Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака
«Почта».
— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
— Где же этот гражданин?
— Улетел вчера в Берлин.
Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности, которого можно считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, что оказало существенное влияние на многих детских писателей.
Подумайте и ответьте в конце моего рассказа, действительно творчество Житкова - классика отечественной детской словесности?
Главный герой цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.
Автор отвечает на многообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
(видеоролик «почему слон» ) 0:21- 0:50. («… зовут Алёшей»)
Самой трудной для писателя была задача выстроить повествование от лица четырехлетнего мальчика. Хорошо понимая условность такой формы, Житков видел в ней залог доступности для детского восприятия.
Речь маленького Алеши богата яркими сравнениями, неожиданными сопоставлениями
Вот так например описывается радиобашня:
«А совсем далеко – башня. Только она как из тесемочек сделана. Все насквозь видно».
Про холл в гостинице сказано:
«Комната большая-большая. Пол блестит, как лед. И очень скользкий. И коврики на полу, как дорожки в саду.»
Короткие истории для дошкольников с непридуманными жизненными ситуациями. Истории не только расскажут о различных случаях, но и пояснят как правильно себя вести, а как поступать не следует.
Речь идет о проишествиях принадлежащих к числу экстремальных. В то же время все они из разряда «что бывало»: разлив реки, пожар на корабле, обвал в горах, снежная буря в тундре. Люди оказываются в плену разыгравшейся стихии и, казалось бы, обречены на гибель. Однако герои Житкова не торопятся сложить руки: в тяжелейших условиях они продолжают выполнять свой долг. Их поступки – истинный подвиг. Например, произведение «Наводнение»
(аудиозапись Наводнение 2:38)
в этих строчках скрывается весь смысл произведения о взаимопомощи.
Написан от лица ребенка. События в нем переплетаются в двух планах – реальном и воображенном. В реальном мире над мальчиком висит бабушкин запрет: нельзя трогать модель пароходика, которая считается семейной реликвией. В мире воображаемом пароходик становится настоящим кораблем с живой командой.
Прочитать из красной книги стр. 74
Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик. Чувство глубокого разочарования отягощается сознанием непоправимой вины. И это вызывает сочувствие к герою несмотря на то, что речь идет о серьезном поступке. Отказываясь от морализаторства, Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка: активность, упорство, смекалка, любознательность.
Историю рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Не смотря на то что основное место в рассказе занимает слон, важная роль принадлежит фигуре рассказчика. Подобно ребенку он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным.
Прочитать из книги «про слона» стр. 3.
По-детски радуется рассказчик осуществлению своей мечты. Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа. Такое отношение к животному вызывает тягостное чувство, омрачающее радость встречи. Не экзотика, а человечность выступает в рассказе на первый план.
Это правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангуст на большом корабле. Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый. При этом рассказчик остается внимательным наблюдателем, который знает, что общение с животными требует от человека терпения. усмешка сменяется уважением, когда речь заходит о ловкости и бесстрашии мангуст при столкновении со змеей. Последний эпизод рассказа – мнимая смерть одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радость.
(аудиозаписаь мангуста 14:08. «… так ее любили»)
Такое завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия.
Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его наследие составляют более 500 произведений.
Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.
Выделите главное и запишите в тетрадь
По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы:
Кнопочки и человечки. — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.
Почему слоны? — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.
Пудя. — Реж. И. Воробьёва. СССР, 1990
Кино
«На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин
В 1967 году на киностудии Мосфильм. Реж. А. Сахаров и А. Светлов. по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».
В 1968 году на Одесской киностудии. Реж. С. Говорухин. по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно» был поставлен фильм «День ангела».
В 1975 году на киностудии им. Горького. Реж. Э. Бочаров. по мотивам рассказов Б. Житкова был поставлен фильм «Шторм на суше».
Чаще всего учителя в начальной школе используют произведения Бориса Житкова на уроках внеклассного чтения и на внеклассных мероприятиях, когда затрагивается тема взаимоотношений между людьми, тема о гуманном, бережном отношении к животным, а также тема отношений людей и животных (помощь друг другу, жизненные ситуации, интересные моменты, которые могут случиться с каждым).
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт