Просмотр содержимого документа
«Изготовление деталей машин»
ГБПОУ РМ Рузаевское отделение «Саранский политехнический техникум»
Изготовление деталей машин
Раздел1.Требования к машинам и деталям
это устройство,выполняющее механическиедвижения для преобразованияэнергии, материалов или информациис целью облегчения или заменыфизического и умственного труда.
Классификация машин
МАШИНЫ
Энергетические
Рабочие
Информационные
Классификация машин
МАШИНЫ
Рабочие
Информационные
Предназначены для преобразования видов энергии ( электродвигатели, генераторы, двигатели внутреннего сгорания, компрессоры, турбины и т.п .).
Энергетические
Классификация машин
МАШИНЫ
Рабочие
Информационные
Предназначены для сбора, хранения, переработки и использования информации.
Энергетические
Классификация машин
МАШИНЫ
Рабочие
Информационные
Энергетические
Транспортные
Технологические
Классификация машин
МАШИНЫ
Информационные
Рабочие
Энергетические
Предназначены для перемещения изделий, грузов или людей ( автомобили, самолеты, транспортеры, шнеки, краны и др .).
Технологические
Транспортные
Классификация машин
МАШИНЫ
Рабочие
Информационные
Энергетические
Транспортные
Технологические
Предназначены для изменения формы, размеров или внутренних свойств обрабатываемого предмета ( станки, термические агрегаты и т.п .).
На предприятиях различные машины объединяютв линии, автоматически выполняющие весь процесс изготовления или переработки продукта производства.
В структурном отношениимашинапредставляет собой единый комплексмеханизмов, сборочных единиц (узлов)идеталей,обеспечивающий выполнениеприсущих ей функций.
Механизм–система твердых тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.
Н А П Р И М Е Р
Кулачковыймеханизм
Кривошипно-шатунныйи кулачковыймеханизмыдвигателя автомобиля
Кривошипно-шатунныймеханизмкомпрессора
Звено механизма– одна или несколько жестко соединенных деталей, входящих в состав механизма.
В структурном отношениимашинапредставляет собой единый комплексмеханизмов, сборочных единиц (узлов)идеталей,обеспечивающий выполнениеприсущих ей функций.
Сборочная единица–изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
Узел–сборочная единица, которую можно собирать отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом, выполняющая определенную функцию в изделиях одного назначения.
Н А П Р И М Е Р
Муфта упругая втулочно-пальцевая
Подшипник качения
В структурном отношениимашинапредставляет собой единый комплексмеханизмов, сборочных единиц (узлов)идеталей,обеспечивающий выполнениеприсущих ей функций.
Деталь–часть машины, изготовленная из одноименного по марке и наименованию материала без применения сборочных операций.
Н А П Р И М Е Р
В а л
Винт
Заклепка
Колесозубчатое
цилиндрическое
Основные требования к машинам:
Точность
Производительность
Экономичность
Технологичность
Надежность идолговечность
Удобство ибезопасностьобслуживания
Транспортабельность
Современныйдизайн
При расчетах, конструировании и изготовлении машин должны соблюдаются стандарты:
Международные (ISO)
Государственные(ГОСТы)
Отраслевые (ОСТы)
Предприятия (СТП)
Машиностроительныестандарты–это документы, содержащие обязательные нормы, правила и требования в сфере проектирования, производства, эксплуатации и ремонта машин.
Наиболее эффективный методстандартизации –унификация– рациональноесокращение числа объектов одинакового функциональногоназначения, а также сведение к минимумутипоразмеров деталей.
Раздел2.Критерии работоспособностидеталей машин
В процессе работы любая машина должна находиться в состоянии, при котором она способна нормально выполнять заданные функции !
Такое состояние называютработоспособным.
Работоспособность деталей машин оценивают по одному или нескольким критериям.
Прочностьспособностьдеталисопротивлятьсяразрушению или пластическомудеформированиюпод действием нагрузок.
Усталостное разрушение вызывается длительным действием переменных напряжений.
Нарушение статической прочности обычно связано с перегрузками.
Повышают прочностьза счетрациональной формы детали, устранения концентраторов напряжений,примененияповерхностного упрочнения.
Работоспособность деталей машин оценивают по одному или нескольким критериям.
Жесткость–способность детали сопротивлятьсяизменению формы и размеровпод нагрузкой.
Жесткость деталей обеспечивает требуемую точность машины.
Роль жесткости как критерия работоспособности непрерывно возрастает в связи с повышением быстроходности машин, снижением массы и габаритов деталей.
Работоспособность деталей машин оценивают по одному или нескольким критериям.
Износостойкость–свойство материала оказыватьсопротивление изнашиванию.
Изнашивание-процесс разрушения поверхностных слоев при трении, заключающийся в отделенииматериала с поверхностидетали иприводящий к постепенному изменению размеров, формы и состояния поверхности деталей.
85-90% машинвыходят из строя в результатеизнашивания!
Износ– результат процесса изнашивания.
Работоспособность деталей машин оценивают по одному или нескольким критериям.
Теплостойкость–способностьдеталиработать в пределахзаданных температур в течениеустановленногосрока службы.
С увеличением температуры ухудшаются механические свойства материалов, снижается вязкость смазочных материалов, увеличивается изнашивание, изменяются зазоры, возрастают динамические нагрузки.
Работоспособность деталей машин оценивают по одному или нескольким критериям.
Виброустойчивостьспособностьдеталиработатьвзаданномдиапазоне режимов без недопустимых колебаний.
Вибрации снижают качество работы машин,вызывают дополнительные переменные напряжения в деталях, увеличивают шум.
Особенно опасными являются резонансные колебания.
Виброустойчивость является критерием работоспособности машин от которых требуется высокая плавность работы и малошумность.
Выбор критерия работоспособности производят исходя из условий работы детали, ее конструкции и характера возможного разрушения.
При конструировании деталей машин выполняют расчеты:
Проектировочный (предварительный).
По главным критериям работоспособности определяют основные размеры детали.
2. Проверочный (уточненный).
По известным размерам и форме детали, определенным из проектировочного расчета или принятым конструктивно, находят основные критерии работоспособности и сравнивают их с допускаемыми.
Раздел3.Прочность деталей машин при переменных напряжениях
Многие детали машин или их элементы ( валы, вращающиеся оси, зубья зубчатых колес и др. ) работают в условиях, когда возникающие в них напряжения периодически изменяют свое значение или значение и знак.
Напряжения– это интенсивность внутренних сил,возникающих в детали под действием нагрузки
Многие детали машин или их элементы ( валы, вращающиеся оси, зубья зубчатых колес и др. ) работают в условиях, когда возникающие в них напряжения периодически изменяют свое значение или значение и знак.
Напряжения– это интенсивность внутренних сил,возникающих в детали под действием нагрузки.
ВидыНАГРУЗКИ(по характеру изменения во времени)
Постоянная ( вызывает постоянные напряжения )
Переменная ( вызывает переменные напряжения )
Переменные напряжения могут быть следствием не только действия переменных нагрузок, но и результатом изменения положения детали по отношению к постоянной нагрузке!
НАПРИМЕР . Ось нагружена постояннойрадиальнойсилой. При ее вращении одни и те же волокна оказываются попеременно то в растянутой, то в сжатой зоне .
Характеристикой напряженности детали при переменном нагружении является цикл напряжений - совокупность последовательных значений напряжений (или ) за время одного периода их нагружения - Т .
Циклы напряжений
Асимметричный.
Отнулевой.
Симметричный.
Характеристикой напряженности детали при переменном нагружении является цикл напряжений - совокупность последовательных значений напряжений (или ) за время одного периода их нагружения - Т .
Циклы напряжений
Асимметричный.
Отнулевой.
Симметричный.
Отношение
называют
коэффициентом асимметрии цикла.
Для симметричного цикла R=–1 , для отнулевого R= 0 .
Разрушение детали при циклическом нагружении называют усталостным . Оно происходит вследствие возникновения и развития микротрещин в зоне концентрации напряжений.
Способность материала воспринимать многократное действие переменных напряжений от заданной нагрузки без разрушения называют выносливостью .
Опытным путем установлено, что для многих материалов существует такое наибольшее напряжение , при котором материал выдерживает, не разрушаясь, неограниченное количество циклов нагружения .
Это напряжение назвают – предел выносливости .
при изгибе –σR .
Предел выносливостиобозначают:
при кручении –τR .
Предел выносливости определяют опытным путем: испытывают образцы при различных величинах напряжений и находят число циклов N , необходимое для доведения образца до разрушения.
По полученным данным в координатах – N строят кривую усталости.
При достижении определенного числа циклов NG , называемого базовым , испытания прекращают.
Для отнулевого цикла R обозначают как 0 .
Для симметричного цикла R обозначают как –1 .
При заданном значенииNcпо кривой усталости определяют предельное напряжениес, а при заданном уровне напряжения определяют предельное значение числа циклов.
По полученным данным в координатах – N строят кривую усталости.
При достижении определенного числа циклов NG , называемого базовым , испытания прекращают.
Для отнулевого цикла R обозначают как 0.
Для симметричного цикла R обозначают как –1.
При заданном значенииNcпо кривой усталости определяют предельное напряжениес, а при заданном уровне напряжения определяют предельное значение числа циклов.
На прочность детали оказывают влияние:
размеры поперечного сечения;
форма поперечного сечения;
качество обработки поверхности;
метод упрочняющей обработки поверхности.
Влияние этих факторов при прочностных расчетах учитывают коэффициентом снижения предела выносливостиKσ ( или Kτ ) , показывающим во сколько раз предел выносливости реальной детали, имеющей концентраторы напряжений, меньше предела выносливости гладких стандартных образцов.
Работоспособность ряда деталей машин (зубчатых колес, подшипников качения и др.) определяется контактной прочностью , т. е. прочностью их рабочих поверхностей, контактирующих под нагрузкой.
После приложения внешней нагрузки линейный (или точечный) контакт переходит в контакт по малой площадке с высокими значениями контактных напряжений.
Наибольшее контактное напряжение H о пределяют по формуле Герца :
где: Fr – нормальная нагрузка;
b – длина контактной линии.
Е1,Е2,v1 и v2 – соответственно модули упругости и коэффициенты Пуасона материалов деталей;
В инженерных расчетах формулу Герца преобразуют в зависимости от конфигурации конкретных деталей и условий их работы.
Раздел4.Конструкционные материалыи способыизготовлениядеталей машин
Основными машиностроительными материалами являются:
Чугуны
Стали
Неметаллическиематериалы
Цветные сплавы
Основными машиностроительными материалами являются:
Стали
Этосплавына основежелезассодержанием углерода до 2%и другими элементами.
Свойства сталей улучшают легированием, т.е.добавлениемв сплаввольфрама, молибдена,хрома, никеля и др.
Основными машиностроительными материалами являются:
Чугуны
Стали
Неметаллическиематериалы
Цветные сплавы
Основными машиностроительными материалами являются:
Чугуны
Этосплавына основе железас содер-жанием углеродаболее2% (от 2до 4%).
Обладают хорошими литейными и антифрикционными свойствами.
Основными машиностроительными материалами являются:
Стали
Чугуны
Неметаллическиематериалы
Цветные сплавы
Основными машиностроительными материалами являются:
Сплавы на основе меди (латуни и бронзы), алюминия (силумины, дуралюмины), магния или мягких металлов (Sn,Pbи др.).
Цветные сплавы
Основными машиностроительными материалами являются:
Стали
Чугуны
Неметаллическиематериалы
Цветные сплавы
Основными машиностроительными материалами являются:
Пластмассы, древесные, резиновые, текстильные и другие материалы.
Неметаллическиематериалы
Основными машиностроительными материалами являются:
Стали
Чугуны
Неметаллическиематериалы
Цветные сплавы
В современных машинах все шире используют:
Композиционные материалы
Порошковые материалы
Композиционные материалы
Это композиции из тонких высокопрочных волокон (углерода, бора, стекла) и пластичной основы (матрицы)–металлической, керамической или полимерной.
Такое строение материалов обеспечивает высокую надежность при переменных напряжениях.
В современных машинах все шире используют:
Основными машиностроительными материалами являются:
Композиционные материалы
Порошковые материалы
Порошковые материалы
Порошковые материалы получают прессованием и последующим спеканием в прессформах из смесей металлических и неметаллических порошков.
Этим материалам можно придать особые свойства, которые не могут быть получены традиционными способами:высокую твердость, пористость, антифрикционность и др.
Для повышения механических и других свойств металлических сплавовприменяют термическуюи химико-термическую обработку,а также механическое упрочнение.
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК
Порошковаяметаллургия
Обработка давлением
Литьё
Ковка, штамповка
Прокатка
(корпуса, крышки, колеса червячных передач и др.)
(заготовкидля зубчатых колес, вилки, кривошипы и др.)
(листовой материал, заготовки для валов и др.)
(зубчатые колеса, втулки, поршни и др.)
Полученные заготовки направляют на механическую обработку.