kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе требованийк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Рязанской области







УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Приказ №

от «01» сентября 2024 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID )


учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для обучающихся 5- 6 классов
















Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе

-Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvww.consultant.ru/http://www.garant.ru/. -Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761); -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38) //http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/. -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом ФГОС ООО; -Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/. - Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов авторы Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

    1. Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания.

    2. В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

    3. В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно- научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России.

    4. Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

    5. В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно- нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

    6. Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

    7. Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

    8. Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

    9. Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

    10. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

    11. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

    12. Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,

взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.

    1. Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:

овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;

содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.

    1. Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего образования;

углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;

формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Содержание обучения (5 класс)

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О

любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Содержание обучения (6 класс)


Введение. Что такое нравственность .

Раздел 1. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.

Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Раздел 2. Традиционные религии России. Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи малых народов.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.


Раздел 3. Духовно-нравственная культура народов России. Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.


Раздел 4. Традиции и менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета малых народов России.


Контрольные работы. Итоговый урок. 


Планируемые результаты освоения курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 

Личностные результаты 

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  сформированность  представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность  ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Метапредметные результаты включают, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия  (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД 

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

      ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

      определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

      определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

      определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

      описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

      планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

      систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

      находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

      работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

      устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

      анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

      свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

      обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

      фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:

      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

      соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

      ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

      демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Познавательные УУД 

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

      подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

      выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

      выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

      объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

      выделять явление из общего ряда других явлений;

      определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

      строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

      строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

      излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

      самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

      вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

      объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

      выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

      делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

      обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

      определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

      создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

      строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

      создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

      преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

      переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

      строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

      строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

      анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение:

      находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

      ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

      устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

      резюмировать главную идею текста;

      преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

      критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

      определять свое отношение к природной среде;

      анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

      проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

      прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

      распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

      выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

    определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

    осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

    формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

      соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

    определять возможные роли в совместной деятельности;

    играть определенную роль в совместной деятельности;

    принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

   определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

    корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

    критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

    предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

    выделять общую точку зрения в дискуссии;

    договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

    организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

    устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

      определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

      отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

      представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

      соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

      высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

      принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

      создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

      использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

      использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

      делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ:

      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

      выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

      использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

      использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

      создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предметные результаты освоения образовательной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны отражать сформированность умений и обеспечивать следующие достижения обучающегося:

5 класс

- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;  

- использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;

- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;

 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;

- выявлять характерные черты национальных характеров народов России; 

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры.

- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;

- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;

- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.

6 класс

- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;

- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как источники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;

- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);

- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;

- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;

- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;

- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов России;

- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.

- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;

- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;

- составлять на основе  полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

"Основы духовно-нравственной культуры народов России"

5 класс

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы




Всего

Контрольные работы

Практические работы



 1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


В мире культуры

4





2.

Величие многонациональной российской культуры. Основные понятия.

2



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


3.

Человек – творец и носитель культуры

2



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


Нравственные ценности российского народа

14




1 ч




4.

«Береги землю родимую, как мать любимую».



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


5.

Жизнь ратными подвигами полна

2 ч


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


6.

В труде – красота человека.

2 ч



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


7.

«Плод добрых трудов славен».

2 ч



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


8.

Люди труда.

2 ч



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


9.

Бережное отношение к природе.

2 ч


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


10.

Семья – хранитель духовных ценностей.

2 ч

1


Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


Религия и культура

9





11.

Роль религии в развитии культуры.

1 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


12.

Культурное наследие христианской Руси.

2 ч



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


13.

Культура ислама.

2 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


14.

Иудаизм и культура.

2 ч



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


15.

Культурные традиции буддизма.

2 ч



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


Как сохранить духовные ценности

4





16.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


17.

Хранить память предков.

2 ч


1

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


Твой духовный мир

1





18.

Что составляет твой духовный мир.

1 ч



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


19.

Заключительный урок. Подведение итогов.

1 ч

1


Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


Всего

34 ч.

2

3





6 класс

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы




Всего

Контрольные работы

Практические работы



 1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


Нравственность и культура

7





2.

Нравственность и культура. Истоки. понятий. Священные писания.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


3.

Законы нравственности – часть культуры общества

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


4.


Культура поведения человека в мультикультурном обществе

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


5.

Культура поведения. Верность, героизм, патриотизм.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


6.

Этикет в разных жизненных ситуациях.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


7.

Культура поведения человека. Совесть, честь.

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


8.

Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


Традиционные религии России.

17






9.

Традиционные религии в России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм. Верования малых народов России.



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


10.

Православие. Библия. Евангелие.

1 ч



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


11.

Православие. Истоки.

1 ч



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


12.

Священные писания в православии. Истории ветхозаветных героев. Нравственные основы жизни православного человека.

2 ч



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


13.

Притчи. Заповеди блаженства. О силе молитвы.

1 ч



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


14

Виртуальное посещение православного храма. Изображения Евангельских событий в росписях храмов. Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры.

2 ч


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры


15.

Христианские конфессии. Тест по теме «Православие»

1 ч

1


Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


16.

Основы религии ислам. Первые мусульманские государства на территории России. Народы России, исповедующие ислам.

2 ч



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


17.

Основы буддизма. Направления в буддизме. Народы России, исповедующие буддизм.

2 ч.



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);


18.

Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России.

1 ч.



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


19.

Основы религии иудаизм. Жители России, исповедующие иудаизм. Нравственные основы иудаизма.

2 ч.



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


20.

Культурные особенности последователей иудаизма. Тест по теме «Традиционные религии в России.»

1 ч.


1

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


Духовно-нравственная культура народов России

3





21.

Особенности культуры русского народа.

1 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


22.

Особенности культуры многочисленных народов России.

1 ч



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


23.

Особенности культуры малых народов России.

1 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


Традиции и менталитет народов России

6





24.

Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.

2 ч



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков


25.

Традиции и обычаи народов Кавказа. Традиции и обычаи народов Закавказья.

2 ч



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;


26.

Интеллектуальная игра «Народы России»

1 ч.


1

Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


27

Заключительный урок по курсу . Защита проектов.

1 ч.

1


Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе


Всего

34 ч.

2

3





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Наименование

темы урока

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы


 1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

2.

Величие многонациональной российской культуры. Основные понятия.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

3.

Величие многонациональной российской культуры.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

4.

Человек – творец и носитель культуры

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

5.

Деятели культуры разных народов

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

6.

«Береги землю родимую, как мать любимую».

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

7.

Герои фольклора разных народов – защитники своей страны.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

8.

Жизнь ратными подвигами полна

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

9.

Герои Советского Союза – представители разных народов. Проект.

1


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

10.

В труде – красота человека.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

11.

Произведения писателей разных народов о людях труда.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

12.

«Плод добрых трудов славен».

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

13.

Люди труда.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

14

Бережное отношение к природе.

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

15.

Зачем нужны заповедники

1


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

16.

Семья – хранитель духовных ценностей.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

17.

Семья – первый трудовой коллектив

1

1


Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

18

Любовь – главная семейная ценность

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

19

Слава детей – родители их

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

20.

Роль религии в развитии культуры.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

21.

Культурное наследие христианской Руси.

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

22

Христианская вера и образование

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

23.

Культура ислама.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

24

Образование и наука. Литература и искусство

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

25.

Иудаизм и культура.

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

26.

Иудейская история в произведениях живописи.

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

27.

Культурные традиции буддизма.

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

28.

Буддийские священные сооружения

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

29.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

30.

Хранить память предков.

1


1

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

31.

Что составляет твой духовный мир. Твои интересы.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

32.

Книга и чтение – важная часть культуры человека.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

33.

Твоя культура поведения и нравственные качества.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

34.

Заключительный урок. Подведение итогов.

1 ч

1


Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

Всего

34 ч.

2

3




6 класс

п/п

Наименование

темы урока

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы


 1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

2.

Нравственность и культура. Истоки. понятий. Священные писания.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

3.

Законы нравственности – часть культуры общества

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

4.


Культура поведения человека в мультикультурном обществе

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

5.

Культура поведения. Верность, героизм, патриотизм.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

6.

Этикет в разных жизненных ситуациях.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

7.

Культура поведения человека. Совесть, честь.

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

8.

Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

9.

Традиционные религии в России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм..

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

10

Верования малых народов России

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

11.

Православие. Библия. Евангелие.

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

12.

Православие. Истоки.

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

13.

Священные писания в православии. Истории ветхозаветных героев. Нравственные основы жизни православного человека.

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

14

Нравственные основы жизни православного человека

1



Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

15.

Притчи. Заповеди блаженства. О силе молитвы.

1



Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

16

Виртуальное посещение православного храма. Изображения Евангельских событий в росписях храмов. Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры.

1


1

Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры

17.

Христианские конфессии. Тест по теме «Православие»

1

1


Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

18.

Основы религии ислам. Первые мусульманские государства на территории России..

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

19

Народы России, исповедующие ислам

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

20.

Основы буддизма. Направления в буддизме..

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

21

Народы России, исповедующие буддизм

1



Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);

22.

Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

23.

Основы религии иудаизм. Жители России, исповедующие иудаизм..

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

24

Нравственные основы иудаизма

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

25.

Культурные особенности последователей иудаизма. Тест по теме «Традиционные религии в России.»

1 .


1

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

26.

Особенности культуры русского народа.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

27.

Особенности культуры многочисленных народов России.

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

28.

Особенности культуры малых народов России.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

29.

Традиции и обычаи русского народа.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

30

Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.

1



Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Видеоуроки и сценарии уроков

31.

Традиции и обычаи народов Кавказа..

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

32

Традиции и обычаи народов Закавказья

1



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;

33.

Интеллектуальная игра «Народы России»

1


1

Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

34

Заключительный урок по курсу . Защита проектов.

1

1


Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе

Всего

34 ч.

2

3



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. -4 е издание, стереотип. - М: Вентана – Граф.

Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс 2-е издание, стереотипное  Просвещение, 2022 г



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.


2. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение,

3. А.В.Бородина История религиозной культуры. Основы православной культуры. 6 раздел Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. –М.: изд. Основы православной культуры,

4. Учебное пособие: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 6 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник»


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru

Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic


Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видео уроков по школьной программе



Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс

Автор: Сусленко Любовь Сергеевна

Дата: 01.02.2025

Номер свидетельства: 664553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа ОДНКНР 5класс "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia-proghramma-odnknr-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "234389"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443439577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia_programma_po_odnknr_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "479108"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1538119099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_po_odnknr_5_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "518694"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1567084448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia_proghramma_po_odnknr_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354373"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478029078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства