Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (татарской) литературе 10 -11 класс на 2023 -2024 учебный год»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Татарская литература», 10 – 11 классы.
Личностные результаты.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов.
В старших классах у учащихся начинается подготовка к взрослой жизни, они
формируются как личность. Поэтому в
качестве личностных результатов особую значимость приобретает следующее:
активизация у учащихся гражданской позиции, чувства гражданского долга;
умение использовать приобретенные знания и навыки в повседневной жизни, принимать самостоятельные решения, подготовка к выбору профессии;
умение уважать мнение других людей, культуру и традиции;
развитие самосознания старшеклассника, воспитание любви к Родине, воспитание чувств гордости и гражданского сознания;
объяснение нравственных норм и правил общественной жизни;
формирование у учащихся эстетического вкуса, понимания эстетической ценности и поэтики литературного
произведения, потребности в чтении художественной литературы и после
окончания школы.
Метапредметными результатамиобучения родной литературе в старших
классах являются следующие:
формирование у учащихся навыков понимания литературного
произведения в контексте той эпохи, когда оно
было создано, и навыка самостоятельного усвоения; воспитание потребности постоянного интереса к литературе и искусству;
формирование представления о литературе как культурного развития татарского народа и понимания литературы как
средства духовного обогащения личности;
развитие письменной и устной речи, самостоятельного творческого мышления и оценивания;
развитие у учащихся способности к самоконтролю, контролю своих поступков и свойств характера, способности работы над собой;
формирование умения работать с разными источниками информации для
получения сведений о литературе и культуре.
Предметные результатыобучения татарской литературе в старших классах заключаются в следующем:
В познавательной сфере
умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе;
формирование навыков в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;
понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;
знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;
умение готовить рефераты, доклады, проекты, умение выполнять творческие работы;
умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям родной литературы;
формирование собственного отношения и оценки к произведениям татарской литературы, их содержанию, умения
устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;
умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом исторического периода;
умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.
В эстетической сфере:
формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;
воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.
3. Тематическое планирование.
Название раздела
Содержание
Всего часов
10 класс
Введение.
Введение. Особенности истории татарской литературы. О разных периодах развития татарской литературы.
1
Древнетюркская литература (VI–XII века).
Введение в историю татарской литературы. Деление литературы на периоды. Обзор древней и средневековой литературы, литературы.
Понятие «тюркский народ». Общетюркская литература. Орхоно-Енисейские источники. Возникновение письменности. Руническая письменность, согдийская, манихейская и уйгурская, графика. Эпитафия. Орхоно-Енисейские памятники.которые были воздвигнуты в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина (732-735), советника первых каганов Второго Тюркского каганата Тоньюкуку (создан после 716 г., еще при жизни героя). Первый тюркский автор Йоллыг-Тегин, подписавший под текстами резвернутых эпитафий в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.
Язык памятников рунической и древнеуйгурской письменности. Словарь М.Кашгари (1072-1047) «Диванелөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий». Характер пословиц и поговорок, отрывки из литературных произведений в сборнике. Чтение и обсуждение пословиц. Сведения о произведении Ю.Баласагуни «Кутадгу белек» (1069) / «Благодатное знание». Значение её в мировой литературе. Ознакомление с отрывками. Суфийская философия илитература. Сведения о поэтах А.Йугнаки, А.Ясави, С.Бакыргани.
1
Средневековая литература:
1.Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века).
Развитие национальной литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Взаимопроникновение религиозных мотивов, утверждающих единобожие, и светских мотивов о справедливом правителе, гуманной личности.
Краткий обзор истории государства Великих Булгар и Булгарского ханства. Культура Булгар.Русские путешественики о Болгарах. Путешествие Ибн Фадлана. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе». Чтение отрывков, обсуждение, знакомство с научными трудами ученых (Н.Хисамов, Р.Ганиева и др.). Произведения современных авторов на данную тему. Композитор Р.Ахиярова. Балет «Сказание о Юсуфе».
2
Средневековая литература:
2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол.XV века).
Роль Золотой Орды в формировании татарского народа. История государства. Письменность. Сведения о поэтах Золотой Орды: Котб(1297) «ХөсрәүвәШирин» / «Хосрав и Ширин»(1342), Хорезми «Мәхәббәтнамә» / «Поэма о любви» (1353), М.Булгари(1297–1360) «Наһҗ әл-фәрадис» / «Дорога в рай» (1358), Х.Кятиб «Җөмҗөмә солтан» / «Жемжемэ султан» (1369). Чтение 1-2 отрывков из поэмы Сайфа Сараи «Гөлистан бит-төрки» / «Гулистан по-тюркски». Знакомство с научными трудами ученых.
Теория литературы: Газель - жанр или жанрово-тематическая форма любовной, преимущественно, лирики у народов мусульманского ареала.
2
Средневековая литература:
3. Литература Казанского ханства (первая половина XV - вторая половина XVI века)
Обзор истории Казанского ханства. Культура. Сведения о поэтах: Умми Камал, Мухаммат Амин, Шарифи, Колшариф, Мухаммадьяр. Стихи и поэмы Кул Шарифа и Мухаммедьяра («Төхфәи мәрдан» /«Дар мужей»(1540) и «Нуры содур» / «Свет сердец» (1542)). Чтение 1-2 отрывков. Напоминание о поэмах поэта А.Рашита «Сююмбике», «Колшариф», «Мухаммадьяр». Произведения о Сююмбике.
1
Средневековая литература:
4. Литература периода застоя (вторая половина XVI века – XVIII век).
Обзор литературы XVI – XVIII вв. Возрождение дастанов, баитов: «Сююмбика», «Казань». Биография и хикметы М.Кулыя, жизненный путь и творчество Г.Утыз Имяни.
Теория литературы: дастаны,баиты.
1
Литература периода просветительства (XIX век).
Историко-культурный обзор литературы XIX века: развитие поэзии, прозы, драматургии. Двухплановый реализм. Просветительский идеал: «Первое – ум, второе – нравственность и третье – внешнее телесное достоинство». Два периода литературы XIX века. Появление новых жанров (реалистические поэмы, рассказы, повести, романы).
Исторические события в XIX веке и их влияние на культурутатарского народа. Сведения о просветителях. Составление хрестоматий. Выпуск первой газеты на татарском языке «Нур»/«Свет». Деятельность братьев Хальфиных, Фаезхановых,Ш.Марджани. Творчество суфийских поэтов: А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки,Г.Чокрый. Качественные изменения в поэзии: Г.Кандалый, Акмулла. Творчество К.Насыри, Ф.Карими. И.Гаспринского. Просветительский реализм в литературе.М.Акъегетзадэ,З.Бигиев, Ф.Карими, Ф.Халиди.
Теория литературы: метод просветительского реализма, жанр саяхатнаме (путевые заметки), хикаят, марсия, мадхия, басня, рубаи, эпистолярный жанр, назира, кисса, сюжетное обрамление, повесть, роман, детективный роман.
7
Литература начала XX века.
Изменения в социально-политической жизни, их влияние на общественно-политическую и творческую мысль, синтез Востока и Запада в культуре. Особенности реалистического и романтического изображения действительности в литературе. Характерные особенности героев-современников в литературе этого периода. Нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов.
Переход от просветительского к критическому реализму. Обогащение литературы с точки зрения литературных направлений и течений. Модернистские течения: импрессионизм, символизм. Активизация национальных проблем. Появление новых типов героев. Попытки по-новому ответить на вопросы о духовной свободе, вере, ограниченности жизни, жизни и смерти, красоте.
Творчество Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Г.Тукая, С.Рамиева, Дэрдменда, Г.Камала, Ф.Амирхана,М.Файзи.
Обзор литературы. Творчество Г.Тукая «Шагыйрь»/«Поэт»,
«Туган җиремә»/ «Родной земле». Публицистика Тукая. Образ поэта в литературе и живописи.
Социально-политические события 1920-30-х гг. Метод социалистического реализма в литературе. Произведения, продолжающие традиции предыдущих эпох. Произведения, посвященные строительству новой жизни.
Введение. Особенности истории татарской литературы.
2
Литература военного времени.
Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, А.Еники.
Литература послевоенного периода (до 1960-х годов).
Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләрбар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а».
3
Литература 1960–1980-х годов.
Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, теми мотивов, литературных форм. Поиски в области литературного героя.
Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте.
Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма, появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества.
Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т. Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина.
М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов,обсуждение.
Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение национальной самобытности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии.
Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана.