Актуальность введения технологии обуславливается необходимостью применения образовательных форм, обеспечивающих свободу творческой инициативы, стимулирующих развитие самостоятельности, усвоение знаний и умений через собственный опыт.
Эта форма может нести отпечаток индивидуального, творческого и авторского стиля.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждения в вопросах планирования и определения целей и задач в образовательной деятельности.
Задачи:
познакомить с основами планирования образовательной деятельности;
познакомить педагогических работников с понятиями цель и задачи .
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
План проведенияПедагогического ателье
1.Знакомство с основами планирования образовательной деятельности.
2.Знакомство педагогических работников с понятиями цель и задачи.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
1. Основы планирования образовательной деятельности
Общие понятия
Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.
Планирование работы педагога-это процесс индивидуального осмысления им своей деятельности и её творческого конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.
Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Планированиев образовании
К плану предъявляется ряд требований:
Целенаправленность плана.
Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и ранжирования задач.
2.Комплексность плана .
Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.
3.Конкретность плана.
Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Виды и структура педагогических планов
План –важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к образовательной деятельности.
В самом общем представлении план – это документ , указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Технология составления планов
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:
Определение предмета планирования
(отвечает на вопрос: что необходимо спланировать: всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
Определение временного периода.
Структурирование предмета планирования , помогающее сделать план конкретным, с наиболее эффективными средствами и способами работы.
Разделение плана на возможные составные части ,
т.е. представление идеального образа планируемого, а затем отбор нужных и реальных этапов, действий.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Анализ результатов и имеющегося состояния , в результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.
Целеполагание - осуществление первоначального прогноза результатов, что хотелось бы получить в итоге.
Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов оценки результатов, отбор методов и технологий.
Распределение событий во времени , расстановка этапов, периодов, дат.
Оформление(написание) плана.
В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
2.Знакомство с понятиями цель и задачи.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
2.Знакомство с понятиями цель и задачи.
Цель – прогнозируемый результат, который в итоге должен быть достигнут за определённый промежуток времени.
Цель должна обладать качествами:
К – конкретность;
А – актуальность;
Д – диагностичность;
Р – реальность.
На выработку целей влияют следующие факторы:
- потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
- социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;
- индивидуальные и возрастные особенности коллектива обучающихся.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребёнок; педагог.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Таким образом, целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
Диагностичность,
т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2.Реальность,
т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:
1.Диагностика образовательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
2. Моделирование педагогом образовательных целей и задач;
3 Уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:
обоснование и выдвижение целей;
определение путей их достижения;
проектирование ожидаемого результата.
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА:
ЦЕЛЬ х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ х 0 = 0
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Рассмотрим цепочку понятий, одни из которых ведут к Цели , а другие к осуществлению этой цели, т. е. к Результату
Потребность Мотив Цель
Способы Действия Результат
Толковый словарь Ожегова дает такие определения этим понятиям:
Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения;
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию;
Цель – предмет желания , то, что надо осуществить;
Способы – действие или система действий, применяемые
при исполнении какой-нибудь работы;
Результат – конечный итог , следствие, завершающее собою
какое-либо действие, явление.
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Формирование задач в соответствии с этапами:
Использование глаголов, указывающих на действие с результатом:
Изучение нового:
«Изучить…»;
«выбрать»,
«назвать»,
«Объяснить …»;
«Дать понятие о …»;
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«Ознакомить…»
«написать»,
Совершенствование и закрепление:
«перечислить»,
«Закрепить…»;
«выполнить»,
«Усовершенствовать…,»;
«Формировать…»;
«систематизировать»…
«Расширить…»
Повторение и обобщение:
«Повторить …»;
«Обобщить…»;
«Систематизировать…», «Привести в систему…».
Контроль :
«Проверить..»;
«Оценить..».
1/18/21
http://aida.ucoz.ru
Уважаемые коллеги!Приглашаю вас принять активное участие в Педагогическом ателье.Предлагаемые темы для участников :
Задание для педагогов дополнительного образования
Задание
Используя изученный в презентации материал разработать целеполагание занятия для обучающихся 11-летнего возраста по теме «Как встречали Новый год во второй половине 20 века»
для педагогов-организаторов
Используя изученный в презентации материал разработатьплан проведения цикла мероприятий (не менее 4-х) для детей 12-14 лет, посвященных празднованию Нового 2030 года.