Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей
Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей
Этика (лат. ethica, от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.
Деонтология (греч. deon, deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека.
Деонтология медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности.
Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей»
Бухарский Медицинский техникум имени Абу Али ибн Сина
Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей
Авезова Мухаббат Шухратовна
Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности,человек всегда будет ждать и верить врачу,который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.
А. Экзюпери
Основные понятия и определения
Этика (лат. ethica , от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.
Деонтология (греч. deon , deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека.
Деонтология медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности.
Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.
Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (профилактические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного.
Должное отношение медицинского работника к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании.
Главный принцип состоит в следующем:
Относись к заболевшему так, как хотелось бы,
чтобы относились в аналогичном положении к тебе.
Проблемы взаимоотношений врача и больного, среднего медицинского работника и больного, лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.), врачей друг с другом и иного медицинского и немедицинского персонала – сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых разных формах социального взаимодействия.
В настоящее время выделяется 4 основные модели взаимоотношений врача (или медицинского работника) и пациента:
Инженерная (технологическая) модель
Пасторская (патерналистская) модель
Коллегиальная модель
Контрактная (совещательная) модель
Инженерная модель
Также её называют технологической моделью и моделью автомеханика, характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии. В медицине, в рамках этой модели, используется понятие об «отклонении физиологического механизма от положения равновесия», и врач стремится восстановить это равновесие. Показателями служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований.
Пасторская (патерналистская) модель
Модель отношений между врачом и пациентом напоминает отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину ( pater , лат. – отец). Оба варианта отношений характеризуются покровительством, как и отношение врача к пациенту. По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь человеку (в данном случае страдающему от какого-либо заболевания).
Модель отношений между врачом и пациентом характерна их взаимоотношением ( colleg а, лат. – товарищ по должности). Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания. После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача. Однако, совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).
Контрактная модель
Модель взаимоотношений между медиками и пациентами подразумевает, в первую очередь, отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, и лишь во вторую очередь имеется в виду формальная сторона отношений, а именно – договор с пациентом, контракт, соглашение, в котором определяются рамки взаимоотношения пациента и врача. При этом моральная сторона отношений в тексте не находит прямого отражения, но она проявляется косвенно.
Именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Ибо для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости.
Проблема соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делает ряд правил поведения медиков законом.
За нарушение морально-нравственных, этических правил и норм медицинские работники подвергаются общественному порицанию, а за нарушение юридических и правовых норм, регламентируемых законами – определенным законодательством наказаниям , вплоть до лишения свободы и др.
Многие правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, нередко становятся юридическими, правовыми категориями, закрепленными законодательно.
Самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" клятвы врача (ст. 71), которая много веков принималась в качестве морально-нравственного обязательства, а также закрепление в законе таких понятий как:
Статья 6. Приоритет пациента при оказании медицинской помощи;
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны;
Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников;
Статья 79.1. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями;
Статья 71
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь :
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну , внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека , никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»
Статья 6
«1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм , а также со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.»
Статья 73
«1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
2. Медицинские работники обязаны:
1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
2) соблюдать врачебную тайну;
3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Статья 79.1
«1. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.
2. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.
3. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.»
Этику и деонтологию в медицине нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам.
Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, интернет, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения.
В известной степени этому способствуют увеличение численности медицинских работников и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии.
В настоящее время органами управления здравоохранения различного уровня, страховыми компаниями, общественными некоммерческими организациями большое внимание уделяется этическим аспектам взаимоотношения врачей и медицинских работников с пациентами.
Это нашло свое отражение в обязательном проведении анкетирования по вопросам качества оказания медицинских услуг и удовлетворенности населения в получении медицинских услуг, как при непосредственно посещении гражданином учреждения здравоохранения, так и в электронном виде на сайтах Министерства здравоохранения РФ, комитета здравоохранения Волгоградской области, медицинских организаций и т.д.
Пример анкет:
Пример анкет:
Вероятные причины увеличения жалоб со стороны населения, это –
переоценка культурных ценностей и нравов в обществе в последнее десятилетие;
недолжная теоретическая и практическая подготовка медицинского персонала в учебных заведениях по вопросам медицинской этики и деонтологии;
пробелы в воспитании подрастающего поколения в плане привития детям гуманного, доброго отношения к людям, сострадания к чужой боли.
По итогам рассмотрения обращений граждан, поступивших в комитет здравоохранения Волгоградской области в 2016 году выявлен рост количества обращений по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. За 12 месяцев 2016 года поступило 12 058 обращений, что на 1 626 обращений (или на 12%) больше, чем за аналогичный период 2015 года (за 12 месяцев 2015 года комитетом здравоохранения рассмотрено 10 432 обращения).
Из общего числа обращений – вопросы лечения и оказания медицинской помощи 3 955 обращений, что на 31,3% больше чем в 2015 году. В количество этих обращений вошли вопросы этики и деонтологии при оказании медицинской помощи.
При анализе обращений граждан в медицинские организации Волгоградской области, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, количество обращений составило 5 278, из них по вопросам этики и деонтологии 263 обращения (5% от всех обращений).
Наибольшее количество по вопросам этики и деонтологии выявлено в ЦРБ Дубовского муниципального района (31 обращение), ГБУЗ ГКБ № 3 (83 обращения), в остальных лечебных учреждениях по вопросам этики и деонтологии зарегистрировано от 1 до 11 обращений.
В этических аспектах взаимоотношения врача и пациента важную роль играет Личность врача .
Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное.
Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что, если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния.
При проведении анкетирования пациентов выявлены представления больных об образе врача . С амыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, уважение к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно-значимые черты.
Профессионализм, знания и умения выходили на второй план. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались особенно высоко. «Эталон» врача у больных с различными заболеваниями включал десять наиболее существенных качеств: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора.
Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе.
Когда врач проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы.
Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента.
Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.
Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения.
Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача , даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.
Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.
Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
Попробуйте разъяснить необходимость ограничения , по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.
Решение проблем медицинской деонтологии и правовых вопросов не всегда бесспорно и нередко архисложно.
Для практического применения составляются своды правил поведения медиков, или кодексы медицинской этики и деонтологии. Следование этим кодексам считается обязательным для медиков и их профессиональных объединений.
Среди них можно выделить:
Этический Кодекс Российского вр ача (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.);
Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации (рассмотрена 5(21) Всероссийским Пироговским съездом врачей и врачебных коллективов лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации, ноябрь 2003 г.);
Этический Кодекс медицинских сестер России (принят Ассоциацией медицинских сестер России в период работы 3-й Всероссийской конференции по медсестринскому делу, июнь 1996 г.)
Медико-социальная Хартия медицинских сестер Российской Федерации (принята на I -ом Всероссийском съезде средних медицинских работников, проходившем в г. Санкт-Петербург);
Международный Кодекс медицинской этики (принят 3-й Генеральной Всемирной Медицинской Ассоциацией (Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г.), дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, август 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)).
Заключение
Медицинская этика – это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников.
Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость – всё это достоинства.
Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви, в воспитании детей. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их.