П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (видео)
- Музыкально – ритмические движения
«Разрумяными блинами»
- Творчество
Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Сцена проводов масленицы (видео мультфильм)
- Игра на детских музыкальных инструментах
Масленичная песня «Мы блины давно не ели»
111 Итогово-рефлексивный этап
№ | Разделы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ. |
Организационно-мотивационный этап |
| Мотивация Целеполагание | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Васильевна, сегодня урок музыки проведу у вас я. Ребята, сейчас я включу вам песню. Вы ее прослушаете и скажите, какая эта песня и кто ее сочинил. Включаю песню. Итак, ребята. Какая эта песня? А кто ее сочинил? Композитор или народ? Где чаще исполняют русские народные песни? Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - отгадайте мою загадку: Всюду ярмарки, гулянья, Веселится весь народ! Провожают зиму, холод, Ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! И тема нашего урока называется «Русская масленица». Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем? Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица? Почему этот праздник получил такое название? Чем блины хозяйки смазывают? Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить? Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. | Слушают песню Русская народная песня Народ На праздниках, гуляньях, на посиделках Масленица Предположения учащихся От традиции печь блины Маслом зиму | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Деятельностно-операционный этап |
1. | Вводная беседа Хоровое пение Детская песня на масленицу «Блинчики хорошие» | Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней А кто их придумывал? Как эти песни дошли до нашего времени? Все дни масленой недели имеют свои названия: : Понедельник - наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? Да, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили… Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу песней, которую вы все знаете. Называется «Блинчики хорошие». Какая эта песня по настроению? Какой же песней мы выразили понедельник? | Народ Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу. Исполняют песню Отвечают на вопросы | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
2. | Слушание музыки П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (видео) | Второй день Масленицы – заигрыш беспечный, вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин. А в какие игры играют на Масленицу? Есть еще много интересных занятий на масленицу. А вот каких, вы сейчас мне скажете, просмотрев видео П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Слушаем внимательно и музыку, какая она по настроению и по звучанию. Итак, ребята, скажите , какую по настроению музыку вы прослушали? А чем же занимаются на масленице? Что вы увидели? | Катаются с горок, бой с мешками, кулачные бои Слушают музыку Отвечают на вопросы | |
3. | Музыкально – ритмические движения «Разрумяными блинами» | Вот среда подходит «Лакомкой зовется» Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Какое главное угощение на празднике? На что блины похожи? Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ребята, теперь давайте встанем на музыкально – ритмические движения под песню «Разрумяными блинами». | Блины На солнце Выполняют движения | |
4 | Игра на музыкальных инструментах Детская песня «Мы блинов давно не ели» Творчество Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Сцена проводов масленицы (видео мультфильм) | Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ». Проходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.) Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину? Да, Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон. Сейчас вы прослушаете песню «Мы блинов давно не ели» и скажете, какие музыкальные инструменты звучат в этой песне и какие они по звучанию. Какие же инструменты вы услышали? А какие они по звучанию? Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? Для чего сжигали? В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день? Ребята, давайте просмотрим оперу Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» Сцена проводов масленицы, и вы мне скажете, как же прощаются с масленицей, и какая музыка звучит по настроению. Какая же музыка по настроению? А как прощаются с масленицей? | Отвечают на вопросы Слушают песню Отвечают на вопросы по прослушанной песне Высказывают свои предположения Смотрят видео Отвечают на вопросы | |
5. | | | | |
Оценочно-рефлексивный этап |
| Рефлексия | Ребята, наш урок подошел к концу. Какая тема урока сегодня была? Что нового вы сегодня узнали? Мне понравилось с вами работать. Вы все молодцы, показали все свои музыкальные способности. На этом урок окончен. | | |