Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ. 01. для профессии "Электромонтер"»
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Московской области «Ступинский авиационно-технический техникум им. А.Т. Туманова»
Согласовано
Председатель государственной экзаменнационной комиссии
_____________ В.В. Овсянников
«____» ____________ 20____ г.
Утверждаю
Директор техникума
____________ В.А. Датский
«___» ___________ 20___ г.
Рабочая программа производственного обучения
ПМ. 01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агригатор машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
(код и наименование профессии)
Базовый
(уровень освоения)
Ступино 2015 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ступинский авиационно-металлургический техникум им. А.Т. Туманова»
Разработчики:
Киселев А.В., мастер производственного обучения техникума;
Горюнов А.А., мастер производственного обучения техникума
Рабочая программа рассмотрена методической комиссией профессионального цикла техникума «____» ________ 2015 года протокол № ______ .
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
Паспорт программы профессионального модуля
4-5
2.
Результат освоения профессионального модуля
6-7
3.
Структура и содержание профессионального модуля
8-17
4.
Условия реализации программы профессионального модуля
18-20
5.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
21-25
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Основные виды профессиональной деятельности (ВПД):
Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
Основные профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2 Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3 Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4 Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
- проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;
- сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования.
уметь:
- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
- выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;
- выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;
- читать электрические схемы различной сложности;
- выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;
- выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;
- ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;
- применять безопасные приемы ремонта.
знать:
- технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
- слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;
- приемы и правила выполнения операций;
- рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;
- наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
- требования безопасности выполнения слесарно - сборочных и электромонтажных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): ПМ.01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
2.1. Объем профессионального модуля и учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
190
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
182
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
8
Итоговая аттестация в форме экзамена
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
182
МДК 01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ
80
Тема 1.1 Организация рабочего места слесаря
Содержание учебного материала
2
1
Определение рабочего места. Слесарные верстаки: устройство, виды. Слесарные тиски: устройство, типы.
1
1
2
Рациональная организация рабочего места слесаря.
1
Тема 1.2 Допуски и технические измерения
Содержание учебного материала
6
1
Виды погрешностей. Взаимозаменяемость ее виды. Виды посадок.
1
2
2
Системы допусков и посадок. Классы точности.
1
3
Измерительные инструменты и приборы. Погрешности измерений. Средства для измерения линейных размеров.
1
2
4
Шероховатость поверхности, параметры определяющие шероховатость по ГОСТ.
1
2
5
Средства для измерения шероховатости поверхности. Калибры и их основные типы.
1
2
6
Обозначение на чертеже полей допусков и посадок.
1
2
Тема 1.3 Типовые соединения
Содержание учебного материала
16
1
Область применения. Инструменты и приспособления.
1
2
2
Пайка. Технология пайки. Лужение. Припои и флюсы.
2
2
3
Клепка. Виды заклепочных соединений.
1
2
4
Склеивание: назначение, область применения, технологический процесс склеивания, марки клеев.
2
2
5
Запрессовка .Методы и виды запрессовки
1
2
6
Сварка. Сварочные соединения. Виды сварки
2
2
7
Резьбовые соединения. Болтовые, шпилечные. Инструменты и приспособления.
2
2
8
Трубопроводные системы и их сборка. Фитинги и фланцы. Применяемый инструмент
1
2
9
Шпоночные соединения и их сборка. Виды шпонок и их установка
1
2
10
Шлицевые соединения и их сборка. Разновидности. Способы центрирования
1
2
11
Клиновые и штифтовые соединения. Силовые и установочные клиновые соединения.
2
2
Тема 1.4 Механизмы движения.
Содержание учебного материала
14
1
Механизмы вращательного движения и их сборка.
2
2
2
Механизмы передачи движения и их сборка.
2
2
3
Механизмы преобразования движения
4
2
4
Механизмы поступательного движения и их сборка.
2
2
5
Гидравлические приводы.
2
2
6
Пневматические приводы.
2
2
Тема 1.5 Электромонтажные материалы и изделия
Содержание учебного материала
8
1
Изделия для прокладки кабелей и проводов. Изделия для крепления кабелей, проводов и труб. Изделия для электропроводок в трубах.
2
2
2
Электроизоляционные материалы.
1
2
3
Монтажные и установочные провода: область применения, марки, стандартные сечения.
1
2
4
Силовые кабели: область применения, марки, стандартные сечения.
2
2
6
Современные изделия и материалы.
1
2
7
Расшифровать условное обозначение кабеля (провода) с определением области его применения.
1
2
Тема 1.6 Электромонтажные работы
Содержание учебного материала
34
1
Понятие об электромонтажных работах
2
2
2
Техническая документация на электромонтажные работы
2
2
3
Порядок их организации
2
2
4
Механизация и автоматизация процесса выполнения работ
2
2
5
Правила техники безопасности при выполнении электромонтажных работ
2
2
6
Соединение и ответвление жил проводов и кабелей
общие сведения о контактах
2
2
7
Опрессовка токоведущих жил сечением 2,5-10 мм.кв.
2
2
8
Ответвление и оконцевание проводов пайкой
2
2
9
Соединение и ответвление жил проводов и кабелей
2
2
10
Опрессовка однопроволочных и многопроволочных жил сечением 16-240 мм.кв.;
2
2
11
Штамповка жил сечением 25-240 мм.кв.;
2
2
12
Электросварка контактным разогревом
2
2
13
Термитная сварка
2
2
14
Пропан - кислородная сварка
2
2
15
Пайка алюминиевых и медных жил
2
2
16
Соединение медных и алюминиевых токоведущих жил
2
2
17
Электромонтажный инструмент и приспособления
2
2
18
Экзамен
МДК 01.02Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций
102
Тема №1.1 Монтаж и ремонт осветительных электроустановок
Монтаж и ремонт электропроводок: классификация помещений по условиям окружающей среды; классификация электропроводок; подготовка трасс электропроводок, разметка; электропроводки защищенными проводами; электропроводки кабелем; электропроводки на лотках и коробах; электропроводки в стальных трубах; электропроводки в пластмассовых трубах; электропроводки в кабель-каналах.
4
2
12
Осветительные шинопроводы. Безопасные условия труда при наладке и ремонте осветительных электроустановок.
1
2
Тема №1.2 Монтаж и ремонт аппаратов защиты
Содержание учебного материала
4
1
Назначение, устройство и принцип действия защитных аппаратов: ПН-2; ПР-2; НПН-60. Выбор предохранителей.
1
2
2
Технология монтажа и ремонта защитных аппаратов.
1
2
3
Расчет плавкой вставки предохранителя и выбор типа предохранителя.
Контакторы: назначение, устройство, характеристики, монтаж и ремонт.
1
2
9
Магнитные пускатели: назначение, устройство, характеристики, монтаж и ремонт.
2
2
10
Ремонт ПРА во взрыво и пожарозащищенном исполнении.
1
2
11
Схемы автоматического управления электродвигателями.
1
2
12
Выбор типа автоматического воздушного выключателя и тока его расцепителя.
1
3
13
Выбор типа магнитного пускателя.
1
3
Тема №1.4 Монтаж и ремонт кабельных линий
Содержание учебного материала
12
1
Общие сведения о кабельных линиях. Марки и сечения наиболее распространённых кабелей.
1
2
2
Способы прокладки кабелей: в траншеях; в блоках; в туннелях; на эстакадах; в галереях. Ввод кабелей в здание
1
2
3
Особенности прокладки кабелей при низких температурах. Технология разделки концов кабелей. Технология монтажа и ремонта соединительных муфт. Технология монтажа и ремонта кабелей термоусадкой.
1
2
4
Технология разделки концов кабелей. Технология монтажа и ремонта соединительных муфт. Технология монтажа и ремонта кабелей термоусадкой.
1
2
5
Технология монтажа и ремонта концевых муфт наружной установки на кабелях напряжением до 10 кВ.
1
2
6
Технология монтажа и ремонта концевых муфт и заделок внутренней установки на кабелях напряжением до 10 кВ.
1
2
7
Методы нахождения места повреждения кабельных линий.
1
2
8
Способы и нормы испытания силовых кабелей. Ремонт кабельных линий: объём ремонтных работ; ремонт кабелей, проложенных в траншеях; замена кабелей в блоках; замена кабелей в кабельных помещениях; замена кабелей в производственных помещениях.
1
2
9
Механизмы, инструменты и приспособления, применяемые при монтаже кабельных трасс.
1
2
10
Техника безопасности при монтаже и ремонте кабельных линий.
1
2
11
Определение места нахождения неисправности в кабельной линии импульсным методом.
1
3
12
Определение места нахождения неисправности в кабельной линии индукционным методом.
1
3
Тема №1.5 Монтаж и ремонт воздушных линий электропередач
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий ,включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
- освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
Технического черчения;
Электротехники;
Технической механики;
Материаловедения;
Охраны труда;
Безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
Электротехники и электроники;
Информационных технологий;
Контрольно-измерительных приборов ;
Технического обслуживания электрооборудования.
Мастерские:
Слесарно-механические;
Электромонтажная.
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
Стрелковый тир(в любой модификации) или место для стрельбы.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
Актовый зал.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
1.Белкин И.М.- Справочник по допускам и посадкам для рабочего-машиностроителя, М., Машиностроение.2011 г.
2.Григорьев С.П.- Практика слесарно-сборочных работ, М., Машиностроение 2011г.
3.Крылов Ю.В.- Слесарно-сборочные работы. Лениздат 2013 г.
4.Макиенко Н.И. – Общий курс слесарного дела, М., Высшая школа .
5.Московин Л.Н., Сорокина Н.Н. – Слесарно-сборочные работы в производстве радиоаппаратуры и приборов, М. Высшая школа 2013г.
6.Покровский Б.С. , Евстигнеев Н.А – Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам, М., Высшая школа. 2011 г.
7.Покровский Б.С.- Механосборочные работы и их контроль, М., Высшая школа 2013 г.
8.Покровский Б.С., Скакун В.А. – Слесарное дело , М., Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2013 г.
9. Скакун В.А. – Производственное обучение общеслесарным работам М.: Высшая школа,2013 г.
10.Тукмачева Л.Н., Трепачко Н.В. – Организация производственного обучения- М.:Академия профессионального образования,2010г.
11.Н.А. Акимова. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования». «Мастерство» 2012г
12.В.Б. Атабенков . «Ремонт электрооборудования промышленных предприятий». «Высшая школа» 2011г.
19.Ю.А. Сибикин . «Техническое обслуживание, ремонт, электрооборудования и сетей промышленных предприятий». «ПрофОбрИздат» 2012г.
20.Ю.Сиднеев «Электротехника с основами электроники». «Феникс» 2010г.
21. Н.Ф. Шибенко. « Безопасность труда в электроустановках». «Высшая школа» 2010г.
22. Интернет ресурсы.
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.
Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, оборудованных персональным компьютером.
Реализация программы модуля предполагает обязательно учебную практику, которая проходит рассредоточена из расчета 6 часов в неделю и проводится в лаборатории.
В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникационных технологий.
Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.
Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.
Формой промежуточной аттестации МДК.01.01 является экзамен .
5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (
Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся в рамках профессионального модуля осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки
- демонстрация точности и скорости чтения технических чертежей;
- демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;
- демонстрация способности вести расчеты и составлять эскизы необходимые при сборке изделий;
- демонстрация качественного выполнения слесарной обработки, пригонки и пайки деталей и узлов различной сложности в процессе сборки;
- владение технологией выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;
- обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении слесарных и слесарно-сборочных работ;
- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.
- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;
- экспертное заключение на выполненную практическую работу;
- презентация выполненной работы
ПК 1.2
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта
- демонстрация точности и скорости чтения технических чертежей;
- демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;
- демонстрация качественного выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ при изготовлении приспособлений для сборки и ремонта;
- владение технологией выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;
- обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при изготовлении приспособлений для сборки и ремонта;
- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.
- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;
- экспертное заключение на выполненную практическую работу;
- презентация выполненной работы
ПК 1.3
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта
- демонстрация скорости и качества определения основных неисправностей оборудования;
- демонстрация точности и скорости устранения дефектов во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта;
- владение технологией выполнения ремонтных работ;
- обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении ремонтных работ;
- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.
- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;
- экспертное заключение на выполненную практическую работу;
- презентация выполненной работы;
- устный экзамен
ПК 1.4
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования
- владение технологией составления дефектных ведомостей на ремонт электрооборудования;
- обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении ремонтных работ согласно дефектным ведомостям;
- соответствие выполненных работ на основе дефектных ведомостей требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.
- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;
- экспертное заключение на выполненную практическую работу;
- презентация выполненной работы;
- устный экзамен
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- демонстрация интереса к избранной профессии;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике, при подведении итогов профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и т.п.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы
- демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- демонстрация способности осуществлять текущий и итоговый контроль собственной деятельности
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;
- экспертное наблюдение и оценкавнеаудиторной самостоятельной работы учащихся
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий
в профессиональной деятельности.
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;
- экспертное наблюдение и оценкавнеаудиторной самостоятельной работы учащихся.
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в ходе обучения и на производственной практике
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике