kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родной (татарской) литературе 10 -11 класс на 2023 -2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по родной (татарской) литературе для 10 - 11 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (татарской) литературе 10 -11 класс на 2023 -2024 учебный год»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Татарская литература», 10 – 11 классы.

Личностные результаты.

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору

и построению дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и

профессиональных предпочтений, с

учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования

уважительного отношения к труду,

развития опыта участия в социально значимом труде;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной

практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые

и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам;

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие

опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов.


В старших классах у учащихся начинается подготовка к взрослой жизни, они

формируются как личность. Поэтому в

качестве личностных результатов особую значимость приобретает следующее:

    • активизация у учащихся гражданской позиции, чувства гражданского долга;

    • умение использовать приобретенные знания и навыки в повседневной жизни, принимать самостоятельные решения, подготовка к выбору профессии;

    • умение уважать мнение других людей, культуру и традиции;

    • развитие самосознания старшеклассника, воспитание любви к Родине, воспитание чувств гордости и гражданского сознания;

    • объяснение нравственных норм и правил общественной жизни;

    • формирование у учащихся эстетического вкуса, понимания эстетической ценности и поэтики литературного

    • произведения, потребности в чтении художественной литературы и после

окончания школы.


Метапредметными результатами обучения родной литературе в старших

классах являются следующие:

    • формирование у учащихся навыков понимания литературного

произведения в контексте той эпохи, когда оно

было создано, и навыка самостоятельного усвоения; воспитание потребности постоянного интереса к литературе и искусству;

    • формирование представления о литературе как культурного развития татарского народа и понимания литературы как

средства духовного обогащения личности;

    • развитие письменной и устной речи, самостоятельного творческого мышления и оценивания;

    • развитие у учащихся способности к самоконтролю, контролю своих поступков и свойств характера, способности работы над собой;

    • формирование умения работать с разными источниками информации для

получения сведений о литературе и культуре.


Предметные результаты обучения татарской литературе в старших классах заключаются в следующем:

В познавательной сфере

    • умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе;

    • формирование навыков в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;

    • понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;

    • знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;

    • умение готовить рефераты, доклады, проекты, умение выполнять творческие работы;

    • умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.

В ценностно-ориентационной сфере:

    • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной литературы;

    • формирование собственного отношения и оценки к произведениям татарской литературы, их содержанию, умения

    • устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;

    • умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом исторического периода;

    • умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.

В эстетической сфере:

    • формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;

    • воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.


3. Тематическое планирование.


Название раздела

Содержание

Всего часов

10 класс

Введение.

Введение. Особенности истории татарской литературы. О разных периодах развития татарской литературы.

1

Древнетюркская литература (VI–XII века).

Введение в историю татарской литературы. Деление литературы на периоды. Обзор древней и средневековой литературы, литературы.

Понятие «тюркский народ». Общетюркская литература. Орхоно-Енисейские источники. Возникновение письменности. Руническая письменность, согдийская, манихейская и уйгурская, графика. Эпитафия. Орхоно-Енисейские памятники.которые были воздвигнуты в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина (732-735), советника первых каганов Второго Тюркского каганата Тоньюкуку (создан после 716 г., еще при жизни героя). Первый тюркский автор Йоллыг-Тегин, подписавший под текстами резвернутых эпитафий в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.

Язык памятников рунической и древнеуйгурской письменности. Словарь М.Кашгари (1072-1047) «Диванелөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий». Характер пословиц и поговорок, отрывки из литературных произведений в сборнике. Чтение и обсуждение пословиц. Сведения о произведении Ю.Баласагуни «Кутадгу белек» (1069) / «Благодатное знание». Значение её в мировой литературе. Ознакомление с отрывками. Суфийская философия илитература. Сведения о поэтах А.Йугнаки, А.Ясави, С.Бакыргани.

1


Средневековая литература:

1.Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века).

Развитие национальной литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Взаимопроникновение религиозных мотивов, утверждающих единобожие, и светских мотивов о справедливом правителе, гуманной личности.

Краткий обзор истории государства Великих Булгар и Булгарского ханства. Культура Булгар.Русские путешественики о Болгарах. Путешествие Ибн Фадлана. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе». Чтение отрывков, обсуждение, знакомство с научными трудами ученых (Н.Хисамов, Р.Ганиева и др.). Произведения современных авторов на данную тему. Композитор Р.Ахиярова. Балет «Сказание о Юсуфе».

2

Средневековая литература:

2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол.XV века).


Роль Золотой Орды в формировании татарского народа. История государства. Письменность. Сведения о поэтах Золотой Орды: Котб(1297) «ХөсрәүвәШирин» / «Хосрав и Ширин»(1342), Хорезми «Мәхәббәтнамә» / «Поэма о любви» (1353), М.Булгари(1297–1360) «Наһҗ әл-фәрадис» / «Дорога в рай» (1358), Х.Кятиб «Җөмҗөмә солтан» / «Жемжемэ султан» (1369). Чтение 1-2 отрывков из поэмы Сайфа Сараи «Гөлистан бит-төрки» / «Гулистан по-тюркски». Знакомство с научными трудами ученых.

Теория литературы: Газель - жанр или жанрово-тематическая форма любовной, преимущественно, лирики у народов мусульманского ареала.

2

Средневековая литература:

3. Литература Казанского ханства (первая половина XV - вторая половина XVI века)

Обзор истории Казанского ханства. Культура. Сведения о поэтах: Умми Камал, Мухаммат Амин, Шарифи, Колшариф, Мухаммадьяр. Стихи и поэмы Кул Шарифа и Мухаммедьяра («Төхфәи мәрдан» /«Дар мужей»(1540) и «Нуры содур» / «Свет сердец» (1542)). Чтение 1-2 отрывков. Напоминание о поэмах поэта А.Рашита «Сююмбике», «Колшариф», «Мухаммадьяр». Произведения о Сююмбике.

1

Средневековая литература:

4. Литература периода застоя (вторая половина XVI века – XVIII век).

Обзор литературы XVI – XVIII вв. Возрождение дастанов, баитов: «Сююмбика», «Казань». Биография и хикметы М.Кулыя, жизненный путь и творчество Г.Утыз Имяни.

Теория литературы: дастаны,баиты.

1

Литература периода просветительства (XIX век).

Историко-культурный обзор литературы XIX века: развитие поэзии, прозы, драматургии. Двухплановый реализм. Просветительский идеал: «Первое – ум, второе – нравственность и третье – внешнее телесное достоинство». Два периода литературы XIX века. Появление новых жанров (реалистические поэмы, рассказы, повести, романы).

Исторические события в XIX веке и их влияние на культурутатарского народа. Сведения о просветителях. Составление хрестоматий. Выпуск первой газеты на татарском языке «Нур»/«Свет». Деятельность братьев Хальфиных, Фаезхановых,Ш.Марджани. Творчество суфийских поэтов: А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки,Г.Чокрый. Качественные изменения в поэзии: Г.Кандалый, Акмулла. Творчество К.Насыри, Ф.Карими. И.Гаспринского. Просветительский реализм в литературе.М.Акъегетзадэ,З.Бигиев, Ф.Карими, Ф.Халиди.

Теория литературы: метод просветительского реализма, жанр саяхатнаме (путевые заметки), хикаят, марсия, мадхия, басня, рубаи, эпистолярный жанр, назира, кисса, сюжетное обрамление, повесть, роман, детективный роман.

7

Литература начала XX века.

Изменения в социально-политической жизни, их влияние на общественно-политическую и творческую мысль, синтез Востока и Запада в культуре. Особенности реалистического и романтического изображения действительности в литературе. Характерные особенности героев-современников в литературе этого периода. Нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов.

Переход от просветительского к критическому реализму. Обогащение литературы с точки зрения литературных направлений и течений. Модернистские течения: импрессионизм, символизм. Активизация национальных проблем. Появление новых типов героев. Попытки по-новому ответить на вопросы о духовной свободе, вере, ограниченности жизни, жизни и смерти, красоте.

Творчество Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Г.Тукая, С.Рамиева, Дэрдменда, Г.Камала, Ф.Амирхана,М.Файзи.

Обзор литературы. Творчество Г.Тукая «Шагыйрь»/«Поэт»,

«Туган җиремә»/ «Родной земле». Публицистика Тукая. Образ поэта в литературе и живописи.

Стихи Дардеменда «Видагъ»/ «Разлука», «Нәсыйхәт» / «Нравоучение».Стихи С.Рамиева «Авыл»/ «Деревня», «Пәйгамбәр»/ «Пророк», «Уку» / «Учение».

Г.Ибрагимов. Рассказ «Табигать балалары»/ «Дети природы». Чтение, анализ.

Г.Исхаки. Повесть «Көз» / «Осень». Чтение, обсуждение проблем любви, создании семьи, национальные традиции. Проект.

Ф.Амирхан. «Кадерле минутлар» / «Счастливые минуты». Чтение, обсуждение.

М.Файзи. «Галиябану». Чтение, анализ.

13

Литература 1920-1930-х годов.

Социально-политические события 1920-30-х гг. Метод социалистического реализма в литературе. Произведения, продолжающие традиции предыдущих эпох. Произведения, посвященные строительству новой жизни.

Творчество К.Тинчурина, Х.Такташа,Г.Кутуя.

К.Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» / Угасшие звезды. Чтение, анализ.

Х.Такташ.«Ак чәчәкләр»/ «Белые цветы». Чтение, обсуждение. Сочинение.

Г.Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма». Чтение, обсуждение.

5

Повторение и обобщение изученного в 10 классе.

Проведение контрольных срезов и тестов.

1


ИТОГО:

34

11 класс

Название раздела

Краткое содержание

Всего часов

Введение.

Введение. Особенности истории татарской литературы.

2

Литература военного времени.


Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, А.Еники.

М.Джалиль. «Хуш, акыллым»/ «Прощай, умница». Чтение, анализ. «Кошчык» / «Птенчик». Чтение,анализ.

Ф.Хусни «Йөзек кашы» / «Перстень». Чтение обсуждение.

4

Литература послевоенного периода (до 1960-х годов).

Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләрбар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а».

3

Литература 1960–1980-х годов.


Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, теми мотивов, литературных форм. Поиски в области литературного героя.

Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте.

Творчество А.Гилязова, Р.Файзуллина, Р.Хариса.

Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край». Чтение, анализ.

7

Литература 1980–2000-ых годов.


Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма, появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества.

Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т. Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина.

М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов,обсуждение.

М.Хасанов. «Язгыаҗаган» / «Весенняя зарница». / Весення зарница. Чтение, составление тезисов, обсуждение, анализ.

Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар изАльдермеша».

8

Литература 2000–2010-х годов.

Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение национальной самобытности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии.

Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана.

З.Хаким. «Телсез күке» / «Немая кукушка». Чтение, обсуждение, анализ.

Н.Гыйматдинова. «Сихерче» / «Колдунья» (отрывок). Чтение, обсуждение.

Р.Зайдулла «Битлек»/ «Маска».

8

Повторение и обобщение изученного в 11 классе.

Проведение контрольных работ и тестов.

2


ИТОГО:

34


Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся

Х класс

1. Г.Ибраһимов. «Табигать балалары» / «Дети природы».

2. Г.Исхакый. «Көз» / «Осень» (отрывок).

3. Г.Тукай. «Шагыйрь» / «Поэт». «Туган җиремә» / «Родной земле».

4. С.Рамиев. «Авыл»/ «Деревня».

5. Дардманд. «Видагъ» / «Разлука». «Нәсыйхәт»/ «Нравоучение».

6. Х.Такташ. «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы».

7. К.Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» / «Угасшие звезды».

8. Г.Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма».

9. Ф.Амирхан. «Кадерле минутлар» / «Дорогие минуты».

10. М.Файзи. «Галиябану» (отрывок).

ХI класс

1.Цикл стихотворений М.Джалиля «Моабит дәфтәрләре» /«Моабитские тетради».

2.А.Еники. «Бер генә сәгатькә» / «На час».

3. Х.Туфан. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләрбар икән? »/ «Что происходит в моей стране?».

4. Ф.Хусни. «Йөзек кашы» / «Перстень».

5. М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается» (отрывок).

6. М.Хасанов. «Язгыаҗаган»/ «Весенняя зарница». (Отрывок).

7. Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из деревни Альдермеш».

8. Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край».

9. Р.Миннуллин. «Әнкәмнең догалары» / «Молитвы матери».

10. Р.Зайдулла. «Битлек» / «Маска».







7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по родной (татарской) литературе 10 -11 класс на 2023 -2024 учебный год

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 10.12.2023

Номер свидетельства: 641792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "рабочая программа по татарской литературе для 3 класса по учебнику Р. Х Ягьфаровой "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-tatarskoi-litieraturie-dlia-3-klassa-po-uchiebniku-r-kh-iagh-farovoi"
    ["file_id"] => string(6) "238933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444670934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства