Просмотр содержимого документа
«Презентация «Основные пути и методы формирования основ здорового образа жизни».»
«Основные ПУТИ И методы формирования основ здорового образа жизни».
Подготовила воспитатель ГБОУ СО «Школа- интернат по АОП с.Приволжское Ровенского района»
Майкенова Эльмира Сатвалдыевна
"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А. Сухомлинский.
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Основными формами и методами работы по здоровьесбережению являются:
тематические классные часы
коррекционные занятия
беседа
«мозговой штурм»
тренинговые занятия
встречи со специалистами
экскурсии
ролевые игры
спортивные мероприятия.
Воспитателями школы-интерната успешно применяются в работе здоровьесберегающие технологии:
• медико-гигиенические технологии (соблюдение температурного и воздушного режима, рациональное освещение, влажная уборка, наличие сменной обуви, эстетическое и грамотное оформление спального блока);
• физкультурно-оздоровительные технологии (упражнения на укрепление зрения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, контроль за осанкой);
• организационно-педагогические технологии (построение занятий с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, оптимальное сочетание видов деятельности в образовательном процессе, распределение интенсивности умственной нагрузки; индивидуальный и дифференцированный подход);
• психолого-педагогические технологии (создание благоприятного психологического климата в коллективе, снятие эмоционального напряжения);
• учебно-воспитательные технологии (формирование культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни).
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений:
психолого-педагогическое
коррекционно-педагогическое
физкультурно-оздоровительное
музыкальное
медицинское
Для достижения положительных результатов в работе каждого направления можно активно использовать современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшими нетрадиционными педагогическими технологиями.
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ :
Гимнастика активизирует работу обоих полушарий головного мозга, подготавливает к усвоению знаний.
Стимулирующее воздействие этих упражнений известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач .
Упражнение «Наклоны головы»
Исходное положение: руки вдоль туловища, голова прямо. Наклонить голову к правому плечу, вернуться в исходное положение. Затем голову наклонить к левому плечу, вернуться в исходное положение. Таким же образом сделать наклоны головы вперед, к груди, и назад, к спине.
Упражнение «Путаница»
Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.
Упражнение «Кнопки мозга»
Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.
Упражнение «Великий дирижёр»
Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.
Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.
После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.
Упражнение «Рисование носом»
Нужно представить себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.
Когда эта техника будет освоена, попробуйте «написать» в воздухе несложные слова или имена.
Давайте перейдём к нашему дыханию.
Сделаем упражнение «Очищающее дыхание».
(включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).
Давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)
«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо.
Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок.
Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди.
Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде легкого ветерка, долетает до дверей комнаты,
А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо.
Мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками.
Гимнастика для глаз.Эта гимнастика позволит укрепить сосуды, расслабить мышцы глаза.Упражнения производятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол,голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчасУпражнения для глаз.Вправо – влево посмотрели,Глазки все повеселели.Снизу вверх, и сверху вниз,Ты, хрусталик не сердись.Посмотри на потолок,Отыщи там уголок.Чтобы мышцы сильнее стали,
Смотрим мы по диагоналям.За окном ты посмотри,Что ты видишь, там, в дали?А теперь на кончик носа,Повтори так восемь разЛучше будет видеть глаз.Глазки нас благодарят,Поморгать нам всем велят.Мы не будем циркуль брать.Будем взглядом круг писать
Режимные моменты:
Спортивные часы во второй половине дня
Общешкольные спортивные соревнования
Участие в городской Спартакиаде
Занятия лечебной физкультурой
Развитие мелкой моторики рук
Внеклассные школьные мероприятия
Субботники
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ:
Нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, в основе которого лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения, является ароматерапия . Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают бороться с плохим настроением, стрессами, различными заболеваниями.
По мнению специалистов, во время сеанса ароматерапии воздействие запахов происходит сразу на нескольких уровнях: ароматические масла действуют на организм и мозг не только через обоняние, но и через лимфатическую и кровеносную системы. Вдыхание ароматических веществ положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Кроме того, правильно подобранное эфирное масло благотворно влияет на нервную систему, повышает работоспособность, снимает стрессы и нормализует сон, что так необходимо нашим детям.
Антисептическое, антибактериальное, обезболивающее. Стимулирует регенерацию тканей. Нормализует работу сальных желез. Избавляет от перхоти, препятствует выпадению волос.
Повышает защитные функции кожи, упругость. Эффективное средство для дезинфекции воздуха во время эпидемии гриппа и ОРЗ.
Восстанавливает душевное равновесие, стимулирует умственную деятельность.
Музыкотерапия— это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: способствуют расширению сосудов, стимулируют пищеварение, повышают аппетит, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Музыкотерапия организуется в индивидуальных и групповых формах.
Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно — психических заболеваний.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
улучшению общего эмоционального состояния детей;
улучшению качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений).
Способствует:
коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализации речи (темп, ритм, тембр, выразительность интонации).
музыка Вагнера;
музыка Оффенбаха;
«Весна священная» Стравинского.
«Времена года» Чайковского;
«Лунная соната» Бетховена;
Фонограмма «Пение птиц»,
Фонограмма «Звуки живой природы».
Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо).
Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям.
По возможности использовать музыкальные пьесы, знакомые детям.
Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Хромотерапия – это лечение цветом.
Много веков людям известно позитивное или негативное влияние цветов на настроение. Они играют большую роль для эмоционального состояния, способны сделать нас более креативными, оптимистичными или напротив, апатичными и пессимистами.
Нам трудно представить мир без цвета. Мы восхищаемся красотой пейзажей с обилием синего или зеленого, и нам этого достаточно, чтобы повысить настроение. И цвет может иметь большое значение для нашего здоровья, как физического, так и психического. Этим занимается хромотерапия.
Оранжевый.
Относится к, так называемым, «теплым» цветам.
Снимает агрессию, но внутренне раскрепощает.
Способствует быстрому восстановлению после болезни.
Несколько тонизирует кровообращение. Нормализует работу почек и толстого кишечника.
Фиолетовый.
Вызывает склонность к философствованию, способствует решению нестандартных задач.
У тревожных и пугливых детей может вызвать чувство угнетенности. Повышает устойчивость к психологическим нагрузкам.
Розовый.
Снимает возбуждение, действует успокаивающе, улучшает настроение, вызывая чувство умиротворенности. Розовый коврик у кроватки будет способствовать спокойному засыпанию.
Желтый.
Тоже относится к «теплым». Активирует умственную деятельность, особенно логическую. «Уравновешивающий» цвет. Усиливает то, что ослаблено, ослабляет то, что усилено. Наименее заметный цвет. Если спросить человека, какого цвета был виденный им полчаса назад предмет, он затруднится с ответом в случае его желтой окраски. Кроме того, нормализует работу печени, поджелудочной железы, тонкого кишечника.
Не удивляйтесь, если ребенок будет трудно засыпать, наигравшись красной погремушкой.
Ее лучше дать после сна.
Зелёный.
Цвет единения с природой. Созерцание зеленого снимает головную боль разного происхождения.
Очень хорош для детишек с нарушениями функций кровеносной системы. Несколько снижает частоту сердечных сокращений. Нормализует работу легких.
Голубой.
Относится к «холодным» цветам.
Гиперактивных детей и чрезмерно энергичных взрослых несколько успокаивает, а вот у вялых флегматиков стимулирует активность.
Снимает мышечное напряжение.
Уменьшает болевые ощущения при костной травме и воспалительных процессах в суставах.
Рекомендуется для нормализации функций щитовидной железы.
Синий.
Тоже «холодный» цвет. У спокойных детей вызывает некоторое замедление обменных процессов, характерное для перехода ко сну. У впечатлительных ребятишек с подвижным типом нервной системы может, как и голубой, вызвать ощущение страха. Нормализуя работу гипофиза, влияет на состояние всей эндокринной системы, а также может использоваться для лечения энуреза.
Помогает просветлить голову, убрать из нее плохие, ненужные мысли.
Одновременно этот звук помогает прочистить глаза, нос, уши.
Произносить следует продолжительно, в виде крика из далека.
Помогает организму настроиться на работу.
Углубляется дыхание и усиливается приток кислорода к головному мозгу.
Заставляет вибрировать головной мозг, лечит его болезни.
Активизирует интуитивные и творческие способности.
Вызывает колебания в гортани.
Укрепляет уверенность в своих силах.
Этот звук определяет любовь и покой, энергетическую связь матери и ребенка.
Помогает снять стрессы, страхи.
Успокаивают нервную систему,
благоприятно воздействуют на головной мозг.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.).
Наиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального и соматического состояния детей.
В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают развивающие занятия: интеллектульные и подвижные игры, арттерапия, детский театр. Психокоррекционные занятия дефектологов во взаимодействии с воспитателями способствуют развитию общей и мелкой моторики, совершенствованию оптико-пространственных и слуховых функций, целенаправленному развитию речи, ее функций, формированию навыков эмоционального и делового общения со сверстниками и взрослыми, созданию ситуации успешности и комфортности.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является основой физкультурно-оздоровительного направления.
Средства лечебной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулом повышения физической активности, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности.
Не менее важным направлением является музыкально-ритмическая деятельность, способствующая формированию двигательных навыков, воспитанию музыкально-эстетического вкуса
Применение системы методов педагогики оздоровления, тесное сотрудничество наших воспитателей и учителей обеспечивают полноценное развитие наших детей.