Просмотр содержимого документа
«Мотивы творчества»
Мотивы творчества
Истоки 8 класс
Митрополи́т Иларио́н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050 ).
ИЛAРИОH - митрополит Киевский, церковный деятель, духовный писатель, христианский святой.
В сане иеромонаха служил в княжеской церкви Всех Апостолов в селе Берестово (близ Киева). Был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава Владимировича Мудрого. Для молитвенного уединения ископал пещеру, которой вскоре было положено основание Киево-Печерскому монастырю.
Исключительность фигуры Илариона на Киевской кафедре была обусловлена следующими обстоятельствами: он был славянин; избран по желанию князя Ярослава; рукоположение впервые совершено собором русских епископов. Будучи митрополитом, Иларион освятил церковь княжеского монастыря Святого Георгия и участвовал в создании церковного устава князя Ярослава. После смерти князя Ярослава имя Илариона в источниках не встречается, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит, по происхождению грек.
Уровень образованности Илариона говорит о том, что он обучался в Греции; обычай отшельнической молитвы в пещере мог быть заимствован им на Афоне. Возможно участие Илариона в одном из посольств в Европу, т. к. в его «Похвале князю Владимиру» содержится используемая только на Западе литургическая формула «Христос победи...».
Сочинение Илариона «Слово о Законе и Благодати» (известно более чем в 50 списках XV-XVI веков) свидетельствует об обширной богословской эрудиции автора и его блестящем красноречии. Торжественное «Слово...», в котором Иларион дал богословское осмысление места Русской церкви в истории Божественного домостроительства спасения, вероятно, было произнесено в соборе Софии Киевской в похвалу святому князю Владимиру. «Молитва от всей Русской земли» Илариона имеет покаянный литургический характер, а «Исповедание веры» построено по типу византийских толкований Символа веры.
История создания и датировка
О жизни митрополита Илариона известно немногое. «Повесть временных лет» сообщает об избрании его в этот сан при князе Ярославе Мудром (1015-1054) собором епископов, а также о том, что в 1055 г. на киевском престоле сидел уже другой митрополит Ефрем. Иларион стал первым русским по происхождению митрополитом киевским, этот факт, а также его поставление местным собором, а не Константинопольским патриархом (хотя со временем последний признал Илариона), может говорить о конфликте между Ярославом и патриархом, а, более того, и об усилении Древнерусского государства.
Само «Слово», сохранившееся в нескольких десятках списков XV-XVI вв., вероятнее всего, было создано не ранее 1037 г., когда Ярославом были заложены Софийский собор и Благовещенская церковь в Киеве, о чем упоминается в произведении. Другой крайней точкой являются 1050-е гг. – в своей речи Иларион обращается к супруге князя Ингигерде (Ирине), умершей по одной версии в 1050 г., по другой – в 1056-м.
Содержание и значение
Темой «Слова» Илариона стало рассуждение о «законе» и «благодати». По мысли автора, закон, который был дан богоизбранному народу иудеев и определял всю их жизнь, потерял силу и необходимость с пришествием в мир благодати через Иисуса Христа. Тем самым митрополит противопоставлял Ветхий Завет всей Библии в целом, включавшей и Новый Завет. Он образно уподоблял иудаизм одного конкретного народа старшему сыну Авраама Измаилу, а христианство, распространяемому по всей земле, - Исааку. Он не соглашался с идеей богоизбранности одного народа или государства, утверждая по сути равенство народов, которые через Евангелие и крещение были спасены Богом.
Прославляя благодатное христианство, Иларион подробно излагает сущность православия, это было понятно, учитывая, что страна крестилась совсем недавно – в конце Х в. Много внимание он уделяет богочеловеческой природе Христа.
Далее митрополит говорит о самой Руси и принятии ею христианства. Однако хвалит Иларион не только крестителя Владимира, но и бывших до него языческих князей – Игоря и Святослава, отмечая их храбрость и силу тогдашней Руси. Достаточный авторитет и самостоятельность последней митрополит отмечает, говоря и о деяниях равноапостольного князя Владимира.
«Слово о законе и благодати» (полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей».
Настолование митрополита Илариона
(миниатюра Радзивиловской летописи)
др.-рус. О законѣ мωѵсѣомъ данѣѣмъ, и ω благодѣти и истинѣ исоусомъ христъмъ бывшϊи. И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ всѧ ꙗзыкы простреся и до нашего ꙗзыка роускаго, и похвала каганоу нашемоу влодимероу, ѿ негоже крещени быхомъ и молитва къ богѫ ѿ всеа зьмлѧ нашеа) — один из древнейших памятников древнерусской литературы, созданный за несколько десятилетий до «Повести временных лет». Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века.
«Слово о законе и благодати»
митрополита Илариона
Датировка
Существует свыше 50 разных списков XV—XVII веков. Но их анализ показывает, что оригинал составлен между 1037 и 1051 годами, так как автор обращается к пребывавшей в Киеве не позднее 1051 года и умершей в 1049—1056 годах Ирине-Ингигерде. М. Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037—1043 годов.