Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с семьёй и подростками "группы риска"»
Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска»
Составитель
Иванова Светлана Николаевна
социальный педагог
«МОУ Сернурская СОШ №2
имени Н.А. Заболоцкого
2019 год
Вот он сидит перед нами, взглянитеСжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нитиСловно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили... Поздно учли..Нет!!! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли.С.Давидович
Риск-возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Дети «группы риска»- это дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов, такие как физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность и т. д.
К категории «дети «группы риска»относятся:
-Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики.
-Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств.
-Дети из «неблагополучных», асоциальных семей.
-Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки.
-Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Факторы, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка).
Социальные( проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом).
Данные по школе
Дети, находящиеся в социально – опасном положении
2016-2017 учебный год
Родители, состоящие на учёте в ПДН
2017 – 2018 учебный год
8
родителей
2018 – 2019
15
15
учебный год
14
родителей
2019-2020
учебный год
20
детей
родителей
13
детей
родителей
19
детей
17
детей
Основные задачи в работе социального педагога.
1.Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Федеральным Законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушении среди несовершеннолетних», Конституцией РФ, Семейным Кодексом.
2.Поддерживать тесную связь с родителями.
3.Изучать социальные проблемы учеников.
4.Вести учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей.
5.Осуществлять социальную защиту детей из семей группы риска, многодетных, опекаемых, неполных, малообеспеченных.
6.Консультировать классных руководителей, выступать на общешкольных и классных родительских собраниях.
7.Осуществлять контроль за сохранением здоровья учащихся и формировать у них культуру здоровья.
Факторы риска
1.Отчужденность детей от семьи.
2. Частые случаи раннего асоциального поведения.
3.Неблагополучие в семье.
4.Педагогическая запущенность ребенка(плохая
успеваемость, отсутствие интереса к обучению).
5. Кризисные явления в семье.
(развод родителей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей).
Методы исследования в работе социального педагога:
1.Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя каксоциологические, так ипсихологическиеметодики.
2.Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация.
3.Метод наблюдения.
4.Анкетирование.
5.Интервью.
6.Тестирование.
7.Анализ документов .
Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
Учебная деятельность, анализ журналов.
Взаимоотношения со сверстниками.
Взаимоотношения со взрослыми.
Проведение свободного времени.
Отношение к труду и профессиональная ориентация.
Поведение и поступки.
Опрос мнения преподавателей об обучающемся.
Анализ учета посещаемости занятий.
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.
Беседы с родителями обучающегося.
Социометрические исследования.
Наблюдения.
Беседы с обучающимся.
Запрос информации от психолога.
Запрос информации с предыдущего места учебы.
Работа с семьёй и детьми «группы риска» включает
1.Социально – педагогическую диагностику
обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза».
2.Выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье.
3.Изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
1.Обнаружение семьи и подростка.
2.Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью.
3.Составление карты семьи.
4.Составление программы работы с семьей и подростком.
5.Реализация программы .
6.Текущие и контрольные посещения.
7Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком.
8.Снятие семьи с социально-педагогического учета.
Работа с семьёй и детьми«группы риска» включает:
1.Социально – педагогическую диагностику
обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза».
2.Выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье.
3.Изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
* Социальная адаптация.
*Социальная реабилитация.
* Мероприятия по защите прав.
* Оказание помощи семье.
* Организация обучения, отдыха .
Заключение.
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.
Литература
1.А.Н.Свиридов.Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога. – Волгоград: «Учитель», 2014.
2.Ю.В.Василькова. Методика и опыт работы социального педагога.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2.Л.Д.Баранова. Социальный педагог в школе (из опыта работы).- Волгоград: «Учитель», 2008.
3.ТА.Шишковец. Справочник социального педагога.- М.:ВАКО,2005.