Просмотр содержимого документа
«Лекция "Регистры"»
Лекция 3. Регистры
Сегментные регистры: CS, DS, SS и ES
Каждый сегментный регистр обеспечивает адресацию 64 К памяти, которая называется текущим сегментом. Как показано ранее, cегмент выравнен на границу параграфа и его адрес в сегментном pегистре предполагает наличие справа четырех нулевых битов.
Регистр CS
Регистр сегмента кода содержит начальный адрес сегмента кода. Этот адрес плюс величина смещения в командном указателе (IP) определяет адрес команды, которая должна быть выбрана для выполнения. Для обычных программ нет необходимости делать ссылки на регистр CS.
Регистр DS
Регистр сегмента данных содержит начальный адрес сегмента данных. Этот адрес плюс величина смещения, определенная в команде, указывают на конкретную ячейку в сегменте данных.
Регистр SS
Регистр сегмента стека содержит начальный адрес в сегменте стека.
Регистр ES
Некоторые операции над строками используют дополнительный сегментный регистр для управления адресацией памяти. В данном контексте регистр ES связан с индексным регистром DI. В случае, если необходимо использовать регистр ES, ассемблерная программа должна его инициализировать.
Регистры общего назначения: AX, BX, CX и DX
При программировании на Ассемблере регистры общего назначения являются «рабочими лошадками». Особенность этих регистров состоит в том, что возможна адресация их как одного целого слова или как oднобайтовой части. Левый байт является старшей частью (high), a правый — младшей частью (low). Например, двухбайтовый регистр CX состоит из двух однобайтовых: CH и CL, и ссылки на регистр возможны по любому из этих трех имен. Следующие три ассемблерные команды засылают нули в регистры CX, CH и CL, соответственно:
MOV CX,00
MOV CH,00
MOV CL,00
Регистр AX
Регистр AX является основным сумматором и применяется для всех операций ввода-вывода, некоторых операций над строками и некоторых арифметических операций. Например, команды умножения, деления и сдвига предполагают использование регистра AX.
Некоторые команды генерируют более эффективный код, если они имеют ссылки на регистр AX.
AX: | AH | AL |
Регистр BX
Регистр BX является базовым регистром. Это единственный регистр общего назначения, который может использоваться в качестве «индекса» для расширенной адресации. Другое общее применение его — вычисления.
BX: | BH | BL |
Регистр CX
Регистр CX является счетчиком. Он необходим для управления числом повторений циклов и для операций сдвига влево или вправо. Регистр CX используется также для вычислений.
CX: | CH | CL |
Регистр DX
Регистр DX является регистром данных. Он применяется для некоторых операций ввода/вывода и тех операций умножения и деления над большими числами, которые используют регистровую пару DX и AX.
DX: | DH | DL |
Любые регистры общего назначения могут использоваться для сложения и вычитания как 8-ми, так и 16-ти битовых значений.
Регистровые указатели: SP и BP
Регистровые указатели SP и BP обеспечивают системе доступ к данным в сегменте стека. Реже они используются для операций сложения и вычитания.
Регистр SP
Указатель стека обеспечивает использование стека в памяти, позволяет временно хранить адреса и иногда данные.
Этот регистр связан с регистром SS для адресации стека.
Регистр BP
Указатель базы облегчает доступ к параметрам: данным и адресам переданным через стек.
Индексные регистры: SI и DI
Оба индексных регистра возможны для расширенной адресации и для использования в операциях сложения и вычитания.
Регистр SI
Этот регистр является индексом источника и применяется для некоторых операций над строками. В данном контексте регистр SI связан с регистром DS.
Регистр DI
Этот регистр является индексом назначения и применяется также для строковых операций. В данном контексте регистр DI связан с регистром ES.
Регистр командного указателя: IP
Регистр IP содержит смещение на команду, которая должна быть выполнена. Обычно этот регистр в программе не используется, но он может изменять свое значение при использовании отладчика DOS DEBUG для тестирования программы.
Флаговый регистр
Девять из 16 битов флагового регистра являются активными и определяют текущее состояние машины и результатов выполнения. Многие арифметические команды и команды сравнения изменяют состояние флагов.
Назначение флаговых битов
O (Переполнение)
Указывает на переполнение старшего бита при арифметических командах.
D (Направление)
Обозначает левое или правое направление пересылки или сравнения строковых данных (данных в памяти превышающих длину одного слова).
I (Прерывание)
Указывает на возможность внешних прерываний.
T (Пошаговый режим)
Обеспечивает возможность работы процессора в пошаговом режиме. Например, программа DOS DEBUG устанавливает данный флаг так, что возможно пошаговое выполнение каждой команды для проверки изменения содержимого регистров и памяти.
S (Знак)
Содержит результирующий знак после арифметических операций (0 — плюс, 1 — минус).
Z (Ноль)
Показывает результат арифметических операций и операций сравнения (0 — ненулевой, 1 — нулевой результат).
A (Внешний перенос)
Содержит перенос из 3-го бита для 8-битных данных используется для специальных арифметических операций.
P (Контроль четности)
Показывает четность младших 8-битовых данных (1 — четное и 0 — нечетное число).
C (Перенос)
Содержит перенос из старшего бита, после арифметических операций, а также последний бит при сдвигах или циклических сдвигах. При программировании на Ассемблере наиболее часто используются флаги O, S, Z, и C для арифметических операций и операций сравнения, а флаг D для обозначения направления в операциях над строками.