Просмотр содержимого документа
«Народные календарные праздники "Масленица"»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Народные календарные праздники.
масленица»
Автор Пивоварова Марина Витальевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону
февраль 2018 год
Актуальность:Закладывая с детства знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. С помощью песенного фольклора учащиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, стимулируется рост духовности, развиваются их философские взгляды на жизнь. Обучающие возможности фольклора огромны. Народные песни, игры, сказки, пословицы составляют питательную почву для нравственного и эстетического воспитания детей. Чем культурнее человек, тем осознаннее и бережнее он относится к историческим памятникам.
Цель занятия: Приобщение к народным традициям и обычаям, воспитание общей культуры учащихся, расширение музыкального кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
Развитие гармоничной личности, формирование любви к родной земле и уважения к традициям своего народа.
3. Развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих и сенсорных способностей; способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.
«Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их, Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой, пышнотелой женщиной с румяными щеками, коварными глазами и хохотом. В народе ее прозвали тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.
Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «веселой», «широкой», «обжорной», «разорительницей», «честной», «барыней – Масленицей», «госпожой Масленицей».
Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица.
Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.
О праздновании Масленицы
Масленичная неделя называется карнавалом.
Каждый день масленичной недели имеет свое название:
Понедельник – встреча;
Вторник – заигрыш;
Среда – лакомка;
Четверг – разгул, перелом, четверток широкий;
Пятница – тещины вечера;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – прощеный день, проводы, прощанье, целовальник.
Понедельник- « В с т р е ч а »
В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно было качаться на качелях – чем выше, тем лучше
Вторник- « З а и г р ы ш »
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.
Среда -« Л а к о м к а »
Среда называлась «лакомкой», название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Все что есть на печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений были блины.
У древних славян блин олицетворял Солнце. Слово «блин» произошло от слова «млин» - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.
Четверг -« Р а з г у л я й »
Что бы помочь солнцу прогнать зиму, устраивается катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Катились на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так. Катались молодые девушки, которых кучера из чужой деревни должны были угостить гостинцами, катались и бабы, похвалиться шубой (для этого подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех).
Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Выбирался городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город с целью завладеть флагом на городе и самим городничим. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями.
Пятница–« Т ё щ и н ы в е ч е р а »
До пятницы чучело Масленицы хранилось где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней сидела самая красивая и нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. Первая красавица затягивала песню, ее подхватывали девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Заслышав пение, все спешили присоединиться к шествию и проводить Масленицу до самой горы, где государыня Масленица и открывала катание с ледяной горы, которое продолжалось до вечера, после чего государыня Масленица водворялась в сарай.
А вечером зять едет «к тёще на блины», а тёща зятя привечает, угощает.
Суббота –«З о л о в к и н ы п о с и д е л к и»
Масленица снова появляется на улице, но теперь
уже в сани, вместо парней, впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. В катании принимали участие и женщины не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».
Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощенье – бесчисленные блины.
Воскресенье –«П р о щ е н ы й д е н ь »
В последний день Масленицы парни и семейные мужики из нескольких деревень сходились на ровном месте, где устраивались настоящие сражения, известные под названием «игры в мяч».
В конце дня сжигали чучело Масленицы. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.»
Используемая литература:
Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 2003 г.
Науменко Г. Народный праздничный календарь. – М., 2001 г.