Тестовые материалы. Промежуточный тест 1 год обучения………. 62
Промежуточный тест 2 год обучения……………………………….. 65
Итоговый тест 1 год обучения………………………………………. 67
Итоговый тест 2 год обучения………………………………………. 71
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, педагог незаметно прикасается к этим уголкам.
Данная программа ориентирует педагогов дополнительного образования на решение художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает воспитание и обучение как единый процесс.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Нормативно-правовыедокументы
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) художественной направленности «Юный художник» (далее программа) составлена в соответствии с требованиями и следующей нормативной базой:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Концепция развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27. 07 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 26. 06 2023 г. № 795-ОД «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия» (с изменениями от 27.07.2023 г.);
- СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»;
- Локальные акты МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»: «Положение о численном составе творческих объединений, продолжительности занятий, режиме работы», «Положение о дополнительных общеобразовательных программах в учреждении, их разработке и корректировке»
- Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.
Направленность программы –художественная
Возрастная категория учащихся – 8-12 лет
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный художник» рассчитана на детей разного пола и ориентирована на работу с детьми от 8 до12 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности к занятиям изобразительного искусства.
Особенности приёма
Принимаются все желающие, с любой степенью подготовки, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Принципы построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т. д.).
Объём и сроки освоения программы
Срок реализации программы - 2 года
Рассчитана на детей младшего, среднего возраста.
Продолжительность реализации всей программы - 144 часа.
Отдельной части программы:
1-ый год обучения - 72 ч. в год;
2-oй год обучения - 72 ч. в год.
Режим занятий
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю – 2ч. (продолжительность учебного часа 45 минут с 15-минутным перерывом каждый час).
Новизна программы. Отличительные особенности программы
Отличительные особенностиданной программы от уже существующих, в этой области заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству (акварель, гуашь, темпера, пастель, масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, гелиевая ручка) и разнообразных нетрадиционных техник рисования (пуантилизм, набрызг, монотипия, граттаж - цветной, черно-белый; роспись по манке, пластилиновая живопись, рисование по сырому, солью).
Так же в ней присутствует региональный национальный аспект:
- изучение мордовского народного творчества, мордовского эпоса (иллюстрации сказок, легенд, преданий);
- изучение мордовского костюма, орнамента;
- изучение народных промыслов и ремёсел Мордовии, которые обогащают нашу культуру и придают ей уникальность (роспись по дереву, керамике).;
- быт и творчество родного края, национальные праздники мордвы.
У учащихся формируется представление о жизни, быте, особенностях национального характера мордвы. Развивается чувство уважения к мордовской национальной культуре.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, декоративно-прикладному творчеству, аппликации. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Программа «Юный художник» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Программа «Юный художник» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Ценность программы в том, что она направлена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений выработанных поколениями.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях изобразительного искусства дети учатся наблюдать, анализировать, запоминать, понимать прекрасное, отличать настоящее от китча и пошлости. Учатся ценить, любить и уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что ведёт к совершенствованию гармонично развитой личности. Так как в системе дополнительного образования мы имеем возможность больше времени и внимания уделять каждому ребенку, обучение является более продуктивным и целесообразным.
В человеке уже заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Дети неоднородны по уровню развития и характеру овладения практической деятельностью, поэтому программа ориентирована на учащихся с различным познавательным и творческим потенциалом.
Содержание программы наполнено освоением разных техник рисования, многообразием художественных материалов, это развивает творческую личность и раскрывает творческий потенциал учащихся.
По ходу освоения программного материала ребёнок выступает как новатор, творец, создатель. Он не только создаёт свой замысел произведения, его композицию, но и выбирает технику и материалы для его создания. Тем самым раскрывается личность ребёнка, его индивидуальные особенности, способность выразить своё мнение, идею, проблему, образ языком творчества в собственной манере исполнения.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Уровень сложности
Программа «Юный художник» имеет «стартовый» уровень сложности содержания на 1-ом году обучения и «базовый» уровень сложности содержания на 2-ом году обучения.
Содержание программы соответствует особенностям развития обучающихся, их возрастным характеристикам и уровню готовности, так же учтены психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды).
Содержание тем и разделов излагается в определенной последовательности, от простого к сложному.
Результат реализации
Программа рассчитана на два года обучения.
В процессе обучения по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые(определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи. (Приложение 1,2,3)
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, тесты, викторины);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Программа «Юный художник» — это начало систематического приобщения учащихся к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают учащиеся.
Формы обучения
Занятия носят групповой характер; в группе 13-15 человек, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению.
Основной формой занятий является урок, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса.
Урок включает в себя небольшую беседу, включающую наглядный показ приёмов работы и самостоятельной работы учащихся. Беседа занимает примерно 10 минут от урока. В конце урока просмотр и анализ работ.
Основной формой подведения итогов по каждой теме или разделу является выставка работ учащихся. Лучшие работы принимают участие в городских, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных выставках.
Структура занятия
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
- Приветствие педагога и учащихся;
- Предварительная подготовка к работе;
- Организация рабочего места;
- Объяснение нового материала;
- Индивидуальные задания для учащихся;
- Работа карандашом, использование эскизов в работе;
- Проработка деталей в рисунке;
- Цветовое решение работы;
- Подведение и анализ работ;
- Поощрение и похвала за проделанную работу.
В результате освоения программы, учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные навыки.
Работа по данной программе не имеет строго определенных рамок и четких разделений, это единый учебный процесс овладения изобразительным искусством. При проявлении повышенного интереса, развития способностей учащихся и уровня их исполнительского мастерства происходит естественная корректировка в обучении.
Основные дидактические принципы программы:
- Доступность и наглядность;
- Последовательность и систематичность;
- Учет возрастных особенностей детей;
- От простому к сложному.
Принципы работы
- Принцип интеграции различных жанров изобразительного искусства (живопись, рисунок, композиция, декоративно – прикладное искусство, архитектура).
- Принцип концентричности предполагает возвращение к ранее изученному материалу с его последующим расширением и усложнением.
- Принцип непрерывности предполагает правильное чередование тем и способов усложнения в работе, равномерность ее во времени, насыщенность цветовой гаммы в работе, позволяет определить системность в работе.
- Принцип доступности предполагает для каждого возраста подбор материала в соответствии с особенностями психолого-эмоционального развития именно этого возраста.
- Принцип осознанности предполагает усвоение материала не механически, а осмысленно.
- Принцип наглядности предполагает предварительное объяснение и показ педагогом каждого нового приема работы.
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, когда требование результата должно исходить их предварительной оценки его возможностей.
- Принцип сотрудничества между педагогом и детьми в одной группе, и, что особенно важно, между детьми разных возрастных групп.
- Принцип систематичности предполагает такое построение учебного процесса, в ходе которого происходит, как бы связывание ранее усвоенного материала.
Педагогические технологии
- Здоровьесберегающие (направлены на максимальное укрепление здоровья обучающихся);
- Личностно-ориентированные (в центре внимания, которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях);
- Игровые (обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся). В их основу положена педагогическая игра как дополнительный вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта;
- Технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь);
- Коммуникативные (обучение на основе общения). Участники обучения - педагог - ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии.
Использование электронных ресурсов (для развития разных категорий обучающихся)
Дистанционная форма обучения – активно развивающаяся среда. Для повышения качества занятий по программе «Юный художник» используются мультимедийные формы обучения. Одна из них - это мультимедия-урок, который является средством разнообразного воздействия на обучаемого. Это презентации, видео и аудио материалы, представленные к уроку. Здесь важно учитывать возрастную группу учеников.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Обучить детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие (связанные с овладением детьми основами изобразительной деятельности)
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- организация рабочего места;
- совершенствование приобретенных технических навыков.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие способностей к самостоятельной работе;
- развитие творческой инициативы, воображения;
- развитие умения передавать в рисунке содержание образа действием;
- развитие детей как творчески активных личностей;
- развитие художественного вкуса;
- развитие колористического видения;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность, определять ее проблемы и их причины).
Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- воспитание интереса и любви к национальной народной культуре;
- создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
- воспитание упорства и настойчивости в достижении цели;
- воспитание сосредоточенного внимания;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
- восприятия духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.
Основные учебно-воспитательные задачи
- развитие умения наблюдать отдельные объекты и предметные ситуации в натуре, анализировать видимое с точки зрения возможности его изображения, подмечать характерное и особенное в вещах, находить интересное и красивое в обычном;
- совершенствование изобразительных навыков учащихся и развитие представлений о выразительных возможностях изображения;
- развитие заинтересованного отношения к явлениям художественной культуры.
год обучения
- дать основы различных техник и приёмов изобразительной грамоты;
- развивать любознательность и интерес к изобразительному творчеству;
- развивать творческую активность и воображение;
- воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели;
- развивать художественный вкус.
год обучения
- воспитывать удовлетворение от творческого процесса и от результата проделанной работы;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления;
- формирование умения анализировать, сравнивать, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
(72 часа, 2часа в неделю)
№ п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего
практика
теория
Комплектование групп. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в ДДТ, техника безопасности (инструктаж).
0,5
0,5
Беседа о техники безопасности (инструктаж)
Живопись
1
Три волшебные краски (красный, желтый, синий). Цветовые оттенки основных цветов. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
2
1,5
0,5
Беседа
Игра
Упражнения
2
Эффект холодных и тёплых цветов. Их эмоциональная характеристика. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости. Рисование по памяти: «В лесу», «На горке», «Цветущий луг».
3
2,5
0,5
Беседа
Наблюдение
Анализ работ
3
Выразительные средства живописи. Цвет и освещение как средства выразительности в живописи. Наблюдения за явлениями природы. Осенний пейзаж
2
1,5
0,5
Беседа
Наблюдение
Сравнительный анализ произведений
4
Изображение народной игрушки. Филимоновская, Дымковская глиняная игрушка. Украшение в традициях народной игрушки. Роспись разделочной доски.
3
2
0,5
Беседа
Наблюдение
Выставка работ
5
Эффект холодных и тёплых цветов. Их эмоциональная характеристика. Цвет - основа языка живописи. Волшебный закат (гуашь) и «Живопись по - сырому (акварель)» (A La Ptima).
2
1,5
0,5
Беседа
Наблюдение
Опрос
Анализ работ
6
Декоративное панно: «Сивка – Бурка», «Конёк – горбунок» (иллюстрация к сказкам народов России).
3
2,5
0,5
Беседа
Творческая работа
Анализ и выставка работ
7
Тематический портрет. Рисование по памяти или воображению тематического портрета ярким характером («Старик», «Мальчик», «Красавица»).
Зарисовка предметов быта (книга, стол, стул, чайник, ваза). Краткосрочный рисунок с натуры предметов, расположенных на разных расстояниях от учащихся.
4
3,5
0,5
Беседа
Анализ работ
2
Соотношение частей по величине. Предметы разной формы и величины. Построение объемных тел (куб, пирамида, цилиндр).
3
3
Творческая работа
3
Построение предметов в натюрморте. «Натюрморт из трех предметов».
2
2
Анализ работ
4
Изображение животных и птиц. Поэтапное рисование.
2
2
Творческая работа
5
Пропорции лица «Портрет».
3
2,5
0,5
Беседа
Опрос
6
Линейная перспектива. Воздушная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения. Построение перспективы
4
3,5
0,5
Беседа
Анализ работ
Опрос
7
Перспектива в пейзаже («Железная дорога», «Парковая аллея»).
4
3,5
0,5
Беседа
Анализ работ
8
Фигура, состоящая из геометрических форм (динамика, статика).
4
3,5
0,5
Беседа
Опрос
9
Рисунок чучела птицы. Натюрморт с чучелом птицы.
3
3
Самостоятельная работа
Всего:
28
25,5
2,5
Композиция
1
Беседа на тему: «Азбука композиции».
1
0,5
0,5
Беседа
2
Композиция по наблюдению на тему: «Как я провел лето».
2
1,5
0,5
Беседа
Творческая работа
3
Создание иллюстраций к сказкам. Масторава - мордовский эпос.
2
2
Творческая работа
4
Композиция на тему: «На арене цирка».
2
2
Самостоятельная работа
5
Композиция на тему спорта: «Скачки», «Прыжок в высоту», «Велосипедисты».
2
2
Анализ работ
Самостоятельная работа
6
Сюжетно - тематическая композиция на тему зимы: «Праздник русской зимы», «Зимние игры, забавы», «Рождество», «Колядки».
4
3,5
0,5
Беседа
Творческая работа
7
Создание сюжетно-тематической композиции на тему: «Моя семья», «Мой дедушка - ветеран».
2
2
Анализ работ
8
Итоговое занятие. Тесты.
1
1
Всего:
16
14,5
1,5
Итого:
72
65
7
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание предмета - Живопись
«Высокое, серьезное искусство живописи без науки
не может существовать. Наука в высшем проявлении
ее переходит в искусство».
П.П. Чистяков.
Курс «живописи» является одним из важнейших разделов учебного процесса. Главная цель обучения заключает в себе освоение «языка живописи», изучение изобразительно выразительных средств, необходимых для решения живописных, творческих задач 1, 2 года обучения. В основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, поэтому один из наиболее важных в художественном обучении учащихся вид работы - изображение с натуры. Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира; развивает эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
В этом разделе учащиеся учатся точнее находить локальный цвет предметов, отходя от раскраски готовым цветом; постепенно вводится задача отыскивать оттенки цвета, соответствующие изменениями окраски поверхности изображаемых предметов. Изображение теней (собственных и падающих) - следующий этап работы. Учащиеся не должны привычно передавать их черной краской, они должны видеть их цвет.
Важно изучить характер кладки краски фактуру красочного слоя, систему мазка. Изучение цветового контраста дает возможность учащимся в будущем преодолевать «глухоту» цвета и создавать сложное цветовое построение для передачи однотонных поверхностей. Постоянная работа цветом поможет развивать цветоощущение учащихся, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего мира.
Преподавание живописи решает ряд задач в обучении, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся.
Содержание предмета - Рисунок
«Непрестанно рисовать с натуры –
вот школа самая высшая и верная». И.Е. Репин.
Рисунок, как основа реалистического изображения, является ведущей дисциплиной в процессе обучения. Задача рисунка состоит в том, чтобы научить учащегося видеть, понимать, изображать любыми графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тенью. Методическая трудность работы с учащимися этого возраста состоит в том, что в процессе обучения нужно сохранить достоинства детского рисунка - непосредственность, выразительность, яркость - одновременно обогатить творчество детей живыми впечатлениями от жизни, проработать эти впечатления, разнообразить содержание рисунков. Главная задача педагога — создать у учащихся заинтересованное отношение к натуре. Учебный процесс заключается в системе последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных занятий: классных, самостоятельных, домашних. С рисунка начинается всякое изображение формы на плоскости. Микеланджело писал; что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи.
Упражнения и задания располагаются в порядке усложнения от простейших упражнений в проведении линий и штрихов до изображения человека.
Законченность рисунка обуславливается не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.
Учащиеся знакомятся с разнообразными графическими материалами. Знакомятся с профессиональными терминами: контур, пятно, натура, построение предмета, вспомогательная линия, рисование с натуры и по представлению, набросок, форма, композиция, пропорции.
Содержание предмета - Композиция
«Композиция - закономерно устроенный
организм, все части которого находятся
в неразрывной связи и взаимозависимости».
Е.А. Кибрик
«Композиция» - одна из основных дисциплин. Тематическая композиция формирует мировоззрение у учащихся, активно развивает образное восприятие жизни, помогает увидеть в обычном необычное.
Основные задачи тематической композиции - образная передача содержания, умение удержать в памяти и передать особое впечатление свойства виденного и сочиненного явления, дать яркую характеристику объекту, персонажу, событию. Композиция — это поиск изобразительных форм и выразительных средств, отвечающих замыслу, настроению, образному содержанию темы, умение посильно выразить сюжет, согласовывать предметы и персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению. Темы композиции должны быть разнообразными, представлять интересные и важные в воспитательном отношении явления окружающей действительности: историю и современные события в жизни страны, своей Республики; темы труда и подвига, освоение космоса, праздники, семья и школа, мир животных, городской и сельский пейзаж, нельзя забывать о том, что дети этого возраста очень любят рисовать по мотивам литературных произведений. На занятиях ставят задачи на накоплении зрительных представлений и навыков рисования по памяти.
Работа над композицией строится так: тема, задачи композиции определяется педагогом. Далее работа учащегося - сбор материала, поиск композиционного решения, формы, цветовые гаммы, выбор материала. Проделанная работа анализируется педагогом. Детей необходимо учить мыслить, проникать в содержания задач и находить художественные средства, соответствующие замыслу композиции и чувства юного художника.
Содержание программы 1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Вводное занятие. Техника безопасности в изостудии (инструктаж). Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Итоговый тест на знание пройденного материала. Беседа: чему мы научились на занятиях изостудии?
Задача: проверить уровень усвоения учащимися полученных в течении года знаний.
Обсуждение творческих результатов первого года обучения. Итоговая выставка работ учащихся. Подготовка и проведение итогового праздника: конкурсы, викторины, кроссворды.
Раздел 2. Живопись (26 ч)
Тема 2.1. Три волшебные краски. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Задачи: развитие наблюдательности, образного мышления. Гармоничное заполнение всей поверхности листа. Выразительное решение композиции. Дать понятия: холодные и тёплые цвета. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие:изображение фруктов и овощей, в тёплой и холодной гамме.
Выполнение заданий: «Цветик - семицветик», «Праздничный букет», «Салют».
Материалы: бумага А3, акварель, гуашь.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 2.2. Эффект холодных и тёплых цветов. Их эмоциональная характеристика. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости. Рисование по памяти: «В лесу», «На горке», «Цветущий луг».
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Понятие «цветовой тон», «насыщенность», «светлота».
Задачи: научить составлению сложных цветов. Развитие пространственного мышления. Наглядная перспектива в открытом пространстве. Понятие: предметная плоскость (земля), горизонт. Заполнение пространства равноудаленными предметами, преодоление пустот.
Практическое занятие:выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Материалы: бумага А3, акварель, гуашь.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Тема 2.3. Беседа. Выразительные средства живописи. Цвет и освещение как средства выразительности в живописи. Наблюдения за явлениями природы. Природа и её изображение в произведениях живописи. Сравнительный анализ произведений.Осенний пейзаж.
Задачи: знакомство с произведениями живописи известных русских художников И. Левитан, А. Куинджи, М.Врубеля, Н. Ромадина, Р.Кента.
Расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности. Знакомство с линейной перспективой.
Практическое занятие: рисуем осенний пейзаж; обдумываем сюжет, передний и дальний план, соблюдаем правила перспективы, соразмерность предметов, передаем характерные особенности разных пород деревьев.
Материалы: Слайды, репродукции.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 2.4. Изображение народной игрушки. Филимоновская, Дымковская глиняная игрушка. Украшение в традициях народной игрушки. Декоративная работа. Роспись разделочной доски.
Задачи:приобщение учащихся к народным промыслам. Оптимизм, образность, пластичность формы, изящество силуэта, красочность народного искусства. Научить учащихся росписи разделочных досок.
Практическое занятие: грамотное составление эскиза к разделочной доске. Закрепление понятий симметрия и асимметрия в росписи. Использование приема симметрии и асимметрии в декоративных формах. Научить учащихся выполнять работу в яркой цветовой гамме.
Тема 2.5. Эффект холодных и тёплых цветов. Их эмоциональная характеристика. Цвет - основа языка живописи. «Волшебный закат».
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Понятие «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Закрепление знаний о возможностях цвета. Вливание цвета в цвет акварелью. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков.
Задачи: научить составлению сложных цветов. Научить вливанию цвета в цвет акварелью. Плавный переход от тёмного к самому светлому тону. Понятие - силуэт.
Практическое занятие: выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Пейзаж с закатом солнца (на основе растяжек)
Задачи:размещение декоративных элементов в зависимости от формы украшаемой поверхности. Знакомство с разными композиционными решениями плоскости свободное размещение узора с учётом равновесия, выделение центра, краёв, углов украшаемой поверхности.
Материалы: гуашь, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 2.7. Тематический портрет.
Рисование по памяти или воображению тематического портрета ярким характером («Старик», «Мальчик», «Красавица»).
Задачи:передать живописными материалами характерными признаки профессии, возраста, темперамента человека.
Задачи:закрепление понятий симметрия и асимметрия формы. Использование приема симметрии и асимметрии в декоративных формах. Образование симметричных форм путём складывания.
Материалы: гуашь, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 2.9. Зимний пейзаж. Какого цвета снег?
Передать впечатление о зимней природе, помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Разнообразие холодных оттенков.
Задачи: передача плановости; настроение зимней природы; разной формы и окраски деревьев, цвета неба. Развитие фантазии и воображения.
Практическое занятие. Изображение зимнего пейзажа.
Материалы: бумага А3, гуашь.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 2.10. Рисование по наблюдению: «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами».
Задачи:видеть и передавать размеры и пропорции предметов в сравнении, индивидуальные различия формы и строения предметов на основе наблюдений и составления своей работы с натурой. Установление сходства и различия.
Материалы: гуашь, акварель с белилами, бумага.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Тема 2.11. Времена года. Весна
Знакомство с художниками-пейзажистами и их картинами: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», «Половодье», «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Грабарь «Мартовский снег», и др.
Задачи: формировать понятие о пейзаже; познакомить с видами пейзажа; научить последовательности в работе над пейзажем; ознакомить с творчеством художников-пейзажистов; подбирать соответствующую цветовую гамму, передать цветом весеннее настроение. Дать понятия: линия горизонта, перспектива. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать её удивительные особенности; воспитывать бережное отношение к природе.
Практическое занятие: выполнить композицию на тему весна с применением нестандартных материалов: поролоновая губка, мятая бумага.
Материалы: бумага А3, гуашь, кисти, губки из поролона, мятая бумага.
Оборудование для учителя: проектор, презентация по теме, музыкальный ряд: А. Вивальди «Весна», П. И. Чайковский «Песня жаворонка», наглядно-дидактическая игра «Знатоки цвета. Семейство оттенков».
Время: 2 часа (1 урок).
Раздел 3. Рисунок (30 ч)
Тема 3.1. Рисунок - основа изобразительного искусства.
Виды рисунка: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. История развития рисунка. Художественные материалы, применяемые для рисунка.
Задачи: познакомить учащихся с видами рисунка; с историей его развития; с художественными материалами, применяемыми в рисунке.
Материалы: бумага А3, графитный карандаш В 6, уголь, сангина, пастель.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 3.2. Рисунок - основа пластических искусств. Линия. Штрих.
Знакомство учащихся с приёмами работы графитным карандашом, выразительными средствами рисунка, их особенностями, это даёт возможность каждому ученику создать свой неповторимый образ. Постановки глаза и руки учащихся. Грамотно скомпоновать изображения на листе, добиться выразительности линий.
Задачи:познакомить с основными выразительными средствами рисунка. Дать понятия «Линия», «Штрих».
Практическое занятие: упражнения: «Виды линий». С помощью только одного вида линий изобразить: прямые - дождик, ломаные - молнию, огонь или лестницу, волнистые - цветок, волны, снежинку, округлые - цепочку, камушки разной величины, спиралевидные - новогодний серпантин, образ пуделя. Упражнение штрихом, различные направления. Выполнение по памяти, наблюдению деревьев и кустарников.
Тональный рисунок геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тона. Знакомство с понятием пропорцией предметов и способом визирования как средством их проверки. Закрепление материала предыдущих знаний. Куб, конус.
Задачи: сформировать у учащихся конкретные представление о геометрическом теле; расширить представление о линейном рисунке; формировать умения и навыки владения графическим материалом. Научить строить овалы.
Практическое занятие: построение геометрических фигур; грамотно скомпоновать изображение в листе; передать пропорции предметов друг друга; с помощью штриха показать их тональную разницу.
Тема 3.6. Рисование головы человека и её пропорции.
Разновидность портрета. Автопортрет.
Задачи:дать представление о роли и месте портрета в истории искусств в разных странах, эпохах. Познакомить с разновидностью портрета. Знакомство с творчеством художников - портретистов. Дать понятие «анфас», «фас», «профиль», «три четверти». Научить пропорциям. Обучить поэтапной технике рисунка графическими средствами.
Практическое занятие: нарисовать по памяти, с фотографии или воображению линейный набросок - портрет. Передать графическими средствами характерные признаки возраста, темперамента человека, с соблюдением пропорций.
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. Зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона).
Задачи: Знакомство с понятием «светотень». Познакомить с понятием о градациях светотени. Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы. Развитие графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
Практическое занятие: грамотно расположить изображение в листе; передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, тени падающей); передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.
Тема 3.8. Изображение домашних животных и птиц в графике.
Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Их называют - анималистами.
Рассказ о Британском художнике - анималисте Э. Ханте.
Задачи:ознакомление с анималистическим жанром как видом искусства через знакомство с творчеством художника - анималиста Э. Ханта; закрепление умения применять на практике технику графического рисования; развития умения анализировать пропорции, размеры. Формировать интерес и любовь к природе.
Практическое занятие: составить композицию, нарисовать домашних животных. Передача характера (злой, гордый, хитрый, умный); соблюдение пропорций; передача движения.
Тема 3.9. Граттаж - техника рисунка (цветной граттаж).
Знакомство с одним видом графики, который называется «граттаж». Изображение птиц и насекомых в технике граттаж.
Выполняют контурные наброски птиц, рыб, насекомых, бабочек. Контур – это линия, передающая внешние очертания изображаемого объекта или отдельных его частей. Контурные изображения передают разные положения фигуры животных существ.
Задачи:познакомить учащихся с новыми возможностями художественной техники, графических материалов; развитие творческих способностей и навыков; с выполнением работ в технике граттаж.
Практическое занятие: нарисовать птиц, рыб или насекомых в технике «граттаж».
Тема 3.10. Натюрморт из двух – трёх предметов разной величины.
Задачи:продолжение работы над пропорциями, знакомство с понятием о соотношении величин разных предметов.
Материалы: карандаш, бумага.
Время: 4 часа (2 урока).
Раздел 4. Композиция (16 ч)
Тема 4.1. Вводная беседа о композиции, ее задачах.
Виды композиции, основы композиции.
Задачи: познакомить учащихся с понятием - композиция; с видами композиции, ее основами, с принципами композиционных построений. Дать понятие «симметрия», «равновесие», «динамика».
Практическое занятие: упражнение 1. Равновесие (техника аппликация) - элементами композиции выберем квадраты или прямоугольники. Используя черный квадрат и заданную белую плоскость, решим одну из важнейших композиционных задач - добьемся композиционного равновесия (баланса) белого и черного. Упражнение 2. Динамика - черный лист и белые квадраты, прямоугольники и «двигаем» их на листе, приводим в «движение» и наоборот, «останавливаем» движение. Это задание надо выполнять, постоянно сравнивая динамику и равновесие. Упражнение 3. Симметрия - выполняем симметричную композицию.
Материалы: бумага А3 - белая и черная, графитный карандаш, черные и белые квадраты и прямоугольники.
Время: 1 час.
Тема 4.2.Загадочный подводный мир.
Краткий рассказ о чудесах подводного мира, как поразительно красив и необычен подводный мир морей и океанов. Яркие рыбки, причудливые кораллы и ракушки, морские звезды, осьминоги и крабы.
Составление композиции. Используются приёмы нетрадиционного рисования: рисование солью и пищевой плёнкой.
Пищевую пленку применяем для изображения воды - насыщенные акварельные цвета наносим на рисунок, в тех местах, где изображена вода близко друг к другу, чтобы не было свободного пространства и прежде, чем краска высохнет, накладываем кусок пищевой плёнки или полиэтиленового пакета больше, чем лист, размера. Слегка нажать пальцами на пленку немного смяв её. Пленку оставить на поверхности до полного высыхания. В результате получаются чудесные морские узоры.
Рисование солью - наносим на рисунок рыб акварельные краски и посыпаем крупной солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем, получаются у рыб чешуйки.
Задачи:знакомство с контрастными цветами; воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; знакомство с нетрадиционными приемами рисования.
Практическое занятие: нарисовать подводный мир с его разнообразными обитателями используя приемы нетрадиционного рисования.
Сказка — это волшебный мир, один из основных жанров устного народного поэтического творчества. В воображении слушателей возникали образы героев сказок, этих удивительных волшебных рассказов, все они были образами только устного народного творчества до тех пор, пока не появилась возможность печатать сказки, создавать книги. Так возникает иллюстрация.
При иллюстрации сказки формируется представление о жизни, быте, особенностях национального характера мордвы. Острые сюжеты мордовских народных сказок, непредсказуемость событий, удивительные герои: Вирява, Ведява, Юртай, Сураля, Дуболго Пичай, Дячка Най-Най привлекают учеников.
Жанры сказок: бытовые, волшебные, о животных. Из бытовых сказок мы узнаем, как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел.
Задачи: развитие интереса к мордовским литературным произведениям; ознакомление с устным народным творчеством мордовского народа; воспитание интереса к русскому и мордовскому народному фольклору; воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привитие любви к родному краю. Знакомство с мордовской одеждой, вышивкой.
Практическое занятие: иллюстрация мордовских народных сказок.
Материалы: бумага А3, графитный карандаш, гуашь.
Время: 4 часа (2 урока).
Тема 4.4. Открытка к Новому году. Волшебство салфеточной техники - Декупаж.
Знакомство с историей возникновения поздравительных открыток.
Знакомство с историей развития техники «Декупаж», изучить технологию и приёмы выполнения декупажа. Декупаж (Decoupage или découpage) — это старинный вид искусства, обозначающий технику украшения различных предметов путем вырезания, наклеивания бумажных изображений и покрытие их лаком.
Задачи: познакомить с историей возникновения открытки; воспитывать у учащихся интерес и уважение к традициям своего народа; воспитывать умение ценить ручное творчество, видеть прекрасное в простых вещах; совершать навыки декоративного рисования; поиск оригинального композиционного решения. Развитие воображения, фантазии. Знакомство с салфеточной техникой - «Декупаж».
Практическое задание: создание Новогодней открытки в стиле «Декупаж».
Материалы: объект для декупирования - разделочная доска разных размеров загрунтованная, ножницы, трёхслойные салфетки, клей ПВА, гуашь, блёстки, лак для покрытия.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Тема 4.5. «Этот День Победы!»
Для нас, живущих в двадцать первом веке, Великая Отечественная война – это история. История, написанная кровью солдат и слезами матерей, обелисками со звёздочками и фронтовым ветром, ворвавшимся в нашу жизнь стихами и песнями. Но эту историю должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных, близких, знакомых.
Рассказ о наших земляках, которые ковали Победу на фронтах в годы В.О.В. воины. «Города-герои».
Задачи: воспитание любви к Родине; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, народа.
Расширить представление детей о героическом прошлом народа (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).
Знакомство с героями В.О.В. Республики Мордовия; закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В.
Практическое занятие: под музыку песен военных лет составить и нарисовать несложную композицию на тему В.О.В.
Материалы: бумага А3, гуашь.
Оборудование для учителя: проектор, презентация по теме, список городов-героев, таблица важных дат, записи песен военных лет.
Время: 4 часа (2 урока).
Второй год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности второго года обучения.
Вводное занятие. Техника безопасности в изостудии (инструктаж). Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго года обучения. Основные формы работы.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Итоговый тест на знание пройденного материала. Беседа: чему мы научились на занятиях изостудии?
Задача: проверить уровень усвоения учащимися полученных в течении года знаний.
Обсуждение творческих результатов второго года обучения. Итоговая выставка работ учащихся. Подготовка и проведение итогового праздника: конкурсы, викторины, кроссворды.
Раздел 2. Живопись (28 ч)
Тема 2.1. Изображение деревьев, листьев: общие и характерные черты. «Вальс осени».
Задачи:передать основные пропорции лица, характер.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Время – 2 часа (1 урок).
Тема 2.8.Рисование натюрморта с натуры несложных по форме и цвету предметов.
Задачи:видеть и передавать размеры и пропорции предметов в сравнении, индивидуальные различия формы и строения предметов на основе наблюдений и составления своей работы с натурой. Применение различных живописных приемов.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Тема 2.9.«Подводный мир».
Задачи: воспитывать любовь к природе, научить составлять оригинальные композиции.
Материалы: цветной фон, гуашь, акварель с белилами, бумага.
Тема 2.11.Декоративный натюрморт с овощами и фруктами.
Задачи:научить отличать декоративный натюрморт от реалистического. Воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта.
Материалы: цветной фон, гуашь, бумага.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Раздел 3. Рисунок (28 ч)
Тема 3.1. Зарисовка предметов быта (книга, стол, стул, чайник, ваза). Краткосрочный рисунок с натуры предметов, расположенных на разных расстояниях от учащихся.
Задачи:развитие глазомера и наблюдательности. Знакомство с перспективным сокращением предметов по мере удаления их в глубину. Умение сравнивать рисунок с натурой.
Материалы: уголь, карандаш, бумага.
Время: 4 часа (2 урока).
Тема 3.2.Соотношение частей по величине. Предметы разной формы и величины. Построение каркасных тел (куб, пирамида, цилиндр).
Задачи:изучение основных пропорций предметов. Перспектива.
Материалы: карандаш, бумага.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Тема 3.3.Построение предметов в натюрморте. Натюрморт (три предмета).
Задачи:сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям. Умение сравнивать рисунок с натурой.
Материалы: уголь, карандаш, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 3.4.Изображение животных и птиц. Поэтапное рисование.
Задачи:передача характерных особенностей строения тела, характера.Умение сравнивать рисунок с натурой.
Материалы: тонированная бумага, тушь, белила.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 3.5.Рисунок «Портрет».
Задачи:передача пропорций, передача характерных особенностей лица.
Тема 3.6.Линейная и воздушная перспектива. Упражнения.
Задачи: освоение плановости пространства, линия горизонта, использование разных точек зрения: высокий и низкий горизонт.
Материалы: черная тушь, белила, бумага.
Время: 4 часа (2 урока).
Тема 3.7.Городской пейзаж с открытым пространством. «Железная дорога», «Парковая аллея».
Задачи: передача пространства средствами линейной перспективы.
Материалы: карандаш, бумага.
Время: 4 часа (2 урока).
Тема 3.8.Фигура человека, состоящая из геометрических форм.
Задачи: знакомство с геометрическими телами. Знакомство с основными средствами выразительности в рисунке – линия, штрих, тон.
Материалы: сангина, карандаш, бумага.
Время: 3 часов (1,5 урока).
Тема 3.9.Рисунок чучела птицы. Натюрморт с чучелом птицы.
Задачи: продолжение работы над пропорциями, знакомство с понятием о соотношении величин разных предметов.
Материалы: карандаш, бумага.
Время: 3 часа (1,5 урока).
Раздел 4. Композиция (16 ч)
Тема 4.1. Беседа о композиции. «Азбука композиции».
Задачи: знакомство с базовыми принципами композиции, Основные приемы, правила композиции.
Время: 1 час. (0,5 урока).
Тема 4.2.Композиция по наблюдению на тему: «Как я провел лето».
Задачи:достижение точной характеристики данного события, выделение цветом главного, разнообразия оттенков цвета.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 4.3.Создание иллюстраций к сказкам. Масторава - мордовский эпос.
Задачи:соблюдение законов композиции, воссоздать обстановку и образ персонажа.Развить интерес у учеников к изучению национальной культуры; ознакомить учеников с мордовским эпосом; научить различать характерные черты мокшанской и эрзянской одежды.
Практическая работа: составить композицию по мордовскому эпосу.
Задачи:передать объёмные формы в движении, фактуры поверхности. Умение выразить главную мысль. Передача цветом настроения, соблюдение законов композиции.
Материалы: гуашь, фломастеры, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 4.5.Создание многофигурной композиции на тему спорта: «Скачки», «Прыжок в высоту».
Тема 4.6.Создание сюжетно-тематической композиции на тему зимы: «Праздник русской зимы», «Рождество», «Колядки».
Задачи:дать представление о народных праздниках, воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Материалы: разные художественные материалы, бумага.
Время: 4 часа (2 урока).
Тема 4.7.Создание сюжетно-тематической композиции на тему: «Моя семья», «Мой дедушка - ветеран».
Задачи:воспитыватьлюбовь и уважение к членам своей семьи.
Материалы: разные художественные материалы, бумага.
Время: 2 часа (1 урок).
Тема 4.8.
Итоговое занятие. Тесты.
Задачи: проверить уровень усвоения учащимися полученных в течении года знаний.
Время – 1 час (0,5 урока).
Работы учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Юный художник» (Приложение 3).
5. КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024 - 2025 учебный год
Годовой календарно учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).
- Количество учебных недель – 36
- Количество учебных дней - 252
- Продолжительность каникул:
– осенние с 26 октября 2024 г. по 4 ноября 2024 г.;
- зимние с 29 декабря 2024 г. по 08 января 2025 г.;
- весенние с 05 апреля 2025 г. по 13 апреля 2025 г.;
- летние с 31 мая 2025 г. по 31 августа 2025 г.
Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2024 г. по 31.05.2025г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения учащимися изобразительной грамоты. Ученики должны знать специальную терминологию, получить представление о видах и жанрах искусства, научится обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе.
2 год обучения
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- контрастные цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- выразительные особенности некоторых художественных техник и материалов (акварель, роспись);
- принципы ритмичной организации композиции и правила симметрии;
- основные данные о пропорции человеческой фигуры;
- понятия: штрих, пятно, растушевка;
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
- понятия: линейной и воздушной перспективы;
- понятия: ритм, равновесие, композиционный центр, динамика и статика, контраст;
- спектр, ахроматические и хроматические цвета;
- понятия: блик, свет, тень, полутень;
- мордовский орнамент;
- об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов.
Должны уметь:
- находить гармоничное сочетание цветов;
- применять законы светотени;
- передавать блик, свет, тень, полутень;
- выполнять орнамент в различных геометрических фигурах (круге, овале, квадрате, прямоугольнике);
- в работе над композицией опираться на жизненные наблюдения, сравнивать свою работу с натурой;
- сравнительно использовать композиционные средства: размер и формат листа;
- различными изобразительными средствами выделить главную мысль в работе;
- передать характер и основные пропорции предмета, изображать фигуру человека в движении;
- передать пространство средствами линейной перспективы;
- работать на пленэре;
- в составление натюрморта передавать: статику и динамику, равновесие и неуравновешенность, симметрию и асимметрию.
Преимущества образовательного процесса
- Занятия в свободное время;
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Детям предоставляется возможность удовлетворение своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аттестация обучающихся проводится согласно Локального акта «Положение об аттестации обучающихся детских творческих объединений МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей» и осуществляется в следующих формах: опрос,
тестирование, творческое задание, выставка.
Анализ полученных результатов позволяет педагогу подобрать необходимые способы оказания помощи отдельным детям и разработать адекватные задания и методики обучения и воспитания.
Критерии оценки усвоения программного материала
Критерии
Уровни
Низкий
Средний
Высокий
Интерес
Работает только под контролем, в любой момент может бросить
начатое дело
Работает с ошибками, но дело до конца доводит самостоятельно
Работает с интересом, ровно, систематически, самостоятельно
Соответствие заданным условиям второго предъявления
со
Полное соответствие готового изделия.
Соответствует заданным условиям с первого предъявления
8 .ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
Форма обучения:
В процессе реализации программы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия, с одной стороны, позволяют в игровой форме, при соблюдении различных игровых правил, подавать самый разнообразный материал, а с другой стороны, готовят ребенка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «педагог- обучающийся». Игровые методики создают для детей младшего школьного возраста обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой и постепенно перерастает в устойчивый познавательный интерес.
Парное взаимодействие, способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умение договариваться, уступать, выслушивать другого; понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования; совместно решать проблемы; радоваться достижениям другого ребенка и т.д.), а с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.
Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников. Оказание каждому ребенку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Программа первого и второго года обучения предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь ребенку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. предполагается, что в течение двух лет обучения у детей формируется достаточный уровень умений и навыков изобразительной деятельности. На этом фоне выделяются более компетентные, высокомотивированные и даже, можно сказать профессионально - ориентированные дети.
Формы занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие - педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающие получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти - проводится после освоения детьми полученных знаний в работе с натуры, оно даёт ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие - детям предлагается работать над определённой темой (иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям и др.). Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие - импровизация -на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие - строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие - подводит итоги работы изостудии за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчётным выставкам.
Методы обучения:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено использование следующих методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (упражнения, выполнение работ по эскизам и др.)
Наглядные методы играют особую роль при обучении изобразительному искусству. Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, а также рисунки самого педагога, выполненные непосредственно во время занятия. На занятиях изобразительным искусством наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале.
Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.
Методы обучения, которые определяются по видам деятельности учащихся:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
• исследовательский (учащиеся находят решения новых для них задач);
• методы самостоятельной работы (выполнение работы без непосредственного руководства со стороны педагога). Самостоятельная работа выполняется как по заданию педагога при непосредственном управления ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа педагога.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
• познавательные игры (дидактические упражнения, это средство возбуждения интересов к учению);
• учебные дискуссии (спор вызывает повышенный интерес к теме);
• создание ситуаций успеха в учении (создаются путём дифференциации помощи учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности; поощрения промежуточных действий учащихся; обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий).
3 Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью:
• методы устного контроля (индивидуальный и фронтальный опрос);
• методы самоконтроля (умение самостоятельно находить допущенные
• методы тестирования (входные, промежуточные, итоговые).
4. Методы воспитания:
• метод внушения (позволяет педагогу передать учащимся отношение к изобразительному искусству с помощью наглядного материала, произведений искусства и т.д.);
• метод убеждения (позволяет педагогу воздействовать на сознание и мышление учащихся, обращаться к их разуму и доказывать, что именно так, а не иначе следует выполнять то или иное изображение в живописи, рисунке или композиции);
• метод побуждения (это призыв к действию, специфика в том, чтобы идеи и вкусы, сформированные у каждого учащегося, сознательно должны стать привычкой, традицией как у каждого из них, так и у коллектива в целом;
• метод поощрения (направлен на выделение и закрепление достижений участников коллектива и предполагает соблюдение определённых правил: оценивать действия, на которые затрачены усилия независимо от способностей учащихся; подбадривать и выражать поощрение публично.
• метод наказания (направлен на сдерживание негативных поступков внутри и вне коллективной деятельности, может иметь формы: осуждения, замечания, недовольства, предупреждения).
Приёмы:
работа с текстовыми источниками информации;
работы со схемами; наглядными пособиями;
работа с иллюстративными материалами;
игровые приёмы;
Формы организации учебного процесса
Образовательный процесс предполагает очную форму работы.
При непредвиденных обстоятельствах - дистанционная форма обучения.
Форма контроля освоения программы
На уроках изобразительного искусства учащиеся получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют.
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы.
При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика развитости навыков рисования, в конце 1-го полугодия (декабрь) – промежуточная диагностика (Приложение 1), в конце учебного года (май) - итоговая диагностика (Приложение 2). По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
Координации и тонкой моторики;
Умение изображать рисунок в цвете;
Творческого мышления ребенка.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки.
Формы работы с родителями
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования. Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьёй.
Традиционные формы работы с родителями - родительское собрание, 2 раза в год (в начале и конце учебного года); Индивидуальные беседы.
Первое собрание отражает специфику деятельности изостудии. На этом собрании знакомят с направлениями работы, задачами и планами на учебный год. На итоговом собрании проводиться вручении благодарностей за совместную работу.
Ещё один шаг на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимного сотрудничества является День открытых дверей. В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы.
Приглашение родителей на отчётные выставки учащихся, совместные праздники, награждения в конкурсах, благотворительных акциях. Для получения максимальной пользы от образовательного процесса, очень важно наладить связь между родителями и педагогом.
Проведение анкетирование родителей по организационным вопросам и вопросам творческого развития детей.
Реализация программы с использованием разнообразных ресурсов социального партнерства
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», где реализуется программа «Юный художник» поддерживает тесную связь с Музеем изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи. Очень серьёзна миссия музея в области воспитания и образования подрастающего поколения нашего региона. Проводится совместная работа по разным направлениям: научно -методическое, образовательное, выставочное, познавательно-досуговое. (Приложение4).
Методические разработки
При подготовке к урокам изобразительного искусства большую роль и значимость имеют методические разработки.
Главная цель -оказание конкретной методической помощи учащимся, обучающимся по программе «Юный художник» (Приложение 6 ).
Содержание методических разработок отражают еёпрактическую, теоретическую и методическую значимость, планирование и достижения результатов.
Сайт
Публикации
Ссылки
Сайт для учителей «Копилка уроков»
Конспект урока по изобразительному искусству «Жанры изобразительного искусства»
Сайт для учителей «Мультиурок» - https://multiurok.ru/id48027275/files/6/?&publish=1
Сайт для учителей «Компэду» - https://compedu.ru/publication/?my=1
Сайт для учителей «Видеоуроки» - https://videouroki.net/razrabotki/my/
Учебно-методическое пособие
Содержат материалы:
- По методике преподавания учебных дисциплин (Рисунок, Живопись, Композицию, Декоративно-прикладное творчество);
- Разработки по конкретным занятиям;
- Методические разработки для заочной формы подготовки учащихся;
Учебно-наглядные пособия
- Учебные издания, содержащие материалы в помощь изучению, преподаванию.
Методические рекомендации
- Пояснения по определённым темам урока
- Для выполнения тестовых заданий, практических работ;
- Для внеаудиторной самостоятельной работы.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам (Приложение 5).
Оборудование для занятий:
Название
Количество
Софит напольный
3
Набор акварели Гамма «Классическая»
медовая, 24 цвета
15
Карандаши акварельные 18 штук
15
Гуашь «Космонавты», 16 цветов
15
Графический планшет
7
Набор кистей, 6 шт.
15
Набор карандашей H/HB/2B/В6/
15
Модель скелета человека
1
Мольберт тип 1
15
Набор гипсовых моделей: геометрических фигур
5
Набор муляжей овощей, фруктов, грибов тип 2
5
Набор чучел птиц и мелких животных
2
Натюрмортный фонд (в комплекте бытовые предметы)
1
Пастель масляная Гамма «Студия», 16 цветов
15
Модульные подрамники профиля 20*40 мм
15
Подиумы для натюрмортов
1
Фломастеры , 18 цветов
15
АРМ педагога
1
- учительский стол;
- индивидуальные столы, стенка для наглядностей и выставки;
- доска магнитная, меловая;
- телевизор:
- видеопроектор.
Наглядный и дидактический материал:
- драпировки для постановок;
- художественные книги, журналы по искусству, различный иллюстративный материал.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы / М. А. Абрамова. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 121 с.
2. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: методическое пособие / И. Д. Агеева. - М.: Сфера, 2007. -154 с.
3. Болотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Н. Молотова. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ФОРУМ, 2010.- 288 с.
4. Власов, В. Г. Стили в искусстве: словарь : Архитектура, графика. Декоративно- прикладное искусство. Живопись, скульптура / В. Г. Власов. - СПб.: Кольна. - Т. 1.- 1995. - 672 с.
5. Горяева Н. А., Островская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. ФГОС» / Н. А. Погодина. - М.: Просвещение, 2020. - 191 с.
6. Хэйнс Дж., Живые цветы акварелью, идеи для рисования, техники, практические советы. 2019.- 68 с.
7. Залегина Е. В., Учебник «Академический рисунок, мифы и реальность» - М.: ООО «Издательство Астрель», 2019.- 304 с.
8. Кирьянова, Н. В. История мировой литературы и искусства: учебное пособие для вузов / Н. В. Кирьянова. - М.: Флинта, 2006. - 469 с.
9. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для вузов / В. С. Кузин. - М.: Академия, 2004.- 228 с.
10. Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы: пособие для учителя / О. В. Островская. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 276 с.
11. Погодина, C. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Погодина. - М.: Академия, 2010. -157с.
12. Руднев И. Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография - М.: Мир науки, 2019. - 93 с.
13. Соколова Е. О. Изобразительное искусство: учеб. Пособие для 2-го кл. / Е. О. Соколова, Д. С. Сенько - Минск: Пачатковая школа, 2019. - 176 с.:
14. Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 3-е издание, обновленное и дополненное - М.: Эксмо, 2018. - 342 с.
для обучающихся
1. Аннотация к книге «Золотая колекция мировой живописи для детей» / Издательство: Белый город, 2017. - 60 с.
2. Андерсен Г.Х. «Русалочка» / Издательский дом «Азбука - классика», издательство группа Артикул. 2009. - 56 с.
3. Артемов В. «Славянские боги и божки» - Москва. / Олма Медиа групп научно – популярное издание. «Духи и существа потустороннего мира». «Славянские мифические существа». «Мифы и предания древних славян». 2014. - 212 с.
4. Габриеле Фар-Беккер «Практический курс рисования» /Издательство: Книжный Клуб 2010. - 240 с.
5. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 73 с.
6. Дела школьные. Сборник сценариев/ Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 45 с.
7. Кэрол Марин «Ни дня без кисти», пособие для детей. /Издательство: Манн, Иванов и Фербер. Серия книг-МИФ. Творчество. 2016. - 192 с.
8. Лидия Дали, Александр Рындин «Школа рисования», пособие для детей. / Издательство: Рипол Классик, 2016. - 112 с.
9. Ломов С. П., Сокольникова Н. М. Аннотация к книге «Изобразительное искусство для детей». Виды и жанры изобразительного искусства» / Издательство: АСТ, 2009. - 144 с.
11. Наглядный дидактический материал мир в картинках - М., /«Мозаика – Синтез» Филимоновская народная игрушка. Полхов – Майдан изделия народных мастеров. Городецкая роспись по дереву. Дымковская игрушка. Хохлома изделия народных мастеров. Гжель. Каргополь- народная игрушка. 2013. - 89 с.
11. Эндрю Лумис. Рисование фигуры. Пособия для детей/ Издательство Азбука, КоЛибри, 2017. - 208 с.
Интернет-ресурсы:
http://indigo-mir.ru[Сайт Центра дистанционного творчества];