kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Медицинская этика и деонтология

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Медицинская этика и деонтология»

Врач – это человек особой профессии. Наряду с общеэтическими нормами он должен овладеть и особой этикой – этикой врача (этика – от лат. « ethica » – «обычай», «характер»).
  • Врач – это человек особой профессии. Наряду с общеэтическими нормами он должен овладеть и особой этикой – этикой врача (этика – от лат. « ethica » – «обычай», «характер»).
ЭТИКА  – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА  – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников
  • ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников
МОРАЛЬ - это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена НРАВСТВЕННОСТЬ  - это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей
  • МОРАЛЬ - это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена
  • НРАВСТВЕННОСТЬ - это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей
ДЕОНТОЛОГИЯ – происходит от греческих слов – должное и учение, дословно – учение о долге. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ – комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник
  • ДЕОНТОЛОГИЯ – происходит от греческих слов – должное и учение, дословно – учение о долге.
  • МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ – комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник
РАЗДЕЛЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

РАЗДЕЛЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

  • Медицинский работник и пациент
  • медицинский работник и государство
  • медицинский работник и его взаимоотношения с коллегами
  • медицинский работник и родственники пациента
  • медицинский работник и его отношение к себе
ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

  • модель Гиппократа: «не навреди»
  • модель Парацельса: «делай добро»
  • деонтологическая модель: «соблюдение долга»
  • биоэтика: принципы «уважение прав и достоинства человека», «информированное согласие»
Модель Гиппократа:  «не навреди»

Модель Гиппократа: «не навреди»

  • В своей знаменитой клятве Гиппократ (460-377г.г. до н.э.) сформулировал обязанности врача перед пациентом. Клятва не потеряла актуальности, является эталоном построения многих этических документов
Модель Гиппократа Модель Гиппократа - часть медицинской этики, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества.

Модель Гиппократа

Модель Гиппократа - часть медицинской этики, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества.

Модель Гиппократа « Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен » , – говорил Гиппократ .

Модель Гиппократа

« Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен » , –

говорил Гиппократ .

Модель Парацельса:  «делай добро»

Модель Парацельса: «делай добро»

  • В модели Парацельса (1493-1541г.г.) основное значение приобретает «патернационализм» эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача.
Модель Парацельса:  «делай добро»

Модель Парацельса: «делай добро»

  • Модель Парацельса - форма врачебной этики , в рамках которой нравственное отношение с пациентом рассматривается как составляющая терапевтической стратегии поведения врача .
Модель Парацельса:  «делай добро» Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным

Модель Парацельса: «делай добро»

Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным

Модель Парацельса:  «делай добро»

Модель Парацельса: «делай добро»

  • “ Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь”.
Модель Парацельса:  «делай добро»

Модель Парацельса: «делай добро»

  • Патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента.
  • Смысл патерналистского подхода - связь между врачом и пациентом воспроизводит не только лучшие образцы кровно-родственных отношений, но и “целебность”, “божественность” самого отношения врача к больному.
  • Основной моральный принцип “делай добро” или “твори любовь” Врачевание как организованное осуществление добра.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

  • В основе данной модели лежит принцип соблюдения долга, строжайшего выполнения набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, собственным разумом и волей врача.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

  • Положения медицинской (врачебной) деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

  • Медицинская (врачебная) деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга» Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:

Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:

  • “ хирургия для больных, а не больные для хирургии”;
  • “ делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;
  • “ для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

Деонтологическая модель: «соблюдение долга»

  • Академик А.Ф.Билибин считает, что врачебная деонтология – это самая суть, сердцевина, душа, или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки медика-профессионала, она является центральным, стержневым, заветным фактором, определяющим уровень и конечный успех врачебной деятельности, успех врачевания .
Деонтология Деонтологическая теория считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного интереса и остается верен самому себе. Основным критерием нравственности выступает честность И. Кант .

Деонтология

  • Деонтологическая теория считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного интереса и остается верен самому себе. Основным критерием нравственности выступает честность

И. Кант .

В настоящее время возникла самостоятельная область права (правового регулирования) – медицинское право .  Целый ряд взаимоотношений врача и больного стали регулироваться законами .   В связи со всем этим деонтология уступает в настоящее время место учению, отражающему правовые и иные взаимоотношения врача и больного и называемому биоэтикой или биомедицинской этикой .  Биоэтика не заменила собой деонтологию врача полностью. В ней сохранились многие разделы деонтологии, хотя появились и другие, качественно новые .
  • В настоящее время возникла самостоятельная область права (правового регулирования) – медицинское право .
  • Целый ряд взаимоотношений врача и больного стали регулироваться законами .
  • В связи со всем этим деонтология уступает в настоящее время место учению, отражающему правовые и иные взаимоотношения врача и больного и называемому биоэтикой или биомедицинской этикой .
  • Биоэтика не заменила собой деонтологию врача полностью. В ней сохранились многие разделы деонтологии, хотя появились и другие, качественно новые .
Биоэтика:  «информированное согласие»

Биоэтика: «информированное согласие»

  • Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне
Биоэтика

Биоэтика

  • Биоэтика - это совокупность принципов , предупреждающ и х о негативных последствиях биомедицинских технологий не только для человека, но и для общества в целом.
Биоэтика

Биоэтика

  • Биомедицинская этика, основанная в значительной мере на деонтологии и известных положениях клятвы Гиппократа, имеет принципиальные и глубокие от них отличия.
Биоэтика

Биоэтика

  • Главным является то, что предметом биомедицинской этики являются в первую очередь быстро накапливающиеся новые достижения, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человечеству и обществу в целом
Основные правила биоэтики “ Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними”. уважения моральной автономии пациента    – основывается на Кантовском представлении о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.

Основные правила биоэтики

  • Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними”.
  • уважения моральной автономии пациента

основывается на Кантовском представлении о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.

Принцип информированного согласия

Принцип информированного согласия

  • В информированном согласии выделяют два основных элемента: 1. Предоставление информации; 2. Получение согласия
  • Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1. О характере и целях предлагаемого лечения 2. О связанном с ним существенном риске 3. О возможных альтернативах данному лечению
В начальный период формирования принципа информированного согласия основное внимание уделялось вопросам предоставления информации пациенту. В последние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной информации, достижение согласия по поводу лечения.
  • В начальный период формирования принципа информированного согласия основное внимание уделялось вопросам предоставления информации пациенту.
  • В последние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной информации, достижение согласия по поводу лечения.
Наблюдается расширение сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине.  Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своим пациентом

Наблюдается расширение сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине.

Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своим пациентом

Главная цель современной медицины- благополучие пациента . Восстановление здоровья подчинено этой цели Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения , влияющие на его жизнь, самостоятельно. Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.
  • Главная цель современной медицины- благополучие пациента . Восстановление здоровья подчинено этой цели
  • Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни
  • Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения , влияющие на его жизнь, самостоятельно.
  • Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.
Этические проблемы современной медицины:

Этические проблемы современной медицины:

  • эвтаназия
  • аборты
  • экстракорпоральное оплодотворение
  • контрацепция
  • суррогатное материнство
  • ятрогения
  • предел оказания медицинской помощи
  • трансплантация органов
ЭВТАНАЗИЯ

ЭВТАНАЗИЯ

  • Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов evos - хорошо, thanatos - смерть, буквально - хорошая, добрая смерть.
  • В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и, как правило, безболезненной смерти безнадежно больного человека
АБОРТЫ  Отношение к проблеме неоднозначно:

АБОРТЫ

Отношение к проблеме неоднозначно:

  • В Клятве Гиппократа содержится отказ врача выполнять аборты
  • Аристотель считал возможным прибегнуть к аборту, если «должен родиться ребенок сверх положенного числа», но прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни
  • Сегодня искусственное прерывание беременности полностью легализовано, как право женщины распоряжаться функцией своего тела
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

  • ЭКО - революционное достижение двадцатого века. Неоднозначно встречено духовенством, т.к. с одной стороны, происходит вмешательство в сам процесс зарождения жизни, но с другой стороны - позволяет иметь долгожданного ребенка в бесплодном браке.
  • Проблема ЭКО также связана со статусом эмбриона (в процессе ЭКО уничтожаются «эмбрионы-дублеры») - с какого времени плод считать живым. Современная наука считает, что человек как биологический индивидуум формируется с момента слияния родительских половых клеток
ЯТРОГЕНИЯ

ЯТРОГЕНИЯ

  • Ятрогения - (от греческ. слов yatros - врач, genia -возникаю) болезнь, вызванная нежелательными или неблагоприятными последствиями медицинских вмешательств и приводящая к различным нарушениям функций организма, к инвалидности или смерти. Издавна врачи знают, что неумелое обращение со словом или назначение каких-либо лекарств в случае идиосинкразии может нанести вред пациенту.
Основные черты врачебной этики 1. Врач должен чутко и внимательно относиться к больному .   М.И.Калинин по этому поводу писал: «Все талантливые и исключительные врачи талантливы и исключительны не только тем, что они знатоки, артисты, художники своего дела, но и тем, что они умеют к больному подойти как-то особенно, тем, что для них больной является особо близким человеком. Хороший врач не только лечит, но между врачом и больным, его пациентом, должна установиться психологическая связь, известная теплота в человеческих отношениях».

Основные черты врачебной этики

1. Врач должен чутко и внимательно относиться к больному .

М.И.Калинин по этому поводу писал: «Все талантливые и исключительные врачи талантливы и исключительны не только тем, что они знатоки, артисты, художники своего дела, но и тем, что они умеют к больному подойти как-то особенно, тем, что для них больной является особо близким человеком. Хороший врач не только лечит, но между врачом и больным, его пациентом, должна установиться психологическая связь, известная теплота в человеческих отношениях».

Основные черты врачебной этики 2. Врач не должен говорить больному о плохом исходе болезни, ибо слово может лечить, а может и причинить вред .  С.П.Боткин считал, что «…лучшим является тот врач, который умеет внушить больному надежду : во многих случаях это является наиболее действенным лекарством ».

Основные черты врачебной этики

2. Врач не должен говорить больному о плохом исходе болезни, ибо слово может лечить, а может и причинить вред .

С.П.Боткин считал, что «…лучшим является тот врач, который умеет внушить больному надежду : во многих случаях это является наиболее действенным лекарством ».

Основные черты врачебной этики

Основные черты врачебной этики

  • Однако в последнее время в этом вопросе произошли изменения .
  • Возникли правовые отношения между больным и врачом.
  • В том числе стало обязательным подписание между больным и врачом так называемого « информированного согласия на исследование и лечение » (или «информированного отказа»).
Основные черты врачебной этики 3. Не следует употреблять в присутствии больного непонятных слов

Основные черты врачебной этики

3. Не следует употреблять в присутствии больного непонятных слов

Основные черты врачебной этики 4. Не употреблять знания во вред больному ,  стараться выбирать более рациональные пути лечения («лечение не должно быть тяжелее сам ó й болезни»).

Основные черты врачебной этики

4. Не употреблять знания во вред больному , стараться выбирать более рациональные пути лечения («лечение не должно быть тяжелее сам ó й болезни»).

Основные черты врачебной этики 5. При необходимости созывать консилиумы  и советоваться со старшими.

Основные черты врачебной этики

5. При необходимости созывать консилиумы и советоваться со старшими.

Основные черты врачебной этики 6. Быть скромным .

Основные черты врачебной этики

6. Быть скромным .

  • Когда врач спросил С. П. Боткина , как ему стать хорошим врачом, С. П. Боткин ответил: « Лечите себя от самомнения ».
Основные черты врачебной этики 7. Все время совершенствовать свои знания .

Основные черты врачебной этики

7. Все время совершенствовать свои знания .

  • М.Я.Мудров писал: « Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку ».
Non medicamentis, sed medici mente curator egrotus  не лекарствами, а умом врача лечится больной  ( крылатое латинское изречение)

Non medicamentis, sed medici mente curator egrotus

не лекарствами, а умом врача лечится больной

( крылатое латинское изречение)

Основные черты врачебной этики 8. Быть тактичным с родственниками больных  и сохранять выдержку при неправильных обвинениях.

Основные черты врачебной этики

8. Быть тактичным с родственниками больных и сохранять выдержку при неправильных обвинениях.

Итак, для того, чтобы стать хорошим врачом, мало овладеть знаниями и иметь опыт, важно еще соблюдать врачебные этические нормы, быть не только медиком, но и психологом .

Итак, для того, чтобы стать хорошим врачом, мало овладеть знаниями и иметь опыт, важно еще соблюдать врачебные этические нормы, быть не только медиком, но и психологом .

Совершенно прав был И.П. Павлов (1849-1936, Нобелевская премия в 1904 г.), говоривший: « С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам горизонт с невидимыми ранее предметами ».
  • Совершенно прав был И.П. Павлов (1849-1936, Нобелевская премия в 1904 г.), говоривший:
  • « С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам горизонт с невидимыми ранее предметами ».
Однако полагать, что с внедрением технических средств в медицину может уменьшиться роль врача-диагноста неверно.  Технические средства не заменяют врача, они помогают умным врачам в постановке диагноза, но никак не выручают безграмотных медиков .
  • Однако полагать, что с внедрением технических средств в медицину может уменьшиться роль врача-диагноста неверно.
  • Технические средства не заменяют врача, они помогают умным врачам в постановке диагноза, но никак не выручают безграмотных медиков .
Антуан де Сент  Экзюпери . «Я верю, – писал он, – настанет день, когда неизвестно чем больной отдастся в руки физиков. Не спрашивая ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает, затем кашлянет, раскурив трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью».

Антуан де Сент Экзюпери .

«Я верю, – писал он, – настанет день, когда неизвестно чем больной отдастся в руки физиков. Не спрашивая ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает, затем кашлянет, раскурив трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью».

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Медицинская этика и деонтология

Автор: Очиров Александр Арсентьевич

Дата: 26.10.2023

Номер свидетельства: 638879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Доклад по теме "Деонтология""
    ["seo_title"] => string(28) "dokladpotiemiedieontologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "267715"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450446986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Актуальность и современность этики и деонтологии"
    ["seo_title"] => string(45) "aktualnost_i_sovremennost_etiki_i_deontologii"
    ["file_id"] => string(6) "605520"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650709566"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей"
    ["seo_title"] => string(59) "rol_meditsinskoi_sestry_v_okhrane_zdorovia_pozhilykh_liudei"
    ["file_id"] => string(6) "598808"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643086701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Ситуационные задачи "
    ["seo_title"] => string(22) "situatsionnyie-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "238742"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444646697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства