История мебельных товаров……………………………… …………..……..................5
РАЗДЕЛ 2 «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ»
2.1 Организация рабочего места продавца, контролера - кассира ……….............7
2.2 Классификация и ассортимент мебельных товаров………………….. ………...8
2.3 Организация торгово-технологического процесса продажи мебельных товаров…………………………………………………………………………………...11
3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ»
3.1 Правила безопасных условий труда при работе на ККМ……………..……..15
3.2 Техника безопасности и охрана труда в магазине…………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..20-26
РЕЦЕНЗИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПЭР
ВВЕДЕНИЕ
Из огромного количества вещей и предметов, которые окружают человека и которыми он пользуется, мебели отводится ведущее место. Просто трудно представить, как можно обойтись без мебели сегодня современному человеку. Мебель в самой простой и широко распространенной форме, сопровождает человека в течение всех лет его жизни. Ассортимент мебельных товаров постоянно обновляется и расширяется за счет как отечественного, так и зарубежного производства.
Мебельное производство считается в России одним из перспективных направлений бизнеса. Несмотря на большой потенциал развития отрасли, потребление мебели в России по сравнению с европейскими странами остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд. евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61%. В то же время, следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция роста потребления мебели гражданами России. Современная мебель стала качественнее, удобнее, комфортнее, она отличается разнообразием форм, что может удовлетворить самого взыскательного покупателя. В настоящее время в реализации находятся тысячи наименований мебельных товаров малоизвестных и знаменитых фирм различного назначения и стоимости. Проблема выбора встает не только перед потребителям, но и перед специалистом, занимающимся коммерческой деятельностью на рынке мебельных товаров. Продавцу мебельных товаров необходимо знание не только потребительских свойств мебельных товаров, но и порядок торгово-технологического процесса, а так же основные критерии конкурентоспособности, классификацию по назначению, функциональные признаки.
Актуальность данной письменной работы связана с тем, что от продавца в наше время требуются глубокие знания классификации, ассортимента и качества мебельных товаров, подготовки мебельных товаров к продаже, обеспечение качества и сохранности.
Для раскрытия темы я поставил перед собой цель: углубить знания в технологии розничной продажи мебельных товаров. Из данной цели вытекают следующие задачи:
Изучить учебную литературу
Углубить свои знания
Изучить ассортимент мебельных товаров в магазине
Изучить условия продажи данных товаров
1 РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ЧАСТЬ»
История мебельных товаров
История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, деревянные настилы, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.
В Греции и древнем Риме мебель во дворцах и богатых виллах была роскошной и изысканной. Мебельные мастера сочетали в своих изделиях дерево, мрамор, бронзу и другие материалы. В домах простых обывателей стояла мебель сплетенная из ивовых прутьев, а также сундуки, которые использовались одновременно для хранения и в качестве.
Позже простых предметов мебели (стула, стола и кровати) появился шкаф. Он произошел в процессе "эволюции" сундука, который из-за большого количества хранимых в нем вещей старались сделать все выше и выше. Это произошло в средние века в замках феодальной Европы. Шкафы украшались резьбой, башенками и колоннами, подражая внешнему виду самих замков. Позже шкаф превратиться в буфет со стеклянными дверцами, книжный шкаф, шкаф-бюро.
С появление новых стилей в архитектуре и дизайне интерьеров мебель видоизменялась, подстраиваясь под тенденции времени, появлялись новые предметы. Например, стиль рококо принес в нашу жизнь трюмо и трельяж. Шкафы стали видоизменяться в стеллажи, комоды, секретеры и серванты.
В каждой стране существуют свои мебельные тенденции: во Франции мебель изящная, в Германии прочная с обильным декором, в Скандинавии функциональная и удобная. Россия также имеет свою специфику в создании мебели и предметов интерьера. На Руси в одном доме могло жить несколько поколений большой семьи, поэтому мебель в домах была многофункциональной. Одним из первых изобретений русского мебельного промысла стали лавки - длинные и широкие скамьи. В XVII-XVIII вв., Россия стала близка по комфортности проживания в домах к Европе, появился стиль русского классицизма. Интерьеры богатых домов и дворцов не были слишком роскошными, отсутствовала вычурность, мебель была удобна, функциональна и выглядела очень благородно.
В XX веке с развитием промышленности появляются новые материалы для изготовления мебели - пластмасса и другие синтетические материалы в 60-х стали заменять натуральное дерево, а производство из штучного превратилось в поточное. Вершиной этого переворота стали гарнитуры - предметы мебели в одном стиле, которыми можно была заставить целую комнату. Многие все еще помнят период, когда почти в каждом доме стояли одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой.
Современное состояние мебельного рынка - это обилие материалов и производств, разнообразие стилей и качества. Каждый человек теперь выбирая мебель руководствуется своим вкусом и стилем жизни, своими личными предпочтениями. Мебель теперь - это произведения искусства создаваемые человеком.
РАЗДЕЛ 2 «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ»
Организация рабочего места продавца, контролера - кассира
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов и оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров. В магазинах самообслуживания и торгующих по образцам у продавца нет четко обозначенных границ рабочего места, как в магазинах, применяющих индивидуальную форму обслуживания. На рабочем месте осуществляются показ, выбор, консультация, расчет с покупателями.
Согласно действующим нормам, рабочее место продавца, контролера-кассира должно быть организовано следующим образом:
кассовый узел должен быть не меньше 3 м, если речь идет о магазине промтоваров;
продавец во время работы ничего не должно сковывать движения, у него должно быть достаточно места для работы, размещения кассовой техники, тары и вспомогательного оборудования;
продавец должен комфортно сидеть, не делать трудные для физиологии движения;
если работа продавца не предполагает наличие сидения, рабочее пространство должно соответствовать размерам 0,6х1,6х0,95 м, и стол длиной 1,5 м;
если продавец сидит, у стула должна быть прогнутая спинка, регулятор высоты, поворотный механизм, подставка для ног, место продавца должно быть хорошо освещено;
доступ к месту должен быть свободный, чтобы эвакуация во время аварийных ситуаций проходила быстро;
обязательно наличие в кассе точки видеонаблюдения, сигнализации, тревожной кнопки и антивандальной системы (Приложение 1)
Классификация и ассортимент мебельных товаров.
Мебель (фр. meuble, от лат. mobile) - совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека. Она предназначается для хранения и экспонирования различных предметов, сидения, лежания, приготовления пищи, выполнения письменных и других работ, разделения помещения на отдельные зоны. К мебели относятся столы, стулья и табуреты, кровати, кресла и диваны, шкафы различных типов и назначений, полки и некоторые другие виды. Мебель может выпускаться как отдельным мебельным изделием, так и в составе набора или гарнитура.
Мебельные товары необходимы для обеспечения комфорта жизнедеятельности человека, обустройстве жилых помещений, содовых участков и т.п.
Мебель классифицируют по назначению, по эксплуатационным, функциональным признакам, по комплектности, по конструктивно-технологическому признаку, по виду исходного материала, по видам изделий.
Классификация мебели:
По назначению мебель подразделяется на бытовую и для общественных зданий (для офисов).
Бытовая мебель подразделяется на мебель для жилых комнат, для кухни, для прихожей и детской.
По функциональному признаку различают мебель для работы, лежания, сидения, хранения одежды, книг, посуды; мебель-подставки.
По комплектности - мебель штучная и комплектная (наборы и гарнитуры для спальни, столовой, кабинета и др.).
По конструктивно-технологическому признаку мебель делят на щитовую, рамочную, секционную, разборную, неразборную, складную, трансформируемую.
По наличию мягкого элемента мебель делят на мягкую и жесткую.
По способу производства различают мебель столярную, гнутую, формованную, штампованную, прессованную, литую (из металла и пластмасс), плетеную.
По виду исходного материала мебель классифицируют на деревянную, пластмассовую, металлическую (из стальных и дюралюминиевых уголков и труб), комбинированную. Деревянная мебель подразделяется на столярную, гнутую, плетеную.
По видам изделий: шкафы (для посуды, книг, белья), комоды, серванты, комбинированные шкафы, тумбы, столы (сервировочные, письменные, обеденные, кухонные, журнальные и др.), кровати (одинарные, полуторные, двойные), диваны, диваны-кровати, кушетки, тахты, табуретки, банкетки, стулья, кресла (рабочие и для отдыха), кресла-кровати, шезлонги, трельяжи, трюмо, манежи детские и др.
Организация хранения мебельных товаров
Хранение товара - это процесс товародвижения, предназначенный для обеспечения характеристик товара, стабильности исходных свойств без потерь.
Мебель хранят в распакованном виде в сухих проветриваемых помещениях, защищая от прямых солнечных лучей, увлажнения, загрязнения, при температуре 18-20°С, но не ниже 2°С и относительной влажности от 45 до 75%.
В торговом зале и подсобных помещениях мебельные товары должны размещаться на расстоянии 15-20 см от стен, 0,5-1 м от приборов отопления (в период отопительного сезона) и не менее 0,5 м от источников освещения. Проходы между товарами должны иметь ширину не менее 1 м.
Мебельные товары должны храниться: стулья и кресла - колонками не более чем по 8-10 шт., матрацы - штабелями по 6 шт., наматрацники - на подтоварниках в стопах не более 20 шт. в каждой стопе с применением при необходимости прокладок, предохраняющих лицевую поверхность товара от повреждений. Крупные предметы хранятся каждый в отдельности.
На хранение товары укладывают на подтоварники, учитывая признаки классификации, маркировкой к выходу (Приложение 2)
2.3Организация торгово-технологического процесса продажи мебельных товаров
Организация приемки мебельных товаров
Приемка товаров-это проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристиками и техническими условиями , указанные в накладной.
Приемка мебели является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина , проверка на соответствие фактически поступившего товара к документам. Своевременная и правильная приемка товаров обеспечивает сохранность материальных ценностей , предотвращает образование недостач , повреждение товаров , препятствует поступлению недоброкачественных товаров в торговлю.
Все товары поступающие в магазин проходят обязательную приемку по количеству и качеству.
Качество мебельных товаров должно соответствовать требованиям ГОСТов, технических условий и другой технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Каждое изделие должно иметь четкую маркировку.
Лица, отвечающие за приемку мебельных товаров, должны хорошо знать действующие стандарты и технические условия на эти товары
Размещение и выкладка мебельных товаров
В торговом зале размещаются мебельные товары в полном ассортименте, имеющемся в магазине, так чтобы покупатели имели возможность осмотра гарнитуры и отдельных предметов.
В крупных магазинах оформляются интерьеры квартир с показом имеющихся в продаже гарнитуров мебели с использованием сопутствующих товаров.
На каждом образце товара помещается ценник с указанием названия изделия, артикула и розничной цены.
В ценнике на гарнитур указываются все входящие в него предметы, цена каждого предмета и общая стоимость гарнитура.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале, являясь операцией с товарами до предложения их покупателям, существенное влияние оказывает на качество торгового обслуживания. Поэтому эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Таким образом, от выполнения всех операций торгового и технологического процессов магазина зависит не только качество торгового обслуживания покупателей, но и эффективность торгового и технологического процессов в целом
До подачи в торговый зал мебель распаковывается, тщательно осматривается ,все обнаруженные в ней повреждения устраняются, а лицевая поверхность при необходимости освежается.
Подготовка мебельных товаров к продаже
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:
1.Общие, к ним относятся а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида
2. Специальные, включают в себя:
а) комплектация, сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобранном виде;
б) устранение мелких дефектов;
в) чистка (щетки, пылесосы), сборка
г) оформление ценников и т.п.
Правила и технология продажи мебельных товаров
Мебель распространяется через розничную торговую сеть, при продаже на нее распространяются правила торговли. В соответствии с ними мебель относится к товарам длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Мебель относится к непродовольственным товарам, которые при надлежащем качестве не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» также регламентирует продажу мебели. Этот закон устанавливает права и обязанности продавца и потребителя. В нем указываются последствия продажи товаров, ответственность продавца, сроки удовлетворения требований потребителя, недостатков товара и т.д., т.е. регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, а также определяется механизм реализации прав обеих сторон.
Утвержденные Правительством РФ Правила продажи товаров по образцам регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.
По образцам с доставкой на дом покупателем производится продажа мебели.
Каждый образец мебели должен быть снабжен четко оформленным ценником и аннотацией с указанием завода-изготовителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств.
В демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые комнаты, кухни с использованием других предметов обстановки (ковров, светильников и т.д.), а также стенды с образцами тканей для обивки мягкой мебели или основных материалов, применяемых для производства изделий (древесины и других материалов).
На выбранные покупателем образцы мебели продавец выписывает товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования товара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов, входящих в комплект, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры.
При оформлении заказа на оказание услуги (доставка, сборка, установка) в квитанции или другом документе установленной формы должны содержаться следующие реквизиты:
юридический адрес продавца, фамилия и инициалы покупателя, адрес, по которому следует доставить товар;
дата оформления заказа;
наименование товара, артикул, количество предметов, стоимость и другие характеристики;
вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вторая половина дня) и стоимость;
подписи продавца и покупателя и другие реквизиты.
Товар должен быть доставлен не позднее пяти дней с момента оформления и оплаты покупки. Сборка или установка товара производятся, как правило, в день доставки, а если это невозможно, то не позднее двух дней с момента доставки. Датой продажи считается день, когда покупателю доставлен приобретенный им товар.
Покупатель имеет право отказаться от услуг, предоставляемых продавцом.
В случаях если доставка мебели произведена в согласованное с покупателем время, но товар не был сдан по причине отсутствия покупателя, новая доставка производится в течение пяти дней после повторной оплаты стоимости услуги по доставке. При этом сборка и установка должны быть произведены в течение двух дней с момента передачи покупателю доставленного товара (Приложение 3)
3 РАЗДЕЛ «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ»
3.1 Правила безопасных условий труда при работе на ККМ
К самостоятельной работе на контрольно-кассовой машине допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте.
Перед работой на контрольно-кассовой машине проверить внешним осмотром:
устойчивость машины на столе, отсутствие внешних повреждений и посторонних предметов вблизи кассовой машины;
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом машины и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;
отсутствие загрязнений снаружи и внутри машины;
исправность и устойчивость подъемно-поворотного стула;
достаточность освещения рабочей поверхности;
отсутствие слепящего действия света.
До включения контрольно-кассовой машины в электрическую сеть проверить исправность блокирующих устройств.
Включить контрольно-кассовую машину в электрическую сеть и получением нулевого чека проверить ее работу.
Убедиться в исправной работе устройства вызова охраны (администрации), детектора банкнот, работе аварийного освещения.
Удобно и устойчиво разместить запасы сопутствующих товаров, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования.
Обо всех обнаруженных неисправностях контрольно-кассовой машины, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
Во время работы на контрольно-кассовой машине необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
3.2 Техника безопасности и охрана труда в магазине
Под охраной труда законодательство понимает систему заботы о жизни и здоровье сотрудников предприятия при выполнении ими должностных обязанностей. Она может рассматриваться как элемент трудовых отношений, институт трудового права или субъективное право работников.
Охрана труда призвана решить главную задачу - предотвратить травматизм на производстве и возникновение профессиональных заболеваний, а также минимизировать социальные последствия. С помощью проведения специальных мероприятий каждое рабочее место гарантирует низкий или социально-приемлемый риск.
Правила по охране труда на предприятиях розничной торговли разработаны на основе действующего законодательства об охране труда с соблюдением требований стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных, санитарных норм и правил, а также правил, утвержденных федеральными органами надзора России.
Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.
В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. В магазинах проводятся мероприятия, которые должны обеспечить продавцу безопасные условия работы, контролирующие состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы, что в системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в предметах домашнего обихода и других товарах. Жизнь современного человека невозможно представить без мебельных товаров. Они облегчают быт, создают комфорт, удобства для жизнедеятельности человека.
Лицом любого мебельного салона или магазина является его продавец. Данная профессия требует не только внимательности и обходительности по отношению к клиенту, но также владения большим количеством информации и даже творческого подхода.
Во время написания письменной экзаменационной работы я узнал, как производится приемка, хранение, размещение, выкладка и продажа мебельных товаров. Полученные знания помогут мне консультировать покупателей о товаре, давать достоверную информацию, быстро и качественно работать, вежливо обслуживать покупателей, соблюдать охрану труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами, Москва, Издательский центр «Академия», 2017.
Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник для среднего профессионального образования, Ростов-на-Дону «Феникс» 2016 год
Розничная торговля непродовольственными товарами. Товароведение и технология: учебник для нач. проф. образования/ Т.С. Голубкина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Качество и безопасность товаров. - М.: Звонница-МГ, 2017. - 176 c.
Коммерческое товароведение. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 696 c.
Муравина, И. В. Основы товароведения / И.В. Муравина. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
Пехташева, Е. Л. Биоповреждения и защита непродовольственных товаров / Е.Л. Пехташева. - М.: Мастерство, 2017. - 224 c.
Товароведение непродовольственных товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com, свободный. – Загл. с экрана.
Основы товароведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znaytovar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение 1
Организация рабочего места продавца
Приложение 2
Классификация и ассортимент мебельных товаров
Приложение 3
Организация торгово-технологического процесса продажи мебельных товаров