kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальность и современность этики и деонтологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медицинской этике и деонтологии уделялось большое внимание задолго до нашей эры. Древние великие учёные Гиппократ, Аристотель и многие другие китайские, индийские, греческие и римские мыслители в своих произведениях подчеркивали значение использования этических норм и основ деонтологии в медицинской практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность и современность этики и деонтологии»


Актуальность и современность этики и деонтологии.


Медицинской этике и деонтологии уделялось большое внимание задолго до нашей эры. Древние великие учёные Гиппократ, Аристотель и многие другие китайские, индийские, греческие и римские мыслители в своих произведениях подчеркивали значение использования этических норм и основ деонтологии в медицинской практике. Общие положения медицинской этики изложены Гиппократом (460-377 г.до н.э.) в «Клятве» . Максимы Гиппократа пережили века и актуальны сегодня, как и 24 века тому назад: «Не навредить» - первая заповедь врачевания, «Где есть людям, там будет и любовь к врачебному искусству», «Медицина – поистине самое благородное из всех искусств», «Врач философ подобен Богу».

Начиная с XX века и по настоящее время, в медицинской практике ослабло внимание к этике (взаимоотношению больных и медицинских работников, гуманизму, доброжелательности). Особенно это заметно среди среднего медицинского персонала, который больше всего сталкивается с больными и их родственниками.

Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение общаться определяет его взаимоотношения, с больным только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения.

Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу у пациента. Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с медицинским персоналом. Пациент должен постоянно ощущать оптимизм медицинской сестры, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Цель: Проанализировать уровень медицинской этики и деонтологии средних медицинских работников.

Задачи:

Изучение основ медицинской этики и деонтологии;

Рассмотрение медицинской этики и деонтологии среди пациентов;

Анализ анкетирования.

Гипотеза: Искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному является залогом успешного выздоровления.

Методы: Анкетирование

Этика – система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле. Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология – совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология – составная часть медицинской этики, и если этика – методологическое, то деонтология – методическое понятие.

Представления о нравственном облике и профессиональном долге медицинского работника на протяжении прошедших столетий менялись в зависимости от социально-экономических и классовых отношений, политического строя, уровня развития национальной культуры, наличия определенных религиозных традиций и других факторов. Успех лечения в значительной мере определяется авторитетом медицинского работника. Авторитет медицинского работника в большей степени основывается на его отношении к больному, его чуткости, участии. Хорошо известно, что равнодушие медицинской сестры снижает доверие к ней больного и может резко сказаться на ходе заболевания. Если же медицинский работник пользуется большим авторитетом и уважением, если больной видит его участие, живое желание помочь, избавить от страданий, то нередко лечение оказывается гораздо эффективнее, чем при тех же назначениях у врача, которому больной не доверяет. Это отношение, которое подразумевает не обязанность, а действительное участие, сострадание и желание помочь ему, больной должен чувствовать во всех звеньях медицинской службы, начиная с регистратора в поликлинике, санитарки, медицинской сестры и заканчивая врачом как непосредственным «вершителем» его судьбы, помощником в борьбе с болезнью.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

• взаимоотношения медицинских работников с больными;

• взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

• взаимоотношения медицинских работников между собой.

Все пациенты имеют право на получение высококачественной медицинской помощи, которое должны обеспечить медицинские работники. Важнейшее значение для этого имеют профессиональная квалификация специалиста; хорошие взаимоотношения с больными и коллегами; соблюдение правил профессиональной этики.

Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью. При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты.

Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности. Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям.

Деонтология включает в себя:

1. Вопросы соблюдения медицинской тайны

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Для проведения анализа и определения уровня развития этического воспитания среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждение города Кяхта проведено анкетирование. Всего респондентов было - 40 человек.

Анкетирование, показало, что большинство пациентов (54%) считают, что больному уделяется мало времени, 44% респондентов отметили отсутствие стремления медицинских работников объяснять свои назначения, 38% респондентов указывают, что на характер отношений влияют деньги, т.е. размер заработной платы медицинского работника.

Анализируя ответы на вопрос о том, насколько часто приходится сталкиваться с неэтичным обращением со стороны среднего медицинского персонала 53% ответили, что приходилось, но не часто, 32% ответили, что часто приходилось сталкиваться с неэтичным поведением среднего медицинского персонала и лишь 15% респондента из 40 опрошенных ответили что они не сталкивались с неэтичным обращением со стороны среднего медицинского персонала. На вопрос о том, что входит в понятие этики и деонтологии сестринского дела, респонденты ответили: в первую очередь -культура общения, внешний вид - 80% респондентов из 40 опрошенных, 12% респондентов считают важными культуру поведения, грамотность, соблюдение субординации, 15% респондентов считают важным - вежливое отношение, 9% респондентов считают, что важны в первую очередь - сочувствие, сострадание и доброта, 10% считают важным - добродушное отношение к больным, 15% участников думают, что важным является хорошее общение с врачом, 11% ответили - чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам.

Вывод: анализируя ответы пациентов на вопрос, на что они в первую очередь обращают внимание при получении медицинской помощи со стороны среднего медицинского персонала, можно сделать выводы, что для пациентов в первую очередь важно доброжелательное сочувствие, общение, сострадание, ведь так считают 72% из 100% опрошенных. Таким образом, соблюдение правил медицинской этики и деонтологии – это один из главных критериев качества медицинской помощи.

Рекомендации: Подводя итоги проведенного исследования, важно отметить тот факт, что средний медицинский персонал не имеет достаточной квалификации по медицинской этике и деонтологии. С целью повышения знаний среднего медицинского персонала в этой области необходимо включать в план систематического повышения квалификации вопросы медицинской этики, деонтологии, этикета, проводить обучающие тренинги, организовать школы этики и деонтологии, шире использовать другие формы обучения. Необходимо также включать в программу обучения в медицинских колледжах вопросы современного этического и эстетического воспитания студентов.

Литература: Использованы материалы сайта htt//goldref.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуальность и современность этики и деонтологии

Автор: Капустина Наталья Григорьевна

Дата: 23.04.2022

Номер свидетельства: 605520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Актуальность и современность этики и деонтологии."
    ["seo_title"] => string(47) "aktualnost_i_sovremennost_etiki_i_deontologii_1"
    ["file_id"] => string(6) "610387"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1655895593"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства