Рабочая программа разработана по учебной дисчиплине ОП 04. "Русский язык и култура профессиональной коммуникации педагога"ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 46.02.01 "Дошкольное обрвазование"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОП.04 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА»
для специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
г. Добрянка, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Ковина Елена Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
2. Структура и содержание учебной программы дисциплины
5
3. Условия реализации рабочей программы учебной программы дисциплины
11
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
1. Паспорт рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога» относится к дисциплинам Профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- применять нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
- находить и использовать различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
знать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. Структура и содержание учебного материалаучебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы
70
в том числе:
теоретическое обучение
28
практические занятия
42
Самостоятельная работа
-самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;
-подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;
-выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;
-самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата
0
Консультации
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
2.2. Тематический план и Содержание учебного материала учебной дисциплины
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1
2
3
4
Раздел 1. Профессиональная педагогическая коммуникация
10
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Содержание учебного материала
1
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Понятие «современный русский литературный язык». Основные функции языка. Различия между языком и речью. Понятие «культура речи». Роль культуры речи в профессиональной деятельности педагога. Аспекты (компоненты) культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.
1
Тема 1.2. Понятие о речевой коммуникации, виды речевой деятельности
Содержание учебного материала
3
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Общие сведения о речи. Признаки речи. Виды речи. Язык и мышление. Язык и сознание. Основные функции языка: общение, сообщение, воздействие (волюнтативная). Дополнительные функции языка: регулятивная, когнитивная (познавательная), аккумулятивная
Понятие речевой коммуникации. Типологии коммуникации на разных основаниях: по цели, по массовости, по содержанию.
1
Практическая работа
2
1
Язык и речь. Язык как система. Понятие о литературном языке и языковой норме.
Тема 1.3.Профессиональная коммуникация и ее функции
Содержание учебного материала
6
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Понятие профессиональной коммуникации.
Метаязыки профессиональных коммуникаций. Лексический уровень: терминология, профессионализмы. Синтаксический уровень: структура предложений.
Специфика профессиональных коммуникаций. Профессии "человек - человек" и их особенности. Актуальность проблемы дифференциации понятий коммуникации и общения.
Коммуникация как процесс передачи и получения информации.
Общение как процесс обмена информацией, организации совместной деятельности, коллектива, взаимного узнавания, взаимовлияния и воздействия. Общение как творчество.
Функции профессиональной коммуникации.
2
Практическая работа
4
3
Основные коммуникационные функции языка: общение, сообщение, воздействие (волюнтативная).
2
4
Морально-нравственные (этические) основы профессиональной коммуникации. Корпоративная этика.
2
Раздел 2. Культура речи
52
Тема 2.1. Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения, орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
5
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Особенности языковой нормы и её виды.
Понятие об орфоэпии как разделе языкознания. Орфоэпические нормы в области произношения отдельных звуков, грамматических форм, слов.
Орфоэпические нормы в области гласных звуков.
Орфоэпические нормы в области согласных звуков.
Произношение отдельных грамматических форм.
Особенности произношения заимствованных слов.
Акцентологические нормы. Особенности ударения в русском языке.
1
Практическая работа
4
5
Работа с правилами постановки ударения в современном русском языке. Орфоэпический словарь. Вариативность постановки ударения. Трудности и особенности русского ударения. Ударение в отдельных грамматических формах.
2
6
Основные правила русского литературного произношения. Некоторые трудные случаи произношения гласных и согласных звуков. Распространенные орфоэпические ошибки.
2
Тема 2.2.Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы
Содержание учебного материала
7
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Употребление однозначных и многозначных слов.
Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Использование стилистически окрашенной лексики.
Сферы и нормы использования стилистически окрашенной лексики.
Использование лексических средств в профессиональной речи педагога.
1
Практическая работа
6
7
Происхождение лексики русского языка. Слова исконно русские и заимствования. Причины заимствований (внутренние и внешние). Заимствования из славянских и неславянских языков в разные периоды истории. Калькирование как способ заимствования. Типы заимствованной лексики. Языковые признаки заимствованных слов. Заимствования конца XX – начала XXI века. Сфера употребления. Отношение к заимствованиям.
3
8
Работа над материалом: «Валентность» слова. Однозначные и многозначные слова. Различение многозначных слов и омонимов. Стилистические ошибки: неблагозвучие речи, речевая недостаточность, речевая избыточности (плеоназм, тавтология, многословие). Правила употребления паронимов. Ошибки, связанные с неправильным построением синонимической/ антонимической пары. Свободные и ограниченные словосочетания.
3
Тема 2.3.Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы
Содержание учебного материала
7
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Классификация речевых ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы и их исправление. Порядок слов и частей высказывания. Согласование и управление в современном русском языке. Управление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
1
Практическая работа
6
9
Построение словосочетаний и предложений в русском языке. Выбор управляемой формы в словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого, использование причастных и деепричастных оборотов
4
10
Построением некоторых типов сложных предложений.
2
Тема 2.4. Орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Содержание учебного материала
5
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Понятие орфограммы и пунктограммы. Правописание той или иной орфограммы и постановку знаков препинания в соответствии с правилами.
1
Практическая работа
4
11
Морфологический, фонетический и лексический принципы написания слов. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в простом и сложном предложении. Объяснительный диктант.
4
Тема 2.5. Подготовка публичного выступления.
Содержание учебного материала
5
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Сбор материала. Основные приемы поиска и записи материала. Структура речи. Словесное оформление публичного выступления. Богатство и выразительность речи. Окончательная подготовка выступления. «Разметка» текста. Репетиция выступления. Владение собой («как говорить»). Естественность поведения оратора. Признаки неестественного поведения. Техника речи и ее составляющие. Понятие о дикции, темпе, интонационных и голосовых возможностях выступающего. Основные принципы контакта с аудиторией.
1
Практическая работа
4
12
Составление текста выступления на заданную тему. Выступление на заданную тему, его анализ.
4
Тема 2.6. Особенности официально-делового стиля речи. Деловое письмо. Нормы делового письма
Содержание учебного материала
13
ОК 05, ОК 09, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 3.5, ПК 3.6
1
Общие требования, предъявляемые к документу: достоверность, актуальность, убедительность и полнота информации, лаконизм.
Общие функции документа: информационная, социальная, коммуникативная, культурная.
Специальные функции документа: управленческая, правовая, функция исторического источника.
Комплекс обязательных реквизитов документа: наименование автора, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения, печать. Современные требования, предъявляемые к реквизитам документа.
Интернациональные особенности делового общения: официальность, регламентированность, соблюдение норм делового этикета.
Предметная и коммуникативная точность. Композиция документа.
Происхождение слова документ.
Виды управленческих документов. Группы документов по функциональному значению: личные, директивные, распорядительные, информационно-справочные и др.
Правила оформления документов. Типы реквизитов документа. Бланки деловых писем.
Требования к содержанию и оформлению реквизитов документа: герб, эмблема, код организации, наименование организации-адресанта, справочные данные об организации, ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа, адресат. Заголовок к тексту. Текст. Подпись. Отметка об исполнении. Печать.
Общие требования к содержанию текста документа: информативность, убедительность, точность употребления терминов, лаконичность, нейтральность высказывания, соблюдение лексических, грамматических и стилистических норм.
Сокращение слов и словосочетаний в тексте документа.
Распорядительные документы (общая характеристика). Виды распорядительных документов: решение, приказ. Ключевые слова этих документов. Виды инструктивно-методических документов: служебная записка, протоколы. Ключевые слова данных документов.
Заявление. Определение заявления как вида деловой бумаги. Состав заявления. Образцы заявлений (в свою и чужую организации). Языковые особенности стиля и оформления заявления. Данные адресата и автора. Наименование документа. Особенности указания числа. Производные предлоги (ввиду, вследствие, согласно, в целях и др.) в тексте заявления. Понятие синтаксической компрессии. Конкретика данных в заявлении.
Автобиография. Происхождение слова "автобиография". Определение автобиографии. Состав автобиографии. Особенности и последовательность указания данных об авторе. Сведения о составе семьи, образовании, трудовой деятельности. Образец автобиографии. Виды автобиографии (деловая и литературная). Языковые особенности стиля и оформления автобиографии.
Резюме. Происхождение и значение слова "резюме". Резюме как вид деловой бумаги. Резюме в западноевропейских странах и его роль при устройстве на работу. Резюме в России. Цель резюме. Международные стандарты оформления резюме. Состав резюме. Особенности написания заглавия документа, указания данных (обратный хронологический порядок). Образцы резюме. Полезные советы при составлении резюме.
Доверенность. Определение доверенности. Характеристика документа. Состав доверенности. Виды доверенности. Образец доверенности. Языковые особенности стиля и оформления доверенности. Заверение подписи доверителя и его юридическая роль в составе документа. Языковые клише доверенности.
Расписка. Определение расписки. Цель ее написания. Состав документа. Случаи необходимости заверения расписки у нотариуса. Последовательность предъявляемых в документе сведений. Образец расписки. Языковые особенности стиля и оформления расписки.
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должен быть предусмотрен кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» оснащенный оборудованием:
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
рабочие места обучающихся
рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
IIТехнические средства
Основное оборудование
демонстрационное и/или интерактивное оборудование
лицензионное программное обеспечение,
компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
учебно-методический комплекс по дисциплине
учебные пособия
дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основные печатные издания
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2022. – 320 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 389 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00832-6. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491228 (дата обращения: 20.06.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 381 с.
Филиппова Л.С., Филиппов В.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие, издание 6-е. Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета 2010. – 272 с.
http://www.gramota.ru
http://www.slovari.ru
http://www.sokr.ru
http://www.megakm.ru/ojigov
http://www.redactor.ru
http://www.ruscenter.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Практическая работа №1,2
- применять нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
Практическая работа №1,2,9,10
- находить и использовать различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);
Практическая работа №5,6
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Практическая работа №3,4,5,6,7,13
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
Практическая работа №3,4
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Практическая работа №1,2,12,13
усвоенные знания
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Практическая работа №2
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Практическая работа №5,6,7,8,9,10,11
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.