Если поручить двум людям, один из которых хорошо разбирается в математике, выполнение любой незнакомой им работы, то результат будет следующий: знающий математику сделает её лучше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация Линейное программирование»
« Если поручить двум людям, один из которых хорошо разбирается в математике, выполнение любой незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим:знающий математику сделает ее лучше».
Гуго Штейнгауз
(польский математик ,
1887 – 1972)
Линейное программирование– наука о методах исследования и отысканияэкстремальных (наибольших и наименьших)значений линейной функции, на неизвестные которой наложенылинейные ограничения.
Тема:
Графический способ решения
задач линейного
программирования
Цель:
Освоить алгоритм решения задач линейного программирования с применением графического метода
План занятия
Повторение.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Демонстрация решения задач ЛП с помощью ИКТ.
Подведение итогов.
Математическая модель задачи -
Это система математических соотношений, приближенно, в абстрактной форме описывающих изучаемый процесс или систему.
Повторение
Экономико – математическая модель -
это математическая модель, предназначенная для исследования экономической проблемы
Повторение
Методы решения систем
линейных уравнений
метод сложения
метод подстановки
Повторение
Область допустимых решений задачи
- множество значений,которые может принимать переменная при заданных условиях
Повторение
Методы решения систем
линейных уравнений
метод сложения
метод подстановки
Повторение
Как построить прямую, заданную уравнением 2х+3у=12?
1 способ . Найти 2 точки прямой на оси х и на оси у соответственно и провести прямую
2 способ . Преобразовать к виду
- уравнение прямой в отрезках
отметить на оси х точку 6, на оси у – точку 4 и провести прямую
Построитьвектор С(c1,c2),который указывает направление целевой функции;
Провестилинию уровняL0,которая перпендикулярнаС.(или построитьпрямую целевой функции, проходящую через начало координат)
5. Линию уровня(или прямую целевой функции) перемещаемпо направлениювектора С для задачнамаксимуми внаправлении противоположномС, для задачна минимум, т.е находим точкувыхода (или входа)этой прямой из ОДР.
6.Определить координаты этой точки, вычислить в них значение целевой функции .
Задача . Имеются 2 проекта на строительство жилых домов. Расход стройматериалов, их запас и полезная площадь дома каждого проекта приведены в таблице. Определите, сколько домов первого и второго проекта следует построить, чтобы полезная площадь была наибольшей ?
Стройматериалы
Расход стройматериалов (м3) на один дом
1
Кирпич силикатный
Кирпич красный
Запас стройматериалов (м3)
2
12
4
Пиломатериалы
4
3000
4
3
Полезная площадь, м2
1200
30
12
2520
40
Построить математическую модель задачи и решить ее
графическим методом .
Основные этапы составления математической модели задачи ЛП
1. Изучить условие задачи
2.Выбрать неизвестные - управляющие переменные
3. Исходя из цели экономических исследований,составить целевую функцию
4. Учитывая ограничения в использовании экономических показателей задачи и их количественные закономерности,записать систему ограничений.
Решение:
Обозначим через:
х – количество домов 1 вида , у – количество домов 2 вида
Математическая модель задачи:
Целевая функция:
Система ограничений задачи:
Решение задачи графическим способом
(2)
(1)
(3)
A
B
C
D
O
В(120;180). Наибольшая полезная площадь 10800 м2
Исследование области
допустимых решений
системы ограничений задачи ЛП
Решить графически
систему:
ОДР: пустое множество
Решить графически систему:
ОДР: Открытое множество
Решить графически систему:
ОДР: многоугольник
Решить графически систему:
1 решение - точка
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Цель работы :
Решить задачу линейного программирования
(найти оптимальное решение при заданных условиях).
Резерв времени:
на выполнение практического задания–8 минут
на представление результатов работы–2 минуты
Задания
1. Ознакомиться с условием задачи.
2. Составить математическую модель задачи :
- целевую функцию;
- систему ограничений.
3. Изобразить область допустимых решений (ОДР) задачи.
4. Найти решение задачи.
- если решением задачи является точка пересечения двух прямых, проверить координаты этой точки решая систему уравнений, составленную из уравнений этих прямых.
5. Презентовать задачу.
P.S. При необходимости использовать опорные конспекты и справочный материал.
Задача для группы 1 . Строительная фирма может арендовать экскаваторы марок М1 и М2 для выполнения работ Р1, Р2 и Р3. Производительность экскаваторов при выполнении указанных работ ,общий объем работ, и стоимость аренды каждого экскаватора приведены в таблице.
Вид работ
Объем работ , га
Производительность экскаватора, м/ч
Р1
М1
70
Р2
М2
40
Р3
5
Стоимость аренды экскаватора,д.е.
2
2
160
1
2
7
6
4
Определите оптимальное количество экскаваторов, которое необходимо арендовать для выполнения всего комплекса работ при минимальных денежных затратах на аренду техники.
Решение задачи (гр .1)
A
B
C
(3)
(1)
(2)
B(10;20) Денежные затраты - 140 д.е.
Задача для гр №2.При производстве двух видов продукции используется 4 типа ресурсов. Норма затрат ресурсов на изготовление единицы продукции, общий объем каждого ресурса заданы в таблице:
Ресурсы
Норма затрат ресурсов на 1 изделие
1-го вида
1
2
Общее количество ресурсов
2-го вида
2
1
2
3
12
2
4
4
8
0
0
16
4
12
Прибыль от реализации одной единицы продукции 1-го вида составляет2 д.е,2-го вида –3 д.е.Найдите количество продукции 1-го и 2- го вида, при котором прибыль от реализации будетмаксимальной.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Решение задачи (гр .2)
(3)
(1)
(2)
B
A
(4)
C
O
D
С(4;2) Макс.прибыль -14 д.е.
Задача для группы 3.Для производства двух видов сэндвич – панелей А и В фирма использует 3 вида сырья. Общее количество сырья и нормы расхода на каждый вид панелей указаны в таблице.
Вид сырья
Норма расхода сырья на одно изделие, кг
А
1
12
2
В
Общее количество сырья, в тоннах
4
4
3
300
4
3
Прибыль от реализации одного изделия,ден. ед.
120
30
12
252
40
Найти количество панелей А и В , при котором прибыль предприятия от реализации будет максимальной.
Проверка (задача для гр .3)
(1)
A
B
(3)
C
O
D
(2)
B(12;18) Прибыль: 1080 д.е.
Задача для группы 4 . Для изготовления шкафов и буфетов мебельная фабрика применяет древесину 4-ех видов, запасы которой ограничены и составляют соответственно 12, 16, 12 и 8 м3. Количество древесины для изготовления 1 шкафа и 1 буфета, запасыи доход от реализации каждого вида продукции даны в таблице.
Выпуск одной единицы веса удобрения А приносит доход 6 у.е., вида В – 4 у.е. Составить план производства, обеспечивающий фирме наибольший доход.
Ресурсы
Запасы,м3
Расход,м3
1
1 шкаф
12
2
1 буфет
20
3
-
0.4
0.4
12
4
8
-
0.2
Доход
0.2
0.1
0.2
2
3
Требуется найти количество шкафов и буфетов , который обеспечивает фабрикенаибольшийдоход.
Проверка (задача для гр .4)
(4)
(3)
B
A
(1)
C
D
E
O
(2)
С(40;20) Стоимость -140 у.е.
Цель:
Освоить алгоритм решения задач линейного программирования с применением графического метода
stroiteli74.ru/raschet-kirpicha.html
1. Составить и решить профессионально–ориентированную задачу (по шаблону); данные для целевой функции предложить самостоятельно).
Ресурсы
Расход ресурсов, ед. измерения
1
1
а
2
Запас ресурсов
2
3
в
r
с
k
g
v
f
l
2. Найти максимум целевой функции при ограничениях: