Просмотр содержимого документа
«Защита прав ребенка»
ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» отделение социальный приют для детей и подростков в г. Октябрьский
Защита прав ребёнка
Основа правовой культуры детей.
помогает ребенку в накоплении социального опыта;
расширяет область правовых знаний;
формирует чувство самоценности;
знакомит с изменениями и противоречиями окружающего мира;
обучает способам решения конфликтов и споров в
позитивном русле.
Игры, способствующие расширению области правовых знаний
«Я имею право...»
Цель.
•Расширить область правовых знаний детей.
Материал.
Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель.
Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал:Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах:взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир.Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель:
•Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
почтальон принес срочную телеграмму;
слесарь пришел ремонтировать кран;
милиционер пришел проверить сигнализацию;
медсестра принесла лекарство для бабушки;
мамина подруга пришла в гости;
соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными у
частниками.
Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности
«Снежная королева»
Цель:
•Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант.
Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Поводырь»
Цель.
Развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал.Повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
«Приятные воспоминания»
Цель:
Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
«Помоги себе сам»
Цель:
Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры
Воспитатель предлагает:
медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
«занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
«занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
«найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.