Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы построения основных геометрических тел»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
РЕФЕРАТ
АЛГОРИТМЫ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ
Автор работы_______________________________________ Е. В. Соколова
Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Математика. Информатика
Руководитель работы
канд. физ. мат. наук, доцент_______________________ Т. В. Кормилицина
Оценка __________
Саранск 2021
1 Основные геометрические тела
Геометрическим телом называется замкнутая часть пространства, ограниченная плоскостями или кривыми поверхностями. Существует шесть основных геометрических тел, которые лежат в основе строения (конструкции) каждого предмета: куб, конус, пирамида, шар, параллелепипед, цилиндр.
Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её. Образуется из прямоугольника, вращая его вокруг одной из сторон.
Параллелепипед – это четырехугольная призма, все стороны которой являются параллелограммами или (равносильно) многогранник, у которого шесть граней и каждая из них — параллелограмм. Соответственно, она может иметь только три пары параллельных параллелограммов или шесть граней.
Шар – геометрическое тело, ограниченное поверхностью, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра. Образуется из полукруга, вращением вокруг диаметра разреза.
Пирамида – многогранник, одна из граней которого (называемая основанием) – произвольный многоугольник, а остальные грани (называемые боковыми гранями) – треугольники, имеющие общую вершину. По числу углов основания различают пирамиды треугольные (тетраэдр), четырёхугольные и т.д. Пирамида является частным случаем конуса.
Конус – это геометрическая трехмерная фигура, полученная объединением всех лучей, исходящих из вершины конуса и проходящих через плоскую поверхность. Образуется из прямоугольного треугольника, при вращении его вокруг одного из катетов.
Куб – это правильный многогранник, у которого все грани это квадраты. Куб является частным случаем параллелепипеда и призмы. 4 сечения куба имеют вид правильных шестиугольников — это сечения через центр куба перпендикулярно 4-м главным диагоналям. В кубе насчитывается шесть квадратов. Все вершины куба являются вершинами 3-х квадратов.
2 Алгоритм построения цилиндра
На листе А-4 провести вертикальную ось.
Произвольно показать горизонтальные оси, так как предмет строится не с натуры.
Отметить на горизонтальных осях точки, симметричные относительно вертикальной оси и соответствующие ширине цилиндра (произвольно).
На вертикальной оси, симметрично горизонтальным, отметить еще четыре точки, характеризующие степень раскрытия эллипсов-оснований.
В точках, расположенных на горизонтальных осях, нарисовать четыре «скобки».
Соединить концы «скобок» и точки, расположенные на вертикальной оси. Придать получившимся фигурам форму правильного эллипса.
Соединить крайние точки эллипсов, расположенные на горизонтальных осях, вертикальными линиями.
3 Алгоритм построения шара
Провести в центре листа горизонтальную прямую. В ее центре поставьте точку. Через нее проведите прямую перпендикулярно первой, такой же длины.
Отметить на горизонтальных осях точки, симметричные относительно вертикальной оси и соответствующие ширине шара (произвольно). На вертикальной оси, симметрично горизонтальным, отметить еще четыре точки.
Соединить крайние точки получившихся пересекающихся линий, образовывая круг.
Нарисовать эллипс (овал). Поставить на горизонтали слева и справа от центра и на одинаковом расстоянии от него две точки. Затем отметить на вертикальной линии точками расстояние вдвое или втрое меньшее, чем расстоянии по горизонтали.
Разделить пополам расстояние между верхней границей окружности и центром и ставим в середине точку. Также разделить на равные части расстояние между центром и нижней границей окружности, и тоже отметить середину этого участка точкой. Через поставленные точки провести две линии, параллельные горизонтальной линии, проходящей через центр окружности. Наш круг окажется поделенным на 4 части.
4 Алгоритм построения куба
Взять лист А4 бумаги. Начать построение с ближайшего ребра.
Далее нарисовать «открытую книжку», учитывая, что пары линий, расположенных по одну сторону от «корешка» обязательно должны сходиться.
Восстановить перпендикуляры между линиями, идущими по обе стороны от « корешка», тем самым, обозначив две видимые грани и три вертикальных ребра куба.
Учитывая основные правила перспективного построения, дорисовать оставшиеся «горизонтальные» ребра куба и, соединив их точки пересечения, получить последнее вертикальное ребро.
5 Алгоритм построения 3D модели геометрического тела с вырезом
Существует много способов построения 3D моделей. Квалифицированные специалисты, обладающие большим опытом конструкторской работы, имеют собственные подходы к разработке твердотельных моделей, выработанные многолетней практикой.
Одна из первых работ по 3D моделированию ‒ построение твердотельной модели геометрического тела с вырезом (Рисунок 1). Задача относится к проекционному черчению.
Рисунок 1
Алгоритм построения 3D модели с вырезом в AutoCAD.
1. Создать рабочую среду (Рисунок 2):
открыть AutoCAD;
перейти в рабочее пространство 3D моделирования;
переустановить лимиты пространства модели: координаты левого нижнего угла 0,0 и правого верхнего 100, 100;
включить сетку;
установить вид ‒ ЮЗ изометрия;
показать все поле чертежа.
установить визуальный стиль ‒ Реалистичный;
создать слой с именем «Модель» и сделать его текущим.
Рисунок 2
2. Создать твердотельный примитив (цилиндр) (Рисунок 3):
Рисунок 3
3. Повернуть систему координат вокруг оси Х на 90 градусов (Рисунок 4).
Рисунок 4
4. Построить контур выреза.
Для удобства построения использовать шаговую и объектную привязки (Рисунок 5).
Рисунок 5
5. Преобразовать замкнутый контур в объект-область (Рисунок 6).
Рисунок 6
6. Командой «Выдавить» создать твердое тело, используя созданную область (Рисунок 7).
Рисунок 7
7. Вычесть созданное тело из цилиндра, используя команду «Вычитание» (Рисунок 8).
Рисунок 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асеева, Е. Н. Алгоритм построения 3d модели геометрического тела с вырезом / Е. Н. Асеева, О. А. Авдеюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 473-475. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10252/ (дата обращения: 04.11.2021).
Геометрия. Учебник. Базовый и профильный уровни. 10-11 классы / Л. С.Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – Москва : Просвещение, – 2016. – 207 с.
Глущенко, Ф. Н. Рисунок по представлению [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/static/trials/17/19/17/17191709.a4.pdf.
Жирных, Б. Г. Начертательная геометрия: учебник. / Под общ. ред. В.И.Серегина – 1-е изд. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. – 168 с.
Понятие о перспективе. Простейшие геометрические тела [Электронный ресурс] URL: http://www.mochalova.ru/meth_artterapia/geom_pr.html
Разумова, О. В. Геометрические построения в пространстве: Учебно-методическое пособие / О. В. Разумова, Е. Р. Садыкова. – Казань : Казан. ун-т. – 2014. – 71 с.
Рисунок по представлению [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/static/trials/17/19/17/17191709.a4.pdf