kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. М.:- Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс»

Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


Л.В. Грачева___________

______________________

Протокол № _____

от «____»_________2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «СОШ №54»

К.В. Неупокоев ____________


_____________________________

от «____»_________2018г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №54»

_______________________

Л.В. Соколова

Приказ №____

от «____»_________2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ


(5 класс)


Уровень обучения: основное общее образование







Принято на заседании Составитель:

педагогического совета Цах Ирина Вячеславовна,

Протокол № ___от _______г. учитель музыки








2018-2019 гг.


Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. М.:- Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе в объеме 34 часа.

Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью в определенному этносу и конфессии, а пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.


В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, в результате освоения предмета учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  • Работать с историческими источниками и документами.












































Раздел 2. Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,

с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности


УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков


5 класс (34 часа)

п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

1.

Раздел 1. В мире культуры (4 ч)


Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.

Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?»

Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?».

Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике.

Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов.

Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»

Коллективная, групповая работа, работа в парах.

2.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч)


«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).

Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.

Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.

О любви и милосердии в разных религиях.

Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.

Семья – первый трудовой коллектив.


Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра».

Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?».

Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли».

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?».

Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».

Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.

Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных  средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

Коллективная, групповая работа, работа в парах.

3

Раздел 3. Религия и культура (7 ч)


Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии.

Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).

Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.

Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.

Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.


Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама».

Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось».

Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма.

Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседы по текстам.

Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой.

Составление плана пересказа  текстов. Просмотр и обсуждение видеофильмов.


Коллективная, групповая работа, работа в парах.

4.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)


Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.


Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.

Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память».

Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа.

Чтение и анализ текстов.

Коллективная, групповая работа, работа в парах.

5.

Раздел 5. Твой духовный мир. (4 ч)


Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.


Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?»

Практическая работа «Учимся быть образованными».

Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее.

Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского.

Коллективная, групповая работа, работа в парах.

6.

Обобщение по курсу ОДНКНР (3 ч)


Защита творческих проектов

Анализ информации, представленной в дополнительных материалах

Индивидуальная или парная работа над проектом


Практическая часть ООП

Творческие работы

2 ч.





































Раздел 3. Тематическое планирование по ОДНКНР


УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков


5 класс (34 часа)


п/п

Тема урока


Количество часов


Раздел 1. В мире культуры (4 ч)

1

Величие многонациональной российской культуры

1

2

Деятели науки и культуры – представители разных национальностей

1

3

Человек – творец и носитель культуры

1

4

Живительные воды нравственности

1


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч)

5

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

6

Герои национального эпоса разных народов России

1

7

Жизнь ратными подвигами полна

1

8

Деятели разных конфессий – патриоты России

1

9

В труде – красота человека

1

10

«Плод добрых трудов славен»

1

11

Буддизм и ислам о труде и трудолюбии

1

12

Люди труда

1

13

Примеры самоотверженного труда людей на благо Родины

1

14

Бережное отношение к природе

1

15-

Роль заповедников в сохранении природных объектов

1

16

Семья – хранитель духовных ценностей

1

17

Любовь – главная семейная ценность

1


Раздел 3. Религия и культура (7 ч)

18

Роль религии в развитии культуры

1

19

Культурное наследие христианской Руси.

1

20

Христианская вера и образование в Древней Руси

1

21

Народные и религиозные праздники

1

22

Культура ислама. Мечеть – часть исламской культуры

1

23

Иудаизм и культура. Иудейская история в произведениях живописи

1

24

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России

1


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)

25

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

26

Хранить память предков

1

27

Известные меценаты России

1


Раздел 5. Твой духовный мир. (4 ч)

28

Твой духовный мир

1

29

Образованность и духовный мир

1

30

Культура поведения человека

1

31

Нравственные качества человека

1


Раздел 6. Обобщение по курсу ОДНКНР (3 ч)

32

Защита творческих работ

1

33

Защита творческих работ

1

34

Обобщение по курсу ОДНКНР

1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Автор: Цах Ирина Вячеславовна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа ОДНКНР 5класс "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia-proghramma-odnknr-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "234389"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443439577"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia_programma_po_odnknr_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "479108"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1538119099"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia_proghramma_po_odnknr_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354373"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478029078"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства