Практики методического обеспечения образовательного
процесса по направлению
«Организация безопасности дорожного движения»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества".
Занятие для отрядов ЮИД
Тема «Светофоры»
Автор разработки
Филиппова Ирина Борисовна
Педагог дополнительного образования
По направлению Безопасность Дорожного Движения
г. Архангельск
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………..………………………….3
Основная часть
1. Методические рекомендации …………………………………………5
2.Конспект занятия по теме «Светофоры» …………………………..…..6
Используемые источники..………………………………………………...9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость формирования у подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах связана с высокими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей.
В 2019 году на территории Архангельской области по статистике за 6 месяцев 2019 года на территории региона зарегистрировано 93 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, что на 25,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В данных ДТП 3 ребенка погибли и 98 (+22,5%) травмированы 81,7% от всех ДТП с участием детей и подростков, в которых 3 ребенка погибли и 81 травмирован, произошли из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. 51,5% пострадавших в результате ДТП детей являлись пассажирами транспортных средств
Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что грамотного участника дорожного движения можно и нужно воспитывать с детства. Если сначала приучить ребенка правильно ходить по дорогам. Потом управлять велосипедом. То, садясь за руль автомобиля во взрослом возрасте он, будет соблюдать правила дорожного движения.
Цель: расширение знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. Закрепление ранее полученных знаний о работе пешеходного и транспортного светофора.
Задачи:
- познакомить учащихся с видами светофоров для велосипедистов, на Ж/Д переездах, трамвайными светофорами;
- разъяснить работу и применение светофоров ;
- воспитывать уважительное отношение к правилам и участникам дорожного движения.
Форма проведения:
- внеклассное занятие с использованием методов беседы, мультимедийной презентации, работа с электрифицированным стендом «Светофоры», выполнения практических заданий.
Ожидаемый результат:
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения.
Оборудование:
Правила Дорожного Движения РФ 2019;
Презентация «Светофоры»;
ПК, экран
Раздаточный материал для практической работы, карандаши для выполнения практического задания.
Электрифицированный стенд «Светофоры» (если его нет, можно заменить ПДД РФ)
Данную методическую разработку легко адаптировать к любому возрасту учащихся. Разработка может быть использована в любой образовательной организации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Перед занятием необходимо подготовить аудиторию:
- на каждом столе должны быть по 1-2 экземпляра Правил дорожного движения, цветные карандаши для работы с практическим заданием;
- подготовлено к использованию мультимедийное оборудование, просмотр презентации должен быть удобен от любого стола.
Конспект занятия для отрядов ЮИД
«Светофоры»
1 слайд
Здравствуйте, ребята, все мы знаем, что соблюдение правил дорожного движения это залог нашей безопасности. И сегодня на занятие мы с вами закрепим ранее полученные знания о светофорах. Познакомимся с новыми видами светофоров и разберемся, как они работают.
2 слайд
Давайте вспомним, что такое светофор?
(ответы детей)
- Это электрифицированный объект дорожной инфраструктуры
-Это способ регулирования дорожного движения.
С помощью светофоров водители транспортных средств и пешеходы определяют, когда движение для них разрешается, а когда запрещается. Могут ли светофоры гарантировать полную безопасность участникам дорожного движения?
(ответы детей)
-Нет, так как есть спецтранспорт с проблесковыми маячками и звуковым сигналом. При включении, которых мы обязаны их пропускать.
- Водители заканчивают проезд перекрестков или пешеходных переходов.
- Водители поворачивают на перекрестке.
- Водители просто нарушают правила.
3 слайд
На какие два вида делятся светофоры?
(ответы детей)
- Транспортные и пешеходные.
Правильно, мы сейчас с вами вспомним их сигнала.
На заранее заготовленных каточках для практического задания ребята, цветными карандашами раскрашивают сигналы транспортного светофора, выделяя рабочую фазу (красный, сочетание красного с жёлтым, зеленый, зеленый мигающий, желтый) и не рабочую фазу (жёлтый мигающий). А затем сигналы пешеходного светофора (красный, зеленый, зеленый мигающий)
Проверяем, правильно ли выполнено задание. И закрепляем, что прежде чем шагать на проезжую часть на зеленый сигнал пешеходного светофора. Надо, убедится, что весь транспорт остановился и нас пропускают. А зеленый мигающий сигнал хоть и разрешает движение, но для перехода через проезжую часть не подходит, так как работает он всего 3 – 5 секунд и можно просто не успеть закончить переход проезжей части. Появление на транспортном светофоре жёлтого мигающего сигнала, говорит, что светофор не работает и перекресток и пешеходный переход стали не регулируемые.
4 и 5 слайды
Начинаем работу с электрифицированным стендом (если его нет, то открываем правила: пункт № 6)
Ребята перед нами трамвайный светофор. А почему для трамвая светофор отдельный?
(ответы детей)
- у него свой элемент дороги – трамвайные пути.
Давайте понаблюдаем, за его работай на стенде (без стенда, педагог может объяснить работу этого светофора с помощью слайда №4 презентации) Обратите внимание, что все линзы этого светофора одного цвета их называют бело – лунные сигналы. Так же у него четыре секции 3 сверху и одна внизу. Водителю трамвая, да и водителям автомобилей, велосипедов надо знать – когда не работает нижняя секция трамвай никуда не едет.
Слайды с 6 по 9
Следующие светофоры они используются, на железнодорожных переездах посмотрите – ни бывают двух секционные и трех секционные.
Цвета сигналов красные, бело – лунные. Когда на светофоре появляются красные, попеременно мигающие сигналы это означает что приближается железнодорожный состав. Переезд может закрываться дополнительно шлагбаумом и поднимающимися отбойниками (Показываем на слайдах презентации) А так же звучит звуковой сигнал для привлечения внимания водителей и пешеходов. Машинист поезда, то же подъезжая к переезду, подает звуковой сигнал.
10 и 11 слайд
Ну а теперь, мы рассмотрим с вами велосипедные светофоры. Они используются там где велосипедные дорожки или вело - пешеходные дорожки пересекаются с автомобильными дорогами. Обратите внимание что эти светофоры то же трех секционные и принцип их работы такой же как и у транспортных. Рабочая фаза (красный, сочетание красного с жёлтым, зеленый, зеленый мигающий, желтый) и не рабочая фаза (жёлтый мигающий)
Обобщение пройденного материала.
Ребята, зачем мы с вами изучаем эти новые виды светофоров?
(ответы детей)
- Что бы, не попасть в аварийную ситуацию.
- С 14 лет мы можем управлять велосипедами по дорогам общего пользования, а значит, будем, встречается с такими светофорами.
- Если мы сейчас приучим себя к соблюдению правил, то когда вырастем, будем их уже соблюдать, так как привыкли к этому с детства!
- Только из грамотного пешехода получается грамотный водитель.
Используемые источники
Правила Дорожного Движения РФ 2019 пункт 6
М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом» Санкт – Петербург издательство МиМ 1998
В. В Шумилова, Е. Ф. Таркова «Профилактика детского дорожного – травматизма в начальной и средней школе» Волгоград издательство «Учитель» 2006
9