Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по аккордеону»
Пояснительная записка
Обучение в детской школе искусств преследует цель не только дачи музыкальных знаний, но и подготовки более способных учеников к поступлению в средние специальные учебные заведения, но и по другим направлениям, имеющихся в ССУЗах. Поэтому очень важно привить ученику хороший музыкальный вкус, воспитать ценителя музыки, который станет пропагандистом музыкального искусства. Этой важной задаче препятствует мнение родителей о том, что музыкальная школа является обычным кружком, в связи с этой проблемой ведется активная концертная и агитационная работа учителей с целью привития понимания, что музыкальное образование – это неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка.
Задачи педагога
Педагог инструментального класса призван быть главным наставником ребенка в обучении исполнению на инструменте, привитии вкуса и любви к музыке. Огромное внимание в воспитании ученика уделяется репертуару, как формирующей составной эстетического воззрения. Очень важна совместная деятельность ученика и преподавателя, это должны быть не только соответствующие беседы на уроке, но и совместное посещение концертов и различных мероприятий и выступление на них.
Обучение разу в двух школах – общеобразовательной и музыкальной – могут выдержать не все ученики. Большое количество информации и заданий, понимание того, что учеба – это тяжелый труд, заставляет многих детей покидать музыкальную школу, задача педагога – предотвратить это, сделать так, чтобы ребенок навсегда остался в мире музыки.
Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его интересы в данном возрасте и, опираясь на это, подбирать материал и форму работы с каждым ребенком. Также следует придерживаться принципа «от простого к сложному».
В класс аккордеона, как и в класс баяна, детей принято брать не раньше третьего класса, когда ребенок достигнет определенного возраста, соответствующего размерам инструмента, и будет готов к восприятию непростого материала по освоению игры на аккордеоне.
Идеальным является вариант, когда ребенок сам просит родителей о записи в музыкальную школу и выбирает инструмент, на котором ему хотелось бы научиться играть.
Неустанным педагогическим вниманием и заботой должны быть окружены все ученики, и те, кто профессионально ориентируется, и те, кто станет любителем и почитателем музыкального искусства. По мере продвижения процесса обучения важно, чтобы интерес к музыке рос. Урок должен включать чтение с листа, аккомпанемент, игру в ансамбле, слушание музыки и т.д. Важно, чтобы у менее способного ребенка не возникло чувство неполноценности.
На первом же уроке детей знакомят со строением инструмента, его историей.
Методы работы с учеником
В современном мире очень важно рационально использовать имеющееся время. Задачи ученику необходимо объяснять в доступной словесной форме. Очень важно обучать ученика максимальной самостоятельности в решении технических и художественных задач и сложностей. Необходимо поощрять все попытки ученика задавать вопросы, касающиеся занятий, и стимулировать его самостоятельно находить ответы на них. Также необходимо создание проблемных ситуаций, так как это активирует не только мыслительные процессы ученика, но и эмоциональную сферу и слух.
Со временем преподаватель должен начать систематизировать накопленный опыт для выработки принципов работы, но важно в них сохранять гибкий подход при работе с каждым учеником, учитывать индивидуальность каждого ребенка.
Планирование работы ученика. Составление индивидуального плана
Составление индивидуального репертуарного плана важно в обучении детей игре на инструменте, и при его составлении необходимо учитывать индивидуальную характеристику каждого ребенка и задачи комплексного воспитания. В течение года учащийся должен познакомиться с такими произведениями: полифонические, крупная форма, пьесы и этюды, ансамбль, гаммы, пьесы для чтения с листа.
Выбор произведений определяется по принципу «от простого к сложному». Произведения усложняются, подбираются так, чтобы ученик постепенно знакомился с разными видами полифонии, играл виртуозные произведения и кантиленного характера, разные виды крупной формы и т.д. Полезно включать в репертуар и обработки современных песен, таким образом, мы развиваем в ребенке агитатора музыкального искусства.
Проведение урока
Необходимо составление ряда задач на перспективу, чтобы обучение велось последовательно. Например, работу над техническими упражнениями нужно чести на каждом уроке, чтобы в срок подготовиться к техническому зачету. В то же время большую часть занятия нужно отводить на разучивание основного репертуара. Не нужно излишне опекать ребенка в работе над пьесами, лучше его правильно направлять, подготовить к самостоятельному решению задач. Очень важно проявлять любовь к ребенку и музыке, тогда и ребенок захочет учиться музыке.
Работа над музыкальным произведением
В процессе работы над музыкальным произведением необходимо научить ребенка проникать в замысел произведения и как можно точнее доносить его смысл до слушателя. Этому может способствовать исполнение данной пьесы учителем, рассказ истории ее возникновения, одним словом, нужно заинтересовать учащегося. Нужно с первых дней обучения учить ребенка правильно работать с пьесой, какая работа должна проходить в классе, постепенно подготавливая ребенка к самостоятельной работе. В старших классах ученики сами должны уметь охарактеризовать пьесу, ее форму. Для успешной работы с пьесой нужно вырабатывать алгоритм действий на уроке:
Ученик рассказывает о трудностях, с которыми он столкнулся дома во время самостоятельных занятий, о том, как он работал над произведением.
После исполнения пьесы на уроке он анализирует ошибки и отмечает положительные стороны.
Самостоятельно разбирает произведение устно и на инструменте в классе под контролем педагога.
Нужно стремиться с первого раза играть текст без ошибок, так как наш мозг запоминает именно первое и последнее исполнение. Также с самого начала изучения определенного произведения ставить удобную аппликатуру, чтобы в подсознании откладывалось «полезное» исполнение.
Очень важен этап концертного выступления: нужно готовить ученика к игре «с удовольствием, для зрителя». После выступления нужно вспомнить ошибки и в дальнейшей работе корректировать их.
Есть в репертуаре и пьесы «для ознакомления», их можно не учить наизусть и играть в более медленном темпе, чем указано автором.
Чтение нот с листа, игра в ансамбле
Чтение с листа развивает мышление, умение «видеть наперед». Данный вид работы начинается практически с первых дней обучения. Важно при этом выбрать оптимально удобный темп чтения, чтобы стремиться к игре без остановок.
Этой части урока необходимо уделять время на каждом занятии, так как только систематическая практика дает результаты. Важно не сразу играть предложенное произведение, а сначала его проанализировать визуально, пропеть мелодию, ознакомиться с особенностями аккомпанемента, движения всей музыкальной ткани. Очень полезно партию одной руки играть, а другую партию в это же время петь и наоборот.
Большое значение имеет и игра в ансамбле: развивается умение слышать и слушать партнера, чувство ритма и т.д. С первых занятий во время работы над произведениями часто используется прием «игры вдвоем»: учитель играет партию одной руки, ученик в это время – партию другой руки. Это активизирует внимание и заставляет ученика держать ритм и темп.
Подбор по слуху и транспонирование
Процесс обучения очень разнообразен, только нужно правильно распределить ресурс времени, отведенного на занятие. Подбор по слуху начинается с первых занятий, лучше, если ребенок сам выберет, что он хочет подобрать по слуху. На аккордеоне подбор начинается с партии правой руки, так как она есть мелодия, которую и знает ребенок. Подбор аккомпанемента сложен для начинающих, но и к этому нужно стремиться. Во время подбора нужно пропевать мелодию, учитель позывает как происходить подбор по слуху, ученик постепенно учится делать это самостоятельно.
Транспонирование отрывков пьес тоже начинается на первом этапе обучения, только это должно быть хорошо знакомое произведение.
Гаммы, арпеджио. Этюды. Технические упражнения
Этот пункт обучения обычно вызывает у детей уныние, но если заниматься ими, проводя аналогию с жизнью, как советовал Д. Кабалевский, музыка будет ребенку в радость. Также нужно заниматься этим регулярно, чтобы ребенок привыкал к тому, что это необходимо. Например, штрих стаккато можно сравнить с прыжками зайчика или капельками дождя, а движение по гамме – с подъемом по лестнице или на лифте и т.д.
Работа над этюдами тоже должна быть творческой, ведь это тоже музыкальное произведение, а не набор нот.
Во время работы над технической стороной процесса обучения ребенок изучает тональности, что пригодиться ему и на уроках сольфеджио; учится быть хозяином своего игрового аппарата в технически сложных элементах музыкальной материи пьесы, учится ориентации на музыкальном инструменте.
Классные собрания
Очень полезно для развития уверенности на сцене проводить собрания-концерты, в которых играли бы сами ученики. Это могут быть и концерты, посвященные каким-либо датам. Так учащиеся не только показывают чего добились сами, но и могут послушать своих товарищей, начать стремиться играть еще лучше. Обычно такие концерты проводятся 2-3- раза в год, на них приглашаются родители и учителя.
Контроль и учет успеваемости
Каждую четверть, начиная со второй четверти первого класса, учащиеся показывают свои достижения на академических и технических зачетах. На академических концертах дети играют 2 разнохарактерных произведения, на техническом зачете - популярную пьесу или этюд.
Все выступления обсуждаются не только педагогами при выставлении оценок, но и педагогом с учеником для выявления ошибок.
При выставлении годовой оценки учитывается выступление на академическом концерте, работа в течение года, результативность этой работы.
Годовые требования. Срок обучения 4 года
Первый класс:
15 разнохарактерных произведений (детские песни, обработки песен и танцев разных народов, этюды, пьесы);
гаммы До, Соль мажор двумя руками в две октавы; гамма Ля минор правой рукой в одну октаву.
Второй класс:
10 произведений, из них 2 этюда; 1 произведение с элементами полифонии; обработки народных мелодий.
Гаммы До, Соль, Фа, Ре мажор двумя руками в две октавы;
гаммы Ля и Ми минор правой рукой в одну октаву; тоническое трезвучие с обращениями правой рукой в тех же тональностях в одну октаву, арпеджио, аккорды.
Третий класс:
8 произведений, из них 2 этюда; 1 полифонические произведение; 1 произведение крупной
формы, обработки народных мелодий.
Чтение с листа пьес из репертуара первого класса;
Гаммы мажорные до 2-х знаков двумя руками в две октавы; гаммы Ля, Ми минор двумя руками в две октавы;
тоническое трезвучие этих же гамм каждой рукой отдельно в две октавы, арпеджио.
Четвертый класс:
5 произведений, из них 1 этюд; 1 полифоническое произведение; 1 произведение крупной
формы.
чтение с листа произведений второго класса; Гаммы мажорные до 2-х знаков двумя руками в две октавы; гаммы Ля, Ми минор двумя руками в две октавы; арпеджио, тоническое трезвучие этих же гамм каждой рукой отдельно в две октавы.
Зачетные требования. Аккордеон
Класс
Сен
тяб
рь
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕ ЛЬ
МАЙ
1
2
разнохаракте
рных произведения
Этюд, пьеса
2
разнохаракте
рных произведения
2
До ма жор
Соль мажор, популярная пьеса или этюд
Соль мажор
2 разнохаракте
рных произведения,
ля минор
Ми минор
Фа мажор
Ля минор, популярная пьеса или этюд
Ми минор
2
разнохаракте
рных произведения
3
Соль
ма жор
Ми минор, популярная пьеса или этюд
Ре мажор
Полифония, пьеса, си минор
Фа мажор
Ре минор
Си бемоль мажор, популярная пьеса или этюд
Соль минор
2
разнохаракте
рных произведения
4
Прослуш ивание к ГЭ
Прослуш ивание к ГЭ
Государственный экзамен
Список рекомендуемых сборников
Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста» 3-5 класс ДМШ, выпуск 9. — Москва: «Музыка», 1980 г.
Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. — Москва: «Музыка», 1979 г.
Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. — Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». — Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
Бойцова Г. «Юный аккордеонист» 1, 2 часть - Москва: «Музыка», 1994г.
Власов В. «Альбом для детей и юношества» — Санкт-Петербург: «Композитор», 2000г.
Гаврилов JI.B. «Этюды для баяна». - Москва: «Советский композитор», 1985г.
Двилянский М. - составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. - Москва: «Музыка», 1983г.
Двилянский Е. - составитель сборника «Мой друг - баян», выпуск 19. — Москва: «Композитор», 1994.
Двилянский М. - составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 - Москва: «Музыка», 1991г. 27. Двилянский М. - составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. - Москва: «Советский композитор», 1989г.
Двилянский М. - составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 20. - Москва: «Советский композитор», 1987г.
Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. - Москва: «Советский композитор», 1989г.
Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. - Москва: «Советский композитор», 1990г.
Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона - Москва: «Музыка», 1985г.
Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. - Москва: «Советский композитор», 1981г.
Коробейников А. «Детский альбом» для баяна и аккордеона. - Москва: «Русское музыкальное товарищество», 2004г.
Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: «Музыка», 1990г.
Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». - Москва: «Музыка», 1989г.
Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: «Советский композитор», 1987г.
Талакин «Хрестоматия аккордеониста», этюды 4-5 класс - Москва: «Музыка», 1988 г.