Рабочая программа предназначена для обучающихся 6-го класса, составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета «Крымоведение» по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6-го класса МБОУ «Красноярская средняя школа», составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета «Крымоведение» по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Крымоведение»
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
Содержание учебного курса «Крымоведение».
Раздел I.«От древности – к современности: через годы, через расстояния..» Исторические страницы Крыма (13 часов).
Тема 1. История древнего человека в Крыму (2 часа). Археологические памятники: стоянки первобытного человека. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.
Тема 2. РаннесредневековаяТаврика(до IV в. н.э.) (1 час).Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.
Тема 3. СредневековаяТаврика (IV-XII вв.) (2 часа). Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.
Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (2 часа).Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.
Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) (1 час).Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.
Тема 7. Крым в XX в. (2 часа). Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны.
Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.)(1 час).Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.
РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства
(13 часов)
Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». (2 часа). Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения.
Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма (5 часов). Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма. Национальные костюмы, национальная кухня.Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.
Тема 3. Социо-культурный обзор (6 часов). Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.
Подготовка творческих проектов и презентаций.
РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор (9 часов)
Тема 1. Виды и приоритетные направления современной хозяйственной деятельности человека в Крыму (6 часов). Экономический и природно-ресурсный потенциал Республики Крым.Приоритетные отрасли промышленности Крыма.Специализация сельского хозяйства Крыма. Основные отрасли.Рекреационный потенциал Крыма. Рекреационное хозяйство Крыма. «Зеленый туризм». Виды транспорта. Основные транспортные магистрали. Аэропорты, вокзалы, морские порты.Предприятия и учреждения – «визитные карточки Крыма». Крупнейшие предприятия и учреждения своего района. Наиболее распространенные профессии.
Представление знаменитых людей своего района, населенного пункта (подготовка сообщений и презентаций).
Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма (путей сообщения, морских портов, аэропортов, трубопроводов и др.).
Тема 2. Природоохранная деятельность (3 часа).Негативные последствия хозяйственной деятельности человека для природы Крыма. Необходимость охраны окружающей среды. Природоохранные объекты Крыма. Красная книга.
Практическая работа №2 Нанесение на контурную карту крупных природоохранных объектов Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Разработка правил природоохранного поведения.
Формы организации учебного процесса
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология групповой деятельности;
5) технология развивающего обучения;
6) технология саморазвития личности;
7)технология критического мышления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Сроки выполнения
Название раздела, темы урока
Практическая часть
Формы и темы контроля
Оборудование
план
факт
РАЗДЕЛ I. «От древности – к современности: через годы, через расстояния…». Исторические страницы Крыма.
1.
Археологические памятники.
Знать археологические памятники.
Изучение нового материала
Мультимедийное оборудование
2.
Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
3.
Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
4.
Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
5.
«Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.
Знать расположение пещерных городов.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
6.
Образование Крымского ханства.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
7.
Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
8.
Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
9.
Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя Крым в XX в.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
10.
Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
11.
Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны.
Знать географическое положение городов-героев.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
12.
Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
13.
Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.
Знать историю.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства.
14.
Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта.
Запись в тетрадь численности населения.
Изучение нового материала
Мультимедийное оборудование
15.
Своеобразие этнического состава крымского населения.
Составить таблицу состава крымского населения.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
16-17.
Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.
Подготовка творческих проектов и презентаций.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
18.
Национальные костюмы, национальная кухня.
Знать национальные костюмы и кухню.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
19-20.
Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.
Подготовка творческих проектов и презентаций.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
21.
Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову.
Знать поэтов Крыма.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
22.
Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.
Подготовка творческих проектов и презентаций.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
23.
«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры.
Знать художников Крыма.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
24.
Знаменитые музыканты, композиторы и артисты.
Знать музыкантов, композиторов, актеров Крыма.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
25.
Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.
Знать объекты культуры.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
26.
Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.
Подготовка творческих проектов и презентаций.
Беседа
Мультимедийное оборудование
РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор.
27.
Экономический и природно-ресурсный потенциал Республики Крым. Приоритетные отрасли промышленности Крыма.
Знать экономический и природно-ресурсный потенциал Республики Крым.
Изучение нового материала
Мультимедийное оборудование
28.
Специализация сельского хозяйства Крыма. Основные отрасли.
Рекреационный потенциал Крыма. Рекреационное хозяйство Крыма. «Зеленый туризм».
Знать специализация сельского хозяйства Крыма. Основные отрасли.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
29.
Виды транспорта. Предприятия и учреждения. Крупнейшие предприятия и учреждения своего района. Наиболее распространенные профессии.
Знать виды транспорта.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
30.
Представление знаменитых людей своего района, населенного пункта.
Представление знаменитых людей своего района, населенного пункта (подготовка сообщений).
Беседа
Мультимедийное оборудование
31.
Практическая работа №1. Основные объекты транспортной системы Крыма.
Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма (путей сообщения, морских портов, аэропортов и др.).
Практическая работа
Контурные карты.
32.
Негативные последствия хозяйственной деятельности человека для природы Крыма. Необходимость охраны окружающей среды. Природоохранные объекты Крыма. Красная книга.
Знать природоохранные объекты Крыма.
Комбинированный
Мультимедийное оборудование
33.
Практическая работа №2. Крупные природоохранные объекты Крымского полуострова.
Тестирование.
Практическая работа
Карта Крыма
34.
Практическая работа №3. Разработка правил природоохранного поведения.
Разработка правил природоохранного поведения.
Практическая работа
Канцтовары
35.
Повторение
-
Итоговое повторение
-
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Устный ответ:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Письменный ответ:
Оценка «5»ставится, если ученик: выполнил от 90 до 100% работы.
Оценка «4»ставится, если ученик:выполнил от70 до 90% работы.
Оценка «3» ставится, если ученик: выполнил от 50 до % работы.
Оценка «2» ставится, если ученик: выполнил менее 50% работы.
Оценка «1» ставится, если ученик: не справился с работой.