Просмотр содержимого документа
«Диагностика на определение девиантного поведения младшего школьника»
Изучение фонетики и графики в начальной школе
Фонетика – наука о звуках, графика – о буквах. С фонетики начинается обучение русскому языку. В период ОГ даются все основные сведения по фонетике, в дальнейшем они только закрепляются. Звуки оформляют нашу речь. Определенное содержание заключено в определенную форму. Фонетика эту форму изучает. Надо помнить, что фонетика имеет дело с устной формой речи. А графика с письменной формой. Но самое главное, что письменная и устная форма речи не совпадают, и в этом несовпадении причина ошибок учащихся. Например: аллея [^л’э´jь], касса [ка´съ], ворона [в^ро´нъ], юла [jула´], январь [jиэнва´р’]. Еще пример несовпадения графической и фонетической формы:
И.п. стул
И.п. край
Р.п. стул + а
Р.п. кра[й + а] = я
Д.п. стул + у
Д.п. кра[й + у] = ю
Итак, изучая фонетику и графику, мы проводим работу над важной философской категорией – форма. Фонетические знания необходимы для всех видов речевой деятельности: правильное, четкое произношение облегчает процесс общения и восприятия и формирует симпатию.
«Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Почему малыши так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово».
При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи:
1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами ||[п],[б] ||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают.
2) различать варианты в сильной и слабой позиции;
3) легко переходить со звукового на графический код и обратно;
4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их;
5) владеть фонетическим анализом слова;
6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание;
7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить.
Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме.
Фонетико-графико-орфографической работе посвящен 1 и 2 класс начальной школы (Методические рекомендации к учебнику Канакиной 2 класс, с 3)
«Совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь». (слайд 2)
Календарно тематический план по системе Канакиной 2 класс
Всего отводится часов
№
Тема
Цель
1.
Слово. Слог. Ударение
Уточнение представлений о слоге, умение делить на слоги, составлять из слогов слова и предложения
Слово. Слог. Ударение
3.
Ударение. Ударные и безударные гласные
Совершенствовать умения определять ударение, познакомить с подвижностью ударения, наблюдения над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Перенос слова
Воспроизвести знания о переносе слова, познакомить с правилами переноса, учить переносить
Упражнения в переносе слов
Урок развития речи
Сочинение по серии рисунков
Звуки и буквы
Совершенствовать умения различать звуки и буквы, правильно произносить звуки, правильно называть буквы.
8.
Звуки и буквы. Алфавит
Уточнить знания об алфавите и его роли в жизни людей
9.
Алфавит
Использование алфавита при нахождении слов
10.
Алфавит
Умение располагать слова в алфавитном порядке.
11-12
Гласные звуки и буквы для их обозначения
Распознавать гласные буквы по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы, наблюдать смыслоразличительную роль букв и звуков
Согласные звуки и буквы для их обозначения
Уточнить общее представления о согласных, их признаках и согласных буквах
Согласный звук [й]
Умение распознавать данный звук, когда он находится перед гласным
Двойные согласные
Уточнить представление о словах с двойными согласными о произношении и переносе таких слов
Наиболее сложными для восприятия и изучения являются следующие темы:
1) двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
2) употребление Ь и Ъ
3) слогораздел;
4) соотношение букв и звуков.
При изучении фонетики используются следующие приемы работы:
1) сопоставление звучащего/записанного слова;
2) фиксация различий между звуковой и графической оболочкой;
3) проговаривание, скандирование, интонирование;
4) аудирование;
5) использование образцов правильного письма и правильной речи;