Просмотр содержимого документа
«Медицинская этика и деонтология»
Врач – это человек особой профессии. Наряду с общеэтическими нормами он должен овладеть и особой этикой – этикой врача (этика – от лат. « ethica » – «обычай», «характер»).
ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников
МОРАЛЬ - это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена
НРАВСТВЕННОСТЬ - это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей
ДЕОНТОЛОГИЯ – происходит от греческих слов – должное и учение, дословно – учение о долге.
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ – комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник
РАЗДЕЛЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Медицинский работник и пациент
медицинский работник и государство
медицинский работник и его взаимоотношения с коллегами
медицинский работник и родственники пациента
медицинский работник и его отношение к себе
ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
модель Гиппократа: «не навреди»
модель Парацельса: «делай добро»
деонтологическая модель: «соблюдение долга»
биоэтика: принципы «уважение прав и достоинства человека», «информированное согласие»
Модель Гиппократа: «не навреди»
В своей знаменитой клятве Гиппократ (460-377г.г. до н.э.) сформулировал обязанности врача перед пациентом. Клятва не потеряла актуальности, является эталоном построения многих этических документов
Модель Гиппократа
Модель Гиппократа - часть медицинской этики, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества.
Модель Гиппократа
« Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен » , –
говорил Гиппократ .
Модель Парацельса: «делай добро»
В модели Парацельса (1493-1541г.г.) основное значение приобретает «патернационализм» эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача.
Модель Парацельса: «делай добро»
Модель Парацельса - форма врачебной этики , в рамках которой нравственное отношение с пациентом рассматривается как составляющая терапевтической стратегии поведения врача .
Модель Парацельса: «делай добро»
Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным
Модель Парацельса: «делай добро»
“ Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь”.
Модель Парацельса: «делай добро»
Патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента.
Смысл патерналистского подхода - связь между врачом и пациентом воспроизводит не только лучшие образцы кровно-родственных отношений, но и “целебность”, “божественность” самого отношения врача к больному.
Основной моральный принцип “делай добро” или “твори любовь”Врачевание как организованное осуществление добра.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»
В основе данной модели лежит принцип соблюдения долга, строжайшего выполнения набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, собственным разумом и волей врача.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»
Положения медицинской (врачебной) деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»
Медицинская (врачебная) деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений.
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»
Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:
“ хирургия для больных, а не больные для хирургии”;
“ делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;
“ для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;
Деонтологическая модель: «соблюдение долга»
Академик А.Ф.Билибин считает, что врачебная деонтология – это самая суть, сердцевина, душа, или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки медика-профессионала, она является центральным, стержневым, заветным фактором, определяющим уровень и конечный успех врачебной деятельности, успех врачевания .
Деонтология
Деонтологическая теория считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного интереса и остается верен самому себе. Основным критерием нравственности выступает честность
И. Кант.
В настоящее время возникла самостоятельная область права (правового регулирования) – медицинское право .
Целый ряд взаимоотношений врача и больного стали регулироваться законами .
В связи со всем этим деонтология уступает в настоящее время место учению, отражающему правовые и иные взаимоотношения врача и больного и называемому биоэтикой или биомедицинской этикой .
Биоэтика не заменила собой деонтологию врача полностью. В ней сохранились многие разделы деонтологии, хотя появились и другие, качественно новые .
Биоэтика: «информированное согласие»
Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне
Биоэтика
Биоэтика - это совокупность принципов , предупреждающ и х о негативных последствиях биомедицинских технологий не только для человека, но и для общества в целом.
Биоэтика
Биомедицинская этика, основанная в значительной мере на деонтологии и известных положениях клятвы Гиппократа, имеет принципиальные и глубокие от них отличия.
Биоэтика
… Главным является то, что предметом биомедицинской этики являются в первую очередь быстро накапливающиеся новые достижения, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человечеству и обществу в целом
Основные правила биоэтики
“Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними”.
уважения моральной автономии пациента
–основывается на Кантовском представлении о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.
Принцип информированного согласия
В информированном согласии выделяют два основных элемента: 1. Предоставление информации; 2. Получение согласия
Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1. О характере и целях предлагаемого лечения 2. О связанном с ним существенном риске 3. О возможных альтернативах данному лечению
В начальный период формирования принципа информированного согласия основное внимание уделялось вопросам предоставления информации пациенту.
В последние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной информации, достижение согласия по поводу лечения.
Наблюдается расширение сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине.
Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своим пациентом
Главная цель современной медицины- благополучие пациента . Восстановление здоровья подчинено этой цели
Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни
Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения , влияющие на его жизнь, самостоятельно.
Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.
Этические проблемы современной медицины:
эвтаназия
аборты
экстракорпоральное оплодотворение
контрацепция
суррогатное материнство
ятрогения
предел оказания медицинской помощи
трансплантация органов
ЭВТАНАЗИЯ
Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов evos - хорошо, thanatos - смерть, буквально - хорошая, добрая смерть.
В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и, как правило, безболезненной смерти безнадежно больного человека
АБОРТЫ
Отношение к проблеме неоднозначно:
В Клятве Гиппократа содержится отказ врача выполнять аборты
Аристотель считал возможным прибегнуть к аборту, если «должен родиться ребенок сверх положенного числа», но прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни
Сегодня искусственное прерывание беременности полностью легализовано, как право женщины распоряжаться функцией своего тела
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
ЭКО - революционное достижение двадцатого века. Неоднозначно встречено духовенством, т.к. с одной стороны, происходит вмешательство в сам процесс зарождения жизни, но с другой стороны - позволяет иметь долгожданного ребенка в бесплодном браке.
Проблема ЭКО также связана со статусом эмбриона (в процессе ЭКО уничтожаются «эмбрионы-дублеры») - с какого времени плод считать живым. Современная наука считает, что человек как биологический индивидуум формируется с момента слияния родительских половых клеток
ЯТРОГЕНИЯ
Ятрогения - (от греческ. слов yatros - врач, genia -возникаю) болезнь, вызванная нежелательными или неблагоприятными последствиями медицинских вмешательств и приводящая к различным нарушениям функций организма, к инвалидности или смерти. Издавна врачи знают, что неумелое обращение со словом или назначение каких-либо лекарств в случае идиосинкразии может нанести вред пациенту.
Основные черты врачебной этики
1. Врач должен чутко и внимательно относиться к больному.
М.И.Калинин по этому поводу писал: «Все талантливые и исключительные врачи талантливы и исключительны не только тем, что они знатоки, артисты, художники своего дела, но и тем, что они умеют к больному подойти как-то особенно, тем, что для них больной является особо близким человеком. Хороший врач не только лечит, но между врачом и больным, его пациентом, должна установиться психологическая связь, известная теплота в человеческих отношениях».
Основные черты врачебной этики
2. Врач не должен говорить больному о плохом исходе болезни,ибослово может лечить, а может и причинить вред .
С.П.Боткин считал, что «…лучшим является тот врач, который умеетвнушить больному надежду: во многих случаях это является наиболее действенным лекарством ».
Основные черты врачебной этики
Однако в последнее время в этом вопросе произошли изменения .
Возникли правовые отношения между больным и врачом.
В том числе стало обязательным подписание между больным и врачом так называемого « информированного согласия на исследование и лечение » (или «информированного отказа»).
Основные черты врачебной этики
3. Не следует употреблять в присутствии больного непонятных слов
Основные черты врачебной этики
4. Не употреблять знания во вред больному, стараться выбирать более рациональные пути лечения («лечение не должно быть тяжелее сам ó й болезни»).
Основные черты врачебной этики
5. При необходимости созывать консилиумы и советоваться со старшими.
Основные черты врачебной этики
6. Быть скромным.
Когда врач спросил С. П. Боткина , как ему стать хорошим врачом, С. П. Боткин ответил: « Лечите себя от самомнения ».
Основные черты врачебной этики
7. Все время совершенствовать свои знания.
М.Я.Мудров писал: « Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку ».
Non medicamentis, sed medici mente curator egrotus
не лекарствами, а умом врача лечится больной
( крылатое латинское изречение)
Основные черты врачебной этики
8. Быть тактичным с родственниками больных и сохранять выдержку при неправильных обвинениях.
Итак, для того, чтобы стать хорошим врачом, мало овладеть знаниями и иметь опыт, важно еще соблюдать врачебные этические нормы, быть не только медиком, но и психологом .
Совершенно прав был И.П. Павлов (1849-1936, Нобелевская премия в 1904 г.), говоривший:
« С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам горизонт с невидимыми ранее предметами ».
Однако полагать, что с внедрением технических средств в медицину может уменьшиться роль врача-диагноста неверно.
Технические средства не заменяют врача, они помогают умным врачам в постановке диагноза, но никак не выручают безграмотных медиков .
Антуан де СентЭкзюпери .
«Я верю, – писал он, – настанет день, когда неизвестно чем больной отдастся в руки физиков. Не спрашивая ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает, затем кашлянет, раскурив трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль.Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью».