Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Палитра"»
Рабочая программа кружка «Палитра»
Рассчитана на обучающихся 7-14 лет.
Срок реализации 3 года.
Автор программы Ю.В. Ильина, педагог дополнительного образования.
Разработана в 2015 году.
с. Кинель-Черкассы, 2016 г.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
В. И. Сухомлинский.
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» относится к программам художественной направленности.
Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы объединения «Палитра».
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.
Целью дополнительной образовательной программы объединения «Палитра» является:
Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение техники работы карандашом, акварельными красками ,гуашью.
2. Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» затрагивает четыре главных раздела:
- «Язык изобразительного искусства».
- «Изобразительное искусство и мир природы».
- «Изображение человека и предметного мира».
- «Декоративно-прикладное искусство».
Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Палитра» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.
Возраст детей от 7 до 14 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы и режим занятий.
Занятие по предлагаемой программе состоит из:
- Подготовки рабочего места и художественных материалов.
- Введения в тему занятия.
- Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.
- Созидательной творческой о практической деятельности учащегося по этой же теме.
- Обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут. Программа первого года обучения предусматривает 144 учебных часа, программа второго года обучения – 216 учебных часа, третьего года обучения – 288 учебных часа.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные виды и жанры изобразительного искусства.
- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).
- Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Элементарные правила смешивания основных и составных цветов.
- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.
- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.
- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.
- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).
- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение , цвет.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.
- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.
- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).
К концу второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные жанры и виды изобразительного искусства.
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).
- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.
- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).
- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).
- О деятельности художника, скульптора, народных мастеров.
- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.
- чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.
- Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.
- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.
- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
- Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).
- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
К концу третьего года.
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец).
- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками.
- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.
- Основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит) в декоративно-прикладном искусстве.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.
- Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
- творчески применять приемы народной росписи.
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
- Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме.
- Передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
- Использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программе объединения «Палитра»:
- выставка работ.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№
п\п
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2
-
2
2
Выразительные средства изображения
1
10
11
3
Форма предметов
1
10
11
4
Холодная и теплая цветовая гамма
1
8
9
5
Композиционное решение рисунка
2
17
19
6
Декоративно-прикладное искусство
1
7
8
7
Цвет и оттенок. Смешиваем краски
1
8
9
8
Портрет
1
15
16
9
Анималистика
2
10
10
10
Пейзаж
2
25
10
11
Иллюстрация
1
8
9
12
Художник и фантазия
1
10
11
13
Проведение и участие:
-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра.
По плану работы Центра
Итого:
16
128
144
Содержание учебно-тематического плана 1-го этапа обучения:
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно, цвет.Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая.Что мы можем нарисовать с помощью этих линий?Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц. Цветовой спектр. Радуга-дуга.
3 Форма предметов.
Рисунок с натуры.Предметы простой и сложной формы.Последовательность работы над рисунком.Тональная проработка формы.Градации светотени. Практическое задание.
Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама».
9 Анималистика.
Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных. Выполнение работ небольших животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих.
10 Пейзаж.
Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью. Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».
11 Иллюстрация.Герои любимых сказок.Иллюстрация к сказке, рассказу.
12 Художник и фантазия.Сказочная Жар-птица. Творческая работа.Герои любимых сказок.Творческое задание.Веселая радуга.Творческое задание.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№
п\п
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2
-
2
2
Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики.
2
12
14
3
Форма предметов.
2
18
20
4
Холодная и теплая цветовая гамма.
2
12
14
5
Композиционное решение рисунка.
2
12
14
6
Декоративно-прикладное искусство.
2
12
14
7
Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
2
6
8
8
Художник и фантазия.
2
12
16
9
Основные законы линейно-воздушной перспективы
2
8
10
10
Портрет.
2
28
30
11
Пейзаж .
2
16
18
12
Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.
2
10
12
13
Проведение и участие:
-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра
-учебно-познавательные экскурсии
По плану работы Центра
Итого:
24
116
144
Содержание учебно-тематического плана 2-го этапа обучения:
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся.Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Выразительные средства графики:Точка, линия, пятно.Монохромное изображение: рисуем тушью, акварелью.
3 Форма предметов.
Рисунок с натуры.Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени.Рисунок с натуры: мяч, шар, ваза. Практическое задание.
4 Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма.
Зимняя сказка.Осенний пейзаж.Египет. Творческие работы.
5 Композиционное решение рисунка.
Размер рисунка и листа бумаги.Натюрморт «дары осени». Букет подсолнухов. Работа с натуры.Цвета весны. Заполнение плоскости листа.Работа на тонированной бумаге.Натюрморт. Расположение в пространстве – загораживание предметов.
6 Декоративно-прикладное искусство.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.Мастера украшения.Узор, орнамент. Практическое задание.Традиции русского народного костюма. Сарафан, кокошник
Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге: зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа.
9 Основные законы линейно-воздушной перспективы.
Передаем пространство на плоскости.
10 Портрет.
Рисуем лицо человека.Пропорции головы.Моя семья; мой друг. Практическое задание.
11 Пейзаж.
Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».
12 Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.
Мои любимые животные; кто живет в Африке?; люблю деревню. Практическое задание.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№
п\п
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2
-
2
2
Портрет.
2
16
14
3
Натюрморт.
2
16
20
4
Пейзаж.
2
28
14
5
Анималистика.
2
16
22
6
Художник и фантазия.
2
20
14
7
Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
2
16
8
8
Основные законы линейно-воздушной перспективы
2
16
10
9
Проведение и участие:
-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра
-учебно-познавательные экскурсии
По плану работы Центра
Итого:
16
128
144
Содержание учебно-тематического плана 3-го этапа обучения:
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся.Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Портрет.
Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, пропорции фигуры человека. Приемы проработки форм и способы передачи движений. Выполнение рисунка головы человека с живой натуры, от построения общей формы до детальной проработки головы и частей лица в целом. Выполнение рисунка тела человека в движении. Выполнение работ по циклам: «Семейный портрет», «Портрет времен года», «Мои друзья», «Автопортрет», «Зимние развлечения», «Слава спорту».
3 Натюрморт.
Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта с учетом заданного освещения. Выполнение светотеневого рисунка натюрморта. Выполнение работ натюрморта из двух – трех предметов простой формы. Живопись натюрморта из крупных предметов, объединенных в смысловую группу.
4 Пейзаж.
Выполнение работ с различными видами пейзажа. Выполнение работ по циклу «Время суток», «Времена года».
5 Анималистика.
Изучение строения и техники рисования животных, пластика движений.Выполнение работ небольших животных, птиц, рыб, насекомых и млекопитающих в разных положениях с передачей характера движений. Выполнение работ по циклу: «Жители леса», «Жители пруда», «Животные жарких стран», «Животные севера».
6 Художник и фантазия.
Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге: зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:
Методы организации занятий:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, аналих выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод –метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и осовенный способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу.тренинг.
Дидактический материал:
Бумага ,кисточки,карандаши,акварель,фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи),
серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.;разработки игр и занятий.
Методические рекомендации для педагога и родителей.
Основные части занятия:
- введение – создание эмоционального отношения к работе,
- обсуждение пройденного ранее материала;
- знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов,
- подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
- творческая деятельность детей;
выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.
Список литературы:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 1998.
3. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003
Список литературы для обучающихся:
1. Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз