kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету в.02. основы игры на музыкальном инструменте баян, аккордеон

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

В.02. ОСНОВЫ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

БАЯН, АККОРДЕОН

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету в.02. основы игры на музыкальном инструменте баян, аккордеон»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» АРДАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»,

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИСКУССТВО ТЕАТРА»





ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

В. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

В.02. ОСНОВЫ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

БАЯН, АККОРДЕОН






















Рассмотрено Утверждено

Педагогическим советом приказом по

МБУ ДО « Детская школа искусств» МБУ ДО « Детская школа искусств»

01 сентября 2016 г. Протокол №4 №19 от 02 сентября 2016 г.



Разработчик:

Ю. А. Шиманова - преподаватель по классу русских народных инструментов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской школы искусств» Ардатовского муниципального района Нижегородской области


Рецензент:

А.Е.Черников - преподаватель ГБПОУ « Арзамасский музыкальный колледж»

Лауреат международного конкурса





Структура программы по учебному предмету

Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)


  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;


  1. Содержание учебного предмета


- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;


  1. Методическое обеспечение учебного процесса


- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся;


  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


-Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.



  1. Пояснительная записка


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.


Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном ин­

струменте (баян, аккордеон) » разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на баяне,аккордеоне получение ими художественного образования, а также на

эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие обучающегося. Учебный предмет «Основы игры на музыкальном инструменте» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве,

формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на баяне, аккордеоне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Основы игры на музыкальном инструменте» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев хореографического воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся- хореографов. Программа имеет развивающую направленность, основываясь на принципе вариативности и, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

  1. Срок реализации учебного предмета

Предмет рассчитан на преподавание «Основ игры на музыкальном инструменте» в течение 7 лет, по 1 часа в неделю во 2-8 классах. Предмет «Основы игры на музыкальном инструменте» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся. На освоении предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю.

3. Программа предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома инструмента. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 1 часа в неделю в течение всех лет обучения.


Срок обучения

7 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

462

Количество

часов на аудиторные занятия

231

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

231



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им базовых знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • создание условий для художественного образования, потребности общения с художественными ценностями, произведениями искусства;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,

музыкальности, эмоциональности;

  • приобретение основ музыкальной грамоты,знакомство со средствами музыкальной выразительности, ознакомление с наиболее употребляемой музыкальной терминологией;

    • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на баяне, аккордеоне с учетом возможностей и способностей учащегося, овладение основными видами техники, позволяющими как можно более полно выразить художественный образ исполняемого произведения

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,

чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: динамикой, фразировкой, штрихами, различными видами фактурного изложения;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к

музицированию.


  1. Обоснование структуры учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с обучающимся.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте над освоением приемов игры, чтения с листа, исполнения музыкальных произведений).


  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента

«баяна, аккордеона», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.


II. Содержание учебного предмета


1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 7 лет


Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

-

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество

часов на аудиторные занятия

231

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

-

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

-

33

33

33

33

33

33

33

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

231

Максимальное количество часов занятия в неделю

-

2

2

2

2

2

2

2

Общее максимальное количество часов по годам

-

66

66

66

66

66

66

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

462

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

-выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (баян. аккордеон)»распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

1 год обучения

Значение «до нотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, кистями рук, лежащими на столе. Отработка собранности кисти и пальцевых замахов. Знакомство с инструментом. Следует обязательно познакомить учащихся с историей ин-струмента, его строением, правилами ухода за ним.

Изучение правой и левой клавиатур инструмента. Основы и особенности посадки и постановки игрового аппарата. Индивидуальный подбор инструмента (размер, подгонка наплечных ремней и ремня левого полу корпуса). Постановка инструмента на коленях учащегося. Принципы меховедения (разжим, сжим). Игра на воздушном клапане как основа правильного меховедения. Постановка правой руки. Принцип индивидуального подхода в освоении правой клавиатуры (при маленькой и слабой правой руке, чтобы избежать перенапряжения и удержать правильную постановку у ребенка, начинать следует с игры во II октаве).

Изучение динамики (звуковая шкала от pp до ff), cresc. и dim. Игра выдержанных нот правой рукой (левая ведет мех) в разной динамике. Изучение басо-аккордового комплекса левой клавиатуры. Игра отдельно левой рукой басов и аккордов при ровном меховедении. Изучение основных штрихов – legato, staccato, non legato. Упражнения на соединение нескольких звуков разными штрихами отдельно правой и левой рукой. Игра двумя руками.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на аккордеоне ритма слов. Игра ритмических рисунков на отдельно взятой ноте и с чередованием нескольких нот в правой и левой клавиатуре. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений. В течение года ученик должен выучить 5-8 различных по форме и характеру произведений. Гаммы До, Ре, Соль, Ля, двумя руками на 1октаву, аккорды.

Примерный репертуарный список:

1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

2. Русская народная песня «Не летай, соловей»

3. Иванов В. Полька

4. Р.н.п. «Василек»

5. Р.н.п «У кота»

6. Н.Лысенко «Лисичка»

7. Качурбина М. «Мишка с куклой»

8. Русская народная песня «В низенькой светелке»

9. Бер Ф. «В мае»

10. Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

11. Р.н.п. « Там за речкой»

12. У.н.п. « По дороге жук,жук»

2 год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на баяне, аккордеоне, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений.

В течение года ученик должен выучить 5-8 различных по форме и характеру произведений. Гаммы До, Ре, Соль, Ля, двумя руками на 2 октавы, аккорды.

Примерный репертуарный список:

1. Филиппенко А. «Цыплята»

2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

3. Кабалевский Д. Маленькая полька

4. Р.н.п. «По ягоды»

5. Л.Шитте Мяч

6.Книппер А. «Полюшко-поле»

7.Русская народная песня «Светит месяц»

8.Берлин Б. «Пони Звездочка»

9.Д.Кабалевский « Про Петю»

10.А.Филиппенко « На мосточке»


3 год обучения

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительских движений учащегося.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль за качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Включение в программу несложных пьес с элементами полифонии.

Игра упражнений на развитие мелкой техники различными штрихами и ритмами. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичныхвыступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений.

Примерный репертуарный список:

1. И.С.Бах Менуэт d-moll

2. Русская народная песня «Полосынька», обр. Корецкого Н.

3. Л.Шитте Этюд до мажор

4. Р.н.п. « Ах, утушка луговая»

5. К.Черни Этюд

6. Р.н.п. «Ты пойди, моя коровушка, домой»

7. Р.н.п. «Во саду ли в огороде»

8. М.Глинка Полька

9. Л.Книппер «Полюшко – поле»

10. Р.н.п. «Ленок»

4 год обучения

Вся работа педагога (объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой) приобретает качественно иной характер и должна быть направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

Закрепление освоенных музыкальных терминов и изучение новых. Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных

выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений.

В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и характеру произведений. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор.

Примерный репертуарный список:

1. Гедике А. Сарабанда e-moll

2. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. Лушникова В.

3. Л.Шитте Этюд соль мажор

4. Г.Тышкевич.Этюд

5. Г.Беренс Этюд

6. Р.н.п. «Ай, на горе дуб,дуб»

7. Чеш.н.п. «Аннушка»

8. И.Брамс «Колыбельная»

9. С.Майкапар Вальс

10. А.Жилинский «Латышская полька»

11. Т.Хренников «Речная песенка»

5 год обучения

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

Контроль над самостоятельной работой ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на различные виды техники.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений.

В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и жанрам произведений. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си бемоль мажор.

Примерный репертуарный список:

1. П.Лондонов Этюд

2. А.Лешгорн Этюд

3. А.Бертини Этюд

4. Р.н.п. «Как под яблонькой»

5. Р.н.п. «Вдоль по улице метелица метет»

6. Р.н.п. «Во поле береза стояла»

7. Д.Штейбельт Сонатина 1ч.

8. Ж.Рамо «Тамбурин»

9. Р.Глиэр «Монгольская песенка»

10.Г.Гендель Менуэт

11.И.С.Бах Менуэт

6 год обучения

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных выступлений.

В течение года ученик должен выучить 6-8 произведений, в числе которыхмогут быть и ансамбли. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор.

Примерный репертуарный список:

1. Е.Вагнер Этюд

2.К.Черни Этюд

3.С.Павин Этюд

4.Р.н.п. «Из-за острова на стрежень»

5.Р.н.п. «По Муромской дорожке»

6.Р.н.п. «Ой, мороз, мороз»

7.Л.Бетховен романс из сонатины соль мажор

8.И.С.Бах Прелюдия

9.С.Майкапар «Маленькое рондо»

10.М.Блантер «Грустные ивы»

7 год обучения

В течение года учащийся должен пройти 6-7 произведений, из них подготовить 2 произведения для исполнения на итоговом зачете.Требования по гаммам по программе VI класса.

Примерная программа:

1. С.Агабабов Этюд

2. Э.Нейперт Этюд

3. С.Геллер Этюд

4. Р.н.п. «Метелица»

5. «Елецкие страдания»

6. Р.н.пляска «Барыня»

7. К.Вебер Сонатина

8. И.Гайдн аллегро из сонатины ре мажор

9. И.С.Бах Прелюдия

10. Д.Скарлатти «Жига»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» и включает следующие знания, умения, навыки:

    • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей инструмента;

    • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений.

    • владение основными видами техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

    • знания музыкальной терминологии;

    • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени

трудности на инструменте;

  • умения самостоятельного разбора и разучивания несложного музыкального произведения;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах,

открытых уроках и т.п.;

  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

  • навыки (первоначальные) игры инструментальном ансамбле;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых

произведений.


IV. Формы и методы контроля, система оценок


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.


Оценка качества реализации программы «Основы игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию

самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.

Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия

также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок.

Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,

включая участие в концертах, конкурсах.


  1. Критерии оценок


Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица № 5

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы,соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение

необходимыми техническими приемами, штрихами;

хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения.

5 («отлично»)

использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,соответствующий авторскому замыслу.

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотноеисполнение с наличием мелких технических

недочетов, небольшое несоответствие темпа,неполное донесение образа исполняемого произведения.

3(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного

текста, технические ошибки, характер произведения

не выявлен.

2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее

плохую посещаемость занятий и слабую

самостоятельную работу.

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие

составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют

возможность выступать на классных и отчетных концертах (1 -2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и

воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,

  • наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов

педализации;

  • работа над приемами звукоизвлечения;

  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над

фразировкой, динамикой, нюансировкой;

  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией;

  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной

самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного

процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному

развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох,

форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать

возможности ученика.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в

многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна

проводиться педагогом регулярно.


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


Учебная литература


1. Акимов Ю., Талакин А. Педагогический репертуар аккордеониста 3-5 классы ДМШ. Вып. 9. – М., Музыка, 1980

2. Алёхин В. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 5. – М., Советский композитор, 1978

3. Алёхин Е., Павин С., Шашкин П. Хрестоматия баяниста 3-5 классы ДМШ. Вып.1. – М., Музыка, 1973

4. Бажилин Р. За праздничным столом – популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – М., Издательство Катанского В., 2000

5. Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

6. Бушуев Ф. Баян в музыкальной школе. 1-3 классы. Вып. 64. – М., Советский композитор, 1991

7. Бушуев Ф. Баян в музыкальной школе 1-2 классы. Вып. 7. – М., Советский композитор, 1971

8. Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна, выпуск 2. 1-2 классы ДМШ. – СПб, Композитор, 2004

9. Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна, выпуск 4. 3-4 классы ДМШ. – СПб, Композитор, 2007

10. Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна, выпуск 5. 4-5 классы ДМШ – СПб, Композитор, 2007

11. Говорушко П. Репертуарная тетрадь юного баяниста. – Л., Музыка, 1989

12. Голиков В. «Пьесы и ансамбли для русских народных инструментов». - М., Владос, 2004

13. Двилянский М. Хрестоматия аккордеониста, издание второе, 2 курс музыкальных училищ. – М., «Музыка, 1985

14. Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. – М., «Советский композитор», 1989

15. Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – М., «Советский композитор», 1990

16. Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – М., «Советский композитор», 1981

17. Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998

18. Крылусов А. «Ансамбли баянов», выпуск 13.- М., «Музыка», 1982

19. Крылусов А. С. «Хрестоматия баяниста», 1-2 класс, издание 6.- М., «Музыка», 1987

20. Кузнецов В. «Пьесы, обработки и этюды для баяна». – М., «Музыка», 1973

21. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. – М., Советский композитор, 1985

22. Мотов В.Н., Шахов Г.Н. Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ. – Москва, «Кифара», 2005

23. Мотов В.Н., Шахов Г.Н. Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ. – М., Кифара, 2005

24. «Музыка советской эстрады». Произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7. Сост. Двилянский М. – М., «Музыка», 1991

25. Паницкий И. Концертные пьесы для баяна. - М., Музыка, 1980

26. Произведения для ансамбля баянов. – Минск: Творческая лаборатория, 1995

27. «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна. Сост. Говорушко П. Вып. 4. – Л., Музыка, 1989

28. Розанов В. «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 3. – М.,«Советский композитор», 1985

29. Судариков А.Ф., Талакин А.Д. «Ансамбли для баяна, аккордеона». – СПб, «Композитор», 1999

30. Талакин А. Хрестоматия аккордеониста. Этюды 4-5 класс. – М., «Музыка», 1988


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шиманова Юлия Альбертовна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456854


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства