Контроль и оценка учебных достижений и результатов освоения основной образовательной программы
Контроль и оценка учебных достижений и результатов освоения основной образовательной программы
•Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контроль и оценка учебных достижений и результатов освоения основной образовательной программы»
Контроль и оценка
учебных достижений
и результатов освоения
основной образовательной программы
Баранова Оксана Михайловна ,
учитель технологии
первой квалификационной категории
ФГОС в высказывании Уильяма Артура Уорда
Функции контроля и оценки
социальная функция : развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Виды контроля:
Методы и формы организации контроля
Устный опрос;
Письменные опрос;
Контрольные работы;
Итоговые работы;
Особенностью устного опроса теперь является то, что обучающимся предлагается решить учебную задачу посредством создания вокруг неё проблемной ситуации, что требует от ученика самостоятельности, творчества, сообразительности, а не повторения выученного дома текста или статьи учебника
Необходимо также использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»), это средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.
Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе.
ЦЕЛИ ОЦЕНКИ
создание обратной связи между учеником и учителем;
возможность мотивировать ученика;
развитие стремления учиться, самосовершенствоваться;
объективно анализировать и оценивать свою деятельность;
стимулировать познание;
вместо воспроизведения знаний оценивать разные направления деятельности учеников.
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (п. 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
Фиксировать цели оценочной деятельности.
Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
Фиксировать условия и границы применения системы оценки
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.д.
Необходимо проводить метапредметные диагностические работы , составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных , но и регулятивных и коммуникативных действий.
В структуре планируемых метапредметных и предметных результатов выделяются 2 блока:
«Выпускник научится» (дается описание того, что включается в блок «Выпускник научится») «Выпускник получит возможность научиться» (дается описание того, что включается в блок «Выпускник получит возможность научиться»)
«Выпускник научится» (дается описание того, что включается в блок «Выпускник научится»)
«Выпускник получит возможность научиться» (дается описание того, что включается в блок «Выпускник получит возможность научиться»)
Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
результаты учебных проектов ;
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Необходимо принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу («пятибалльную»).
Традиционная шкала оценивания построена по принципу «вычитания» : ищутся ошибки, чтобы понизить отметку. Вместо этого предлагается рассмотреть новую шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех , но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик можетстремиться .
Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
Семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
1-Е ПРАВИЛО.
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия по использованию знаний в ходе решения задач. Успешные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение всей задачи – оценки и отметки.
Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения и в конце обучения . Прирост результатов означает, что учителю удалось создать среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат означает – нет.
Правило 2. Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку .
Оценка учителя
Самооценка
У
УУ
Взаимооценка
2-Е ПРАВИЛО
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» (основные вопросы после выполнения задания):
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку? и т.д.
Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Предметные и метапредметные результаты
Взаимооценивание
+
согласен с учащимся
У
У
-
не согласен
?
хочу задать вопрос
Семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Правило 3. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
Правило 4. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» (« Портфолио »)
3-Е ПРАВИЛО . СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-Е ПРАВИЛО. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений ученика».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть ученик. Таблицы размещаются в Дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном или электронном вариантах). Необходимы три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу.
Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
Применяется «Портфель достижений ученика»
Семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Правило 5. Когда ставить оценки? Текущие – по желанию , за тематические проверочные работы –обязательно.
5-Е ПРАВИЛО . КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию.
За тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Правило 6. По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности: 1 ) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
6-Е ПРАВИЛО . ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, их решали много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Оценка - «хорошо.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации;
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.
Умение действовать в нестандартной ситуации . Оценка: «отлично».
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Оценка - «превосходно».
Оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО 6-МУ ПРАВИЛУ
Уровни успешности
5-балльная шкала
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
100% -
«2» (или 0) ниже нормы,
неудовлетворительно
Необходимый (базовый) уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
0-49%
«3» норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Повышенный уровень (программный)
50-69%
«4» хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
65-74%
«5» - «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный)
75-100%
«5» - «отлично»
Лист индивидуальных достижений потехнологии
ученицы 5 «А» класса
Тема урока:Материаловедение
Уровневый подход к оценке планируемыхрезультатов
0 - уровень
1 - уровень
Ученик не владеет учебным действием
2 - уровень
Ученик понимает и принимает учебное действие
Ученик понимает и осуществляет учебное действие под руководством учителя
3 - уровень
Ученик понимает и осуществляет учебное действие самостоятельно
Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)
7-Е ПРАВИЛО . КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Итоговая оценка за ступень основного общего образования - на основе только предметных и метапредметныех результатов.
Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Портфолио – оптимальный способ организации накопительной системы оценки. Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
Обязательной составляющей портфолио являются:
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
2) Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Девиз работы с портфолио ученика школы:
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".