В презентации подробно расскрывается понятие "мастер - класс", рассматриваются особенности подготовки мастер-класса, представлены алгоритмы технологии мастер-класса для педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мастер-класс – (от английского masterclass : master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) -
современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Девиз мастер –класса:
“Скажи мне - я забуду,Покажи мне – я запомню,Дай мне сделать это,И это станет моим навсегда”.
(Китайская мудрость)
Мастер-класс–ярко выраженная форма
ученичества у Мастера, то есть передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
М.М. Поташник,
академик Российской академии образования,доктор педагогических наук, профессор
Мастер–специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
С.И.Ожегов,
доктор филологических наук
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса
Позиция мастера
позиция консультанта и советника
Принцип :
« Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными
Мастер работает вместе со всеми
Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении
Как?
Для кого?
Чему научат?
Не должно быть лекции, доклада, разве что их отдельные элементы.
Полезны для тех педагогов , которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём, да и просто повысить своё профессиональное мастерство.
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены.
Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы:
Полезны для родителей, которые хотят принимать активное участие в развитии различных способностей своих детей
Будут:
Что делать,
Как делать,
Что это дае т
описание общего алгоритма работы;
разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
Чему это способствует (что развивает у детей, родителей)
Особенности «мастер-класса»
новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
создание условий для включения всех в активную деятельность;
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
приемы, раскрывающие творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса;
формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала;
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Технологические элементы проведения мастер - класса
Индукция –
Социоконструкция -
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
Самоконструкция -
представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала;
Разрыв –
это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Социализация –
создание условий для включения всех в активную деятельность;
Афиширование –
представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Маст ера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Алгоритм технологии мастер-класса для педагогов
Презентация педагогического опыта Мастером
Представление системы учебных занятий
Проведение имитационной игры
Моделирование
Рефлексия
Постановка проблемы
Алгоритм технологии мастер-класса для родителей
Представление системы развивающих игр, занятий, упражнений, приемов – кратко, доступно, используя разговорный стиль
Рефлексия: Обсуждение выполненной работы, высказывание своего мнения
Последовательный показ выполнения с объяснением как делать (проводить), для чего, что это дает ребенку (что развивает …)
Практическое освоение игр, упражнений, изготовление чего-либо участниками мастер-класса совместно с Мастером
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
Подготовительно-организационный:
Содержание этапа
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Деятельность участников
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Анализ ситуации по критериям:
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
академик Российской академии образования,доктор педагогических наук, профессор
Таким образом, мастер-класс – это эффективный способ демонстрации лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет, и его освоение коллегами. Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с детьми, педагогами, родителями. Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога-практика.
Литература:
1. А.В.Заруба. Что такое мастер-класс?.- http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av.
2. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков. – Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
3. Клёнова Н.В., Абдухакимова С.А.. Организация мастер-класса в ДОУ: Методические рекомендации // Журнал «Справочник старшего воспитателя», - 2010. - №1.
4. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
6. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой – М.: Русский язык, 1990.
7.Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.