Просмотр содержимого документа
«Моделирование задач линейного программирования в MathCad»
Моделирование решения задач линейного программирования в MathCad
Выполнила: студентка группы МДИ-117
Федюшкина В. А.
Проверила: Кормилицына Т. В.
Задачи линейного программирования в MathCad
К задачам линейного программирования относят задачи:
рационального расхода материалов и сырья;
производственной программы какой-либо компании;
наилучшего размещения и концентрации производства;
создание наиболее прибыльного плана перевозок, работы транспорта;
управление производственными запасами;
множество других задач, которые принадлежат к этой сфере.
Линейным программированием называется наука, изучающая исследования и поиск наибольших и наименьших значений линейной функции, на неизвестное которой наложены ограничения.
, Булевый ." width="640"
Алгоритм решения задач линейного программирования в MathCad
1. Установить режим автоматических вычислений.
2. Определить целевую функцию как функцию трех переменных.
3. Задать начальные приближения для всех переменных.
4. Ввести ключевое слово Given .
5. Ввести выражения из системы ограничений и условия неотрицательности переменных. Для ввода знаков , Булевый .
Алгоритм решения задач линейного программирования в MathCad
6. Задать вектор-столбец, элементы которого переменные х 1 , х 2 , х 3 . Ввести знак присваивания и функцию Maximize ( f , x 1 , x 2 , x 3 ) для решения задачи линейного программирования на максимум, или Minimize ( f , x 1 , x 2 , x 3 ) для решения задачи линейного программирования на минимум.
7. Еще раз ввести вектор-столбец с переменными x 1 , x 2 , x 3 , нажать знак равенства и будет получено оптимальное решение.
8. Вычислить значение целевой функции в точке экстремума.
9. Оформить документ и сохранить его в файле.
Решение задачи линейного программирования
Задача 1. Найти максимальное значение функции: при заданных ограничениях:
Решение:
Специальной переменной ORIGIN присваиваем значение 1.
Вводим исходные данные задачи в матричной форме.
Решение:
3. Вводим линейную целевую функцию.
4. Задаем начальные значения переменным задачи.
5. Вводим ограничения задачи в матричной форме.
Решение:
6. Определим оптимальное решение задачи с помощью встроенной функции Maximize (в случае поиска максимума функции) или Minimize (в случае поиска минимума функции).
Решение транспортной задачи
Задача 2. Имеются n пунктов производства и т пунктов распределения продукции. Стоимость перевозки единицы продукции с і -го пункта производства в j -й центр распределения приведена в таблице, где под строкой понимается пункт производства, а под столбцом - пункт распределения. Кроме того, в этой таблице в i -й строке указан объем производства в і -м пункте производства, а в j -м столбце указан спрос в j -м центре распределения. Необходимо составить план перевозок по доставке требуемой продукции в пункты распределения, минимизирующий суммарные транспортные расходы.
Решение транспортной задачи
Решение:
1. Ввели исходные данные в матричной форме.
Решение:
2. Ввели линейную целевую функцию.
3. Задали начальные значения переменных:
4. Ввели ограничения задачи в матричной форме.
Решение:
5. Определили оптимальное решение задачи с помощью встроенной функции Minimize:
Решение задачи о назначениях
Задача 3. Имеются n рабочих и т видов работ. Стоимость выполнения і -и работником j -й работы приведена в таблице, где рабочему соответствует строка, а работе – столбец. Необходимо составить план работ так, чтобы все работы были выполнены, каждый рабочий был занят только на одной работе, а суммарная стоимость выполнения всех работ была минимальной.
Решение задачи о назначениях
Решение:
1. Ввели исходные данные в матричной форме.
Решение:
2. Ввели линейную целевую функцию.
3. Задали начальные значения переменных:
4. Ввели ограничения задачи в матричной форме.
Решение:
5. Определили оптимальное решение задачи с помощью встроенной функции Minimize:
Вывод
MathCad – система компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования, ориентированная на подготовку интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением, отличается легкостью использования и применения для коллективной работы.
Опыт работы с системой MathCad позволяет сделать вывод, что студенты, аспиранты, инженеры и ученые получили превосходный инструмент для повседневной работы.
Список использованной литературы
Аверьянова С.Ю., Растеряев Н.В. Содержательные задачи линейного программирования и их решение с помощью ЭТ MS EXCEL и пакета MATHCAD: учебное пособие/ Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. – 132 с.
Гольштейн Е. Г., Юдин Д.Б. Задачи линейного программирования транспортного типа. - М.: Наука, 1969. – 382 с.
Капустин Е.И. Решение некоторых классов математических задач в программе Excel. URL://exponenta.ru/educat/systemat/kapustin/003.asp/ .
Карманов В.Г. Математическое программирование: Учеб. Пособие. М.: Физматлит, 2001. 263 с.
Кудрявцев Е.М. MathCad-2000. М.: ДМК Пресс, 2001. С. 576.
Кузнецова Л.Г. Системы компьютерной математики / Учебное пособие. Омск, 2003. С. 108.
Растеряев, Н.В., Герасименко Ю.Я. Решение оптимизационных задач в среде MATHCAD и EXCEL: Учеб. пособие – Новочеркасск: Южно-российский гос. тех. ун-т (НПИ), 2004.- 100 с.