Индивидуализация обучения на различных этапах учебного процесса
Индивидуализация обучения на различных этапах учебного процесса
Существует огромное количество различных концепций и подходов к индивидуализации учебного процесса. Наиболее распространенными среди них являются: идея пересмотра стандартов образования и индивидуализации части их содержания; дифференциация учащихся; реализация индивидуального подхода, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей студентов; концепция личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, в рамках которой проводится четкое разграничение индивидуализации и дифференциации и предлагается принципиально важная идея опоры в учебе на личностный опыт и особенности детей; построение обучения как средства самореализации; предложения по изменению содержания учебного процесса, отказа от массовых форм учебной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация обучения на различных этапах учебного процесса»
ГБПОУ РК «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»
Подготовила
Старший мастер Елисеева Ольга Михайловна
г. Феодосия
2016
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
На пути индивидуализации процесса обучения стоит несколько проблем, одна из которых заключается в том, что на данный момент не существует четкой границы между понятиями «индивидуализация процесса обучения» и «индивидуальный подход в обучении», так же как и не существует однозначной трактовки этих понятий. Так, в отечественной науке эти понятия почти тождественны (Тубельский А.Н., Щедровицкий П.Г., Эльконин Д.Б.), и только в последнее время такие современные исследователи как Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. и другие ученые дифференцируют их.
В своих работах Ковалева Т.М. говорит о том, что существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Так, индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого своего студента, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного студента сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в группе: «отстающий» студент сравнивается со средне успевающим, которого в то же время сравнивают с отлично успевающим. Иными словам, отмечается прогресс не конкретной личности, а всей группы.
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения группы" width="640"
Индивидуальный подход по Шаталову В.Ф. рассчитан на всех студентов одновременно. Он считает, что для успешного усвоения материала каждым студентом, в группе преподаватель должен объяснять учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала
В этом случае наблюдается традиционные для российской системы обучения и образования Субъект-Объектные отношения (С → О) между педагогом и учащимся, а в результате - между педагогом и группой в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ =
Субъект – учитель (анализ + подбор условий и способов работы) →
→ Объект - студент/группа ═
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения группы
Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является учитель, именно он, опираясь на особенности своих студентов, выстраивает определенную программу обучения, и что самое важное, не одного конкретного студента, а всей группы, что делает современное образование направленным на среднего студента. И здесь студенты являются объектом обучения.
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения через ПРОГРЕСС СТУДЕНТА" width="640"
Говоря об индивидуализации процесса обучения , Ковалева Т.М. указывает на то, что здесь позиция студента/студента становится активной, т.е. студент/студент выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает студенту выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы .
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ/ОБРАЗОВАНИЯ =
Субъект – педагог↔
(анализ индивидуальных особенностей и запросов + подбор индивидуальной программы освоения + разработка индивидуальной траектории развития)
↔ Субъект - студент ═
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения
через ПРОГРЕСС СТУДЕНТА
На этой основе Ковалева Т.М. говорит о том, что, если современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.
К примеру, Унт И.Э. выделил 4 основных условия , при которых процесс индивидуализации обучения , направленный на личностное развитие каждого отдельного учащегося/студента, будет возможным в случае, если:
обучение/образование будет приспособлено к уровню развития данного студента;
этот самый уровень будет выявлен у каждого студента;
индивидуализация будет сохранена на протяжении всего процесса обучения/образования, а не только на исходном моменте развития;
процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами обучения/образования.
Реализации всех 4 условий будет способствовать эффективности индивидуализации процесса обучения в школе и образования в вузе, что в свою очередь приводит к пересмотру учебных образовательных программ и необходимости разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития). Позиция наставника трансформируется в позицию тьютора.
Процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый студент может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого студента. Учёт особенностей студентов носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности обучающихся, должна содержать перечень основных задач, которые должны быть решены обучающимися, как полноправными субъектами образовательного процесса. В этом отношении на каждой ступени индивидуальной учебно-образовательной программы должны быть сформулированы конкретные задачи , решение и реализация которых позволит сформировать у обучающихся не только субъектную позицию, но и важные для их дальнейшего развития конкретные способы учебно-образовательной деятельности.
Организация образовательного процесса, основанная на идеях внедрения тьюторства в школьный и вузовский образовательный процесс и развития субъектной позиции обучающихся, приводит нас к мысли о выходе на ценностно-смысловое значение образования: предоставление обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключена в организации образовательного пространства и сопровождении обучающегося в принятом им решении.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий разного уровня трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех студентов) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными студентами) учебный материал. По мере продвижения студента на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Одним из направлений исследований индивидуализации обучения было определение ее возможностей в борьбе с неуспеваемостью. Типичная черта этих исследований - подход к личности учащегося как к целому и возможно более разностороннее изучение его личности. Наиболее известной является теория оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского, направленная на предупреждение неуспеваемости учащихся.
В последнее десятилетие минувшего века было создано множество экспериментальных площадок (лицеев, гимназий, колледжей), цель которых - организация обучения на повышенном уровне качества образования, приближенного к личности обучаемого и обучающего. Современное состояние системы образования России характеризуется гуманизацией и психологизацией, стремлением интегрировать научные подходы, возрастает интерес к личности студента, признанием уникальности жизненного пути каждого и индивидуальности, неповторимости личности. На этом этапе важная роль принадлежит вопросам организации учебного процесса, а значит системе управления. В этой области большой интерес представляют работы В.Н. Фролова, З.Д. Жуковской, И.Н. Ильинского, Ж.Н.Зайцева, А.Т. Кондаурова, Е.Б. Гаффаровой и др.
И сходя из вышеизложенного можно констатировать, что существует огромное количество различных концепций и подходов к индивидуализации учебного процесса. Наиболее распространенными среди них являются: идея пересмотра стандартов образования и индивидуализации части их содержания; дифференциация учащихся; реализация индивидуального подхода, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей студентов; концепция личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, в рамках которой проводится четкое разграничение индивидуализации и дифференциации и предлагается принципиально важная идея опоры в учебе на личностный опыт и особенности детей; построение обучения как средства самореализации; предложения по изменению содержания учебного процесса, отказа от массовых форм учебной работы.
Разработка системы воздействия на каждого студента с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед преподавателем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение студента. Изучение студента, поступающего в техникум, и первокурсника проводится обычно методами опроса. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на студента.
Изучение школьника – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения студентов предлагается иной план наблюдений:
особенности умственного развития:
а) внимания, памяти, мыслительных процессов;
б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
Знания студента и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
Интеграционные процессы, активно развивающиеся в среднем и высшем профессиональном образовании, способствуют появлению новых моделей обучения, в том числе и к индивидуализации учебного процесса. Однако их функционирование требует решения ряда научных, методических, а, главное, организационных вопросов.
Анализ информационного поля показывает, что основной в научных исследованиях, выполняемых в данном направлении, является ситуация на уровне школьного образования, отдельные исследования ведутся по тематике высшей школы, и незначительная часть исследователей касается проблематики средних специальных учебных заведений.