kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "КЫМОВЕДЕНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Крымоведение" разработана для учащихся 1-4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "КЫМОВЕДЕНИЕ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

______________Г.М. Шабанова

28.08. 2023г.

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

_____________Н.Л. Тамарова


УТВЕРЖДЕНО


И.о. директора

МБОУ СОШ №23

______________Н.И. Семак

Приказ от 30.08.2023г .№661







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Крымоведение»

на 2023-2024 учебный год

1-4класс










Составитель: Латыпова А.Ф.,учитель высшей квалификационной категории.














Симферополь, 2023г.


Содержание


Элементы оглавления не найдены.

Примените стили заголовков, чтобы составить оглавление.
























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» для начальной школы обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности.

Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие обучающимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.

Являясь комплексным учебным курсом, осуществляющим тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому».

Спецификой данного курса является:

  • интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;

  • цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы;

  • формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова;

  • приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма;

  • учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;

  • направленность курса на воспитательный эффект.

Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.

Задачи:

  • сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;

  • раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;

  • развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;

  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.


Программа разработана на основе


  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373.

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373.

  3. Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС стандарта ОО».

  4. Письма Министерства образования, науки и молодёжи РК №01-14/2013 «О вопросах организации внеурочной деятельности».

  5. Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №23 муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (протокол от 28.08.2023г. №1, приказ от 30.08.2023г. №661)

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.

Форма реализации программы - дистанционно-очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).

Формы организации обучения: учебные экскурсии, практические работы, игра, беседа, аналитический разбор ситуаций, творческие задания, посещение библиотек и музеев, викторины, выставки семейного художественного творчества, соревнования.

Формы контроля: проект, работа с контурной картой.


















Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;

  • формирование целостного взгляда на мир;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

  • освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.

Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

  • формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;

  • воспитание чувства гордости за Республику Крым.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:

  • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;

  • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

  • использовать полученные знания в жизни.







Содержание курса внеурочной деятельности

Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым - орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».

Введение

Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане - это звучит гордо!».

«Прекрасны Вы - брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».

Цели и задачи курса.

Раздел I «Крым - орден на груди планеты Земля»

Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.

Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.

Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»

«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.

«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.

Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.

Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.

Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».

Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.

Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.

Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

Экскурсия, путешествие, туризм.

Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.

Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».



Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.

«Крым - кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.










































Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания

1 класс

п/п

Название раздела

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Всего

часов


Кол-во часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы - брега Тавриды…»

01.09-День знаний.


1

1

-

2

Раздел I. «Крым - орден на груди планеты Земля»


2

1

1

3

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»

27.09-День туризма.

04.11-День народного единства.

30.11-День Государственного герба Российской Федерации.

12.12-День Конституции Российской Федерации.

14

8

6

4

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»


8

6

2

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

22.04-Всемирный день Земли.


4

2

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

01.05-Праздник Весны и Труда.

4

2

2

Итого

33

20

13


2 класс


п/п

Название раздела

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Всего

часов


Кол-во часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы - брега Тавриды…»

01.09-День знаний.


2

1

1

2

Раздел I «Крым - орден на груди планеты Земля».

27.09-День туризма.

3

2

1

3

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»

04.11-День народного единства.

30.11-День Государственного герба Российской Федерации.

12.12-День Конституции Российской Федерации.

16

9

7

4

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

23.02-День защитника Отечества.

4

2

2

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

18.03-10 лет со дня воссоединения Крыма с Россией.


5

3

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

22.04-Всемирный день Земли.

01.05-Праздник Весны и Труда.

4

2

2

Итого

34

19

15

3 класс

п/п

Название раздела

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Всего часов


Кол-во часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы - брега Тавриды…»

01.09-День знаний.


1

1

-

2

Раздел I «Крым - орден на груди планеты Земля»

27.09-День туризма.

4

2

2

3

Раздел II

«Природные особенности и богатства Крыма»

04.11-День народного единства.

30.11-День Государственного герба Российской Федерации.

12.12-День Конституции Российской Федерации.

17

10

7

4

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

23.02-День защитника Отечества.

4

2

2

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

18.03-10 лет со дня воссоединения Крыма с Россией.


4

2

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

22.04-Всемирный день Земли.

01.05-Праздник Весны и Труда.

4

2

2

Итого

34

19

15

4 класс

п/п

Название раздела

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Всего часов


Кол-во часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы - брега Тавриды…»

01.09-День знаний.


1

1

-

2

Раздел I «Крым - орден на груди планеты Земля»

27.09-День туризма.

4

3

1

3

Раздел II

«Природные особенности и богатства Крыма»

04.11-День народного единства.

30.11-День Государственного герба Российской Федерации.

12.12-День Конституции Российской Федерации.

17

10

7

4

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

23.02-День защитника Отечества.

4

3

1

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

18.03-10 лет со дня воссоединения Крыма с Россией.


4

2

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

22.04-Всемирный день Земли.

01.05-Праздник Весны и Труда.

4

2

2

Итого

34

21

13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "КЫМОВЕДЕНИЕ"

Автор: Латыпова Анжела Фикретовна

Дата: 24.01.2024

Номер свидетельства: 644585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства