kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этика (лат. ethica, от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

Деонтология (греч. deon, deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека.

Деонтология медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности.

Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей»

Бухарский Медицинский техникум имени Абу Али ибн Сина Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей Авезова Мухаббат Шухратовна

Бухарский Медицинский техникум имени Абу Али ибн Сина

Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей

Авезова Мухаббат Шухратовна

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу , который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.  А. Экзюпери

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу , который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.

А. Экзюпери

Основные понятия и определения Этика (лат. ethica , от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы. Деонтология (греч. deon , deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека. Деонтология медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности. Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.

Основные понятия и определения

Этика (лат. ethica , от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

Деонтология (греч. deon , deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека.

Деонтология медицинская – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности.

Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников.

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (профилактические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение медицинского работника к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип состоит в следующем: Относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (профилактические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного.

Должное отношение медицинского работника к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании.

Главный принцип состоит в следующем:

Относись к заболевшему так, как хотелось бы,

чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Проблемы взаимоотношений врача и больного, среднего медицинского работника и больного, лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.), врачей друг с другом и иного медицинского и немедицинского персонала – сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых разных формах социального взаимодействия. В настоящее время выделяется 4 основные модели взаимоотношений врача (или медицинского работника) и пациента:

Проблемы взаимоотношений врача и больного, среднего медицинского работника и больного, лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.), врачей друг с другом и иного медицинского и немедицинского персонала – сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых разных формах социального взаимодействия.

В настоящее время выделяется 4 основные модели взаимоотношений врача (или медицинского работника) и пациента:

  • Инженерная (технологическая) модель
  • Пасторская (патерналистская) модель
  • Коллегиальная модель
  • Контрактная (совещательная) модель
Инженерная модель Также её называют технологической моделью и моделью автомеханика, характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии. В медицине, в рамках этой модели, используется понятие об «отклонении физиологического механизма от положения равновесия», и врач стремится восстановить это равновесие. Показателями служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований.

Инженерная модель

Также её называют технологической моделью и моделью автомеханика, характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии. В медицине, в рамках этой модели, используется понятие об «отклонении физиологического механизма от положения равновесия», и врач стремится восстановить это равновесие. Показателями служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований.

Пасторская (патерналистская) модель Модель отношений между врачом и пациентом напоминает отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину ( pater , лат. – отец). Оба варианта отношений характеризуются покровительством, как и отношение врача к пациенту. По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь человеку (в данном случае страдающему от какого-либо заболевания). Патернализм (преобладание покровительства) основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости.

Пасторская (патерналистская) модель

Модель отношений между врачом и пациентом напоминает отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину ( pater , лат. – отец). Оба варианта отношений характеризуются покровительством, как и отношение врача к пациенту. По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь человеку (в данном случае страдающему от какого-либо заболевания).

Патернализм (преобладание покровительства) основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости.

Коллегиальная модель Модель отношений между врачом и пациентом характерна их взаимоотношением ( colleg а, лат. – товарищ по должности). Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания. После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача. Однако, совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).

Коллегиальная модель

Модель отношений между врачом и пациентом характерна их взаимоотношением ( colleg а, лат. – товарищ по должности). Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания. После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача. Однако, совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).

Контрактная модель Модель взаимоотношений между медиками и пациентами подразумевает, в первую очередь, отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, и лишь во вторую очередь имеется в виду формальная сторона отношений, а именно – договор с пациентом, контракт, соглашение, в котором определяются рамки взаимоотношения пациента и врача. При этом моральная сторона отношений в тексте не находит прямого отражения, но она проявляется косвенно. Именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Ибо для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости.

Контрактная модель

Модель взаимоотношений между медиками и пациентами подразумевает, в первую очередь, отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, и лишь во вторую очередь имеется в виду формальная сторона отношений, а именно – договор с пациентом, контракт, соглашение, в котором определяются рамки взаимоотношения пациента и врача. При этом моральная сторона отношений в тексте не находит прямого отражения, но она проявляется косвенно.

Именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Ибо для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости.

Проблема соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делает ряд правил поведения медиков законом. За нарушение морально-нравственных, этических правил и норм медицинские работники подвергаются общественному порицанию, а за нарушение юридических и правовых норм, регламентируемых законами – определенным законодательством наказаниям , вплоть до лишения свободы и др. Многие правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, нередко становятся юридическими, правовыми категориями, закрепленными законодательно.

Проблема соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делает ряд правил поведения медиков законом.

За нарушение морально-нравственных, этических правил и норм медицинские работники подвергаются общественному порицанию, а за нарушение юридических и правовых норм, регламентируемых законами – определенным законодательством наказаниям , вплоть до лишения свободы и др.

Многие правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, нередко становятся юридическими, правовыми категориями, закрепленными законодательно.

Самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" клятвы врача (ст. 71), которая много веков принималась в качестве морально-нравственного обязательства, а также закрепление в законе таких понятий как:

  • Статья 6. Приоритет пациента при оказании медицинской помощи;
  • Статья 13. Соблюдение врачебной тайны;
  • Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников;
  • Статья 79.1. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями;

Статья 71

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь :

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну , внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека , никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»

Статья 6  «1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: 1) соблюдения этических и моральных норм , а также со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; 2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента; 3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени; 5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях; 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.»

Статья 6

«1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм , а также со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.»

Статья 73

«1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Статья 79.1

«1. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

2. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.

3. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.»

Этику и деонтологию в медицине нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам. Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, интернет, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения. В известной степени этому способствуют увеличение численности медицинских работников и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии.

Этику и деонтологию в медицине нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам.

Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, интернет, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения.

В известной степени этому способствуют увеличение численности медицинских работников и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии.

В настоящее время органами управления здравоохранения различного уровня, страховыми компаниями, общественными некоммерческими организациями большое внимание уделяется этическим аспектам взаимоотношения врачей и медицинских работников с пациентами. Это нашло свое отражение в обязательном проведении анкетирования по вопросам качества оказания медицинских услуг и удовлетворенности населения в получении медицинских услуг, как при непосредственно посещении гражданином учреждения здравоохранения, так и в электронном виде на сайтах Министерства здравоохранения РФ, комитета здравоохранения Волгоградской области, медицинских организаций и т.д.

В настоящее время органами управления здравоохранения различного уровня, страховыми компаниями, общественными некоммерческими организациями большое внимание уделяется этическим аспектам взаимоотношения врачей и медицинских работников с пациентами.

Это нашло свое отражение в обязательном проведении анкетирования по вопросам качества оказания медицинских услуг и удовлетворенности населения в получении медицинских услуг, как при непосредственно посещении гражданином учреждения здравоохранения, так и в электронном виде на сайтах Министерства здравоохранения РФ, комитета здравоохранения Волгоградской области, медицинских организаций и т.д.

Пример анкет:

Пример анкет:

Пример анкет:

Пример анкет:

Вероятные  причины увеличения жалоб со стороны населения, это –

Вероятные причины увеличения жалоб со стороны населения, это –

  • переоценка культурных ценностей и нравов в обществе в последнее десятилетие;
  • недолжная теоретическая и практическая подготовка медицинского персонала в учебных заведениях по вопросам медицинской этики и деонтологии;
  • пробелы в воспитании подрастающего поколения в плане привития детям гуманного, доброго отношения к людям, сострадания к чужой боли.
По итогам рассмотрения обращений граждан, поступивших в комитет здравоохранения Волгоградской области в 2016 году выявлен рост количества обращений по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. За 12 месяцев 2016 года поступило 12 058 обращений, что на 1 626 обращений (или на 12%) больше, чем за аналогичный период 2015 года (за 12 месяцев 2015 года комитетом здравоохранения рассмотрено 10 432 обращения). Из общего числа обращений – вопросы лечения и оказания медицинской помощи 3 955 обращений, что на 31,3% больше чем в 2015 году. В количество этих обращений вошли вопросы этики и деонтологии при оказании медицинской помощи.

По итогам рассмотрения обращений граждан, поступивших в комитет здравоохранения Волгоградской области в 2016 году выявлен рост количества обращений по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. За 12 месяцев 2016 года поступило 12 058 обращений, что на 1 626 обращений (или на 12%) больше, чем за аналогичный период 2015 года (за 12 месяцев 2015 года комитетом здравоохранения рассмотрено 10 432 обращения).

Из общего числа обращений – вопросы лечения и оказания медицинской помощи 3 955 обращений, что на 31,3% больше чем в 2015 году. В количество этих обращений вошли вопросы этики и деонтологии при оказании медицинской помощи.

При анализе обращений граждан в медицинские организации Волгоградской области, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, количество обращений составило 5 278, из них по вопросам этики и деонтологии 263 обращения (5% от всех обращений). Наибольшее количество по вопросам этики и деонтологии выявлено в ЦРБ Дубовского муниципального района (31 обращение), ГБУЗ ГКБ № 3 (83 обращения), в остальных лечебных учреждениях по вопросам этики и деонтологии зарегистрировано от 1 до 11 обращений.

При анализе обращений граждан в медицинские организации Волгоградской области, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, количество обращений составило 5 278, из них по вопросам этики и деонтологии 263 обращения (5% от всех обращений).

Наибольшее количество по вопросам этики и деонтологии выявлено в ЦРБ Дубовского муниципального района (31 обращение), ГБУЗ ГКБ № 3 (83 обращения), в остальных лечебных учреждениях по вопросам этики и деонтологии зарегистрировано от 1 до 11 обращений.

В этических аспектах взаимоотношения врача и пациента важную роль играет Личность врача .  Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что, если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния.

В этических аспектах взаимоотношения врача и пациента важную роль играет Личность врача .

Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное.

Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что, если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния.

При проведении анкетирования пациентов выявлены представления больных об образе врача . С амыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, уважение к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно-значимые черты. Профессионализм, знания и умения выходили на второй план. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались особенно высоко. «Эталон» врача у больных с различными заболеваниями включал десять наиболее существенных качеств: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора.

При проведении анкетирования пациентов выявлены представления больных об образе врача . С амыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, уважение к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно-значимые черты.

Профессионализм, знания и умения выходили на второй план. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались особенно высоко. «Эталон» врача у больных с различными заболеваниями включал десять наиболее существенных качеств: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение  поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет  понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. 

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение  поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе.

Когда врач проявляет  понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. 

Уважение  подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие  – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Уважение  подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента.

Сочувствие  – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача , даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения.

Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача , даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения , по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Решение проблем медицинской деонтологии и правовых вопросов не всегда бесспорно и нередко архисложно.

Для практического применения составляются своды правил поведения медиков, или кодексы медицинской этики и деонтологии. Следование этим кодексам считается обязательным для медиков и их профессиональных объединений.

Среди них можно выделить:

Этический Кодекс Российского вр ача (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.);

Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации (рассмотрена 5(21) Всероссийским Пироговским съездом врачей и врачебных коллективов лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации, ноябрь 2003 г.);

Этический Кодекс медицинских сестер России (принят Ассоциацией медицинских сестер России в период работы 3-й Всероссийской конференции по медсестринскому делу, июнь 1996 г.)

Медико-социальная Хартия медицинских сестер Российской Федерации (принята на I -ом Всероссийском съезде средних медицинских работников, проходившем в г. Санкт-Петербург);

Международный Кодекс медицинской этики (принят 3-й Генеральной Всемирной Медицинской Ассоциацией (Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г.), дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, август 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)).

Заключение Медицинская этика – это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников. Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость – всё это достоинства. Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви, в воспитании детей. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их. Спасибо за внимание!

Заключение

Медицинская этика – это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников.

Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость – всё это достоинства.

Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви, в воспитании детей. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их.

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль медицинской сестры в охране здоровья пожилых людей

Автор: Авезова Мухаббат Шухратовна

Дата: 25.01.2022

Номер свидетельства: 598808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства