна

Дата: 26.05.2021

Номер свидетельства: 581717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Принт»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_khudo_19"
    ["file_id"] => string(6) "633763"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1686827535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства