специальность: 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» (углубленная подготовка)
квалификация: старший техник
форма обучения: очная
Волгоград 20__г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрические машины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее примерная программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 (220703) Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;
знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
140
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
в том числе:
лабораторные занятия
28
практические занятия
0
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
44
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныЭлектрические машины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
Введение
2
Общие сведения об электрических машинах
Содержание учебного материала
2
Задачи дисциплины. Назначение и принцип действия электрической машины. Режимы работы и классификация электрических машин.
1
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
1
Раздел 1 Машины постоянного тока
20
Тема 1.1
Основные сведения о машинах постоянного тока
Содержание учебного материала
2
Назначение, область применения, устройство, принцип действия и рабочий процесс. Якорные обмотки. Магнитное поле и реакция якоря. Потери мощности. КПД
4
Лабораторная работа:
Изучение устройства и конструкции основных элементов коллекторных машин постоянного тока
2
2
Практические занятия
Не предусмотрены
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторным и практическим работам;
Анализ результатов лабораторных работ и оформление отчетов;
Подготовка презентаций, рефератов.
Примерная тематика рефератов и презентаций
Значение электрических машин в Российской Федерации
Электрические машины постоянного тока в пищевой инженерии
3
Тема 1.2
Генераторы постоянного тока
Содержание учебного материала
2
2
Назначение, область применения, устройство, принцип действия и рабочий процесс
Практические занятия
Не предусмотрены
Лабораторная работа:
Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения.
2
3
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста;
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;
Подготовка презентаций, рефератов.
Примерная тематика рефератов и презентаций
Генераторы постоянного тока в мясомолочной промышленности
Применение генераторов постоянного тока в переработке и хранение сельхоз продукции
Подготовка к опросу
2
Тема 1.3 Двигатели постоянного тока
Содержание учебного материала
6
2
Основные уравнения и величины. Пуск. Независимое , параллельное и смешанное возбуждение. Универсальные коллекторные двигатели. Торможение.
Практические занятия
Не предусмотрены
Лабораторная работа:
3
1
Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
2
2
Исследование универсального коллекторного двигателя на переменном и постоянном токе
2
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;
Подготовка презентаций, рефератов.
Примерная тематика
Двигателя постоянного тока и их значение в РФ
Применение двигателей постоянного тока в перерабатывающей мясомолочной промышленности и прочих отраслях
Подготовка к опросу
4
Раздел 2
Трансформаторы
10
Тема 2.1. Силовые трансформаторы
Содержание учебного материала
Устройства, классификация, принцип действия. Назначения. Коэффициент полезного действия. Схемы замещения. Характеристики работы трансформаторов. Потери мощности и коэффициента полезного действия трансформатора
4
2
Практические занятия
Не предусмотрены
Лабораторная работа
Исследование однофазного трансформатора
2
3
Тема 2.2. Трансформаторные устройства специального назначения
Содержание учебного материала
Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы.Трансформаторы для выпрямительных установок (устройство, применение, схемы, группы соединений).
Специальные трансформаторы для автоматических устройств. ПИК-трансфороматоры, преобразователи частоты
3
2
Практические занятия
Не предусмотрены
Лабораторные работы
Не предусмотрены
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;
Подготовка презентаций, рефератов.
Примерная тематика:
История развития трехфазных трансформаторов
Применение трехфазных трансформаторов в перерабатывающем производстве: мясной, молочной, хлебобулочном производстве, обработки рыбной продукции и прочих отраслях
Применение трехфазных и спец. Трансформаторов на котельных
Подготовка к опросу
2
Раздел 3
Бесколлекторные машины
30
Тема 3.1
Основные сведения о электрические машины переменного тока
Содержание учебного материала
2
2
Назначение и область применения. Электромагнитные явления, лежащие в принципе действия электрических машин. Устройство Понятие о магнитной цепи Потери и КПД, механические характеристики.
Лабораторная работа:
Изучение устройств и основных элементов машин переменного тока
2
3
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;
Подготовка презентаций, рефератов.
Примерная тематика:
Бесколлекторные машины переменного тока и их значение в РФ
Применение машин переменного тока в перерабатывающей мясомолочной промышленности и прочих отраслях
Подготовка к опросу
2
Тема 3.2
Асинхронные двигатели.
Содержание учебного материала:
10
2
Трехфазные асинхронные двигатели. Устройство и принцип действия однофазного и конденсаторного асинхронных двигателей. Работа трехфазного асинхронного двигателя в однофазном режиме. Фазосмещающие элементы, индукционный регулятор напряжения, фазорегулятор. Влияние напряжения сети и активного сопротивления в цепи ротора на электромагнитный момент и на механическую характеристику асинхронного двигателя. Пусковые свойства асинхронного двигателя, двигатели с улучшенными пусковыми свойствами, регулирование частоты вращения. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.
Лабораторные работы:
6
3
1
Исследование пусковых и эксплуатационных свойств трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
2
Исследование пусковых и эксплуатационных свойств трехфазного асинхронного двигателя с пусковой обмоткой
3
Исследование пусковых и эксплуатационных свойств трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя при включении в однофазную сеть
Практические занятия
4
3
1
Расчет параметров асинхронных двигателей при заданных режимах нагрузки
2
Расчет механической характеристики, пусковых и рабочих свойств двигателей при пониженном напряжении
Контрольная работа
Двигатели постоянного и переменного тока, и трансформаторы.
1
3
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета
Подготовка к практической работе и оформление практической работы.
Подготовка к контрольной работе
9
Тема 3.3
Синхронные машины
Содержание учебного материала
3
2
Понятие о синхронных машинах; основные конструктивные элементы. Назначение и область применения синхронных двигателей. Особенности конструкции синхронного двигателя, принцип его работы, способ пуска.
Рабочие характеристики синхронного двигателя, влияние величины тока возбуждения, режим перевозбуждения.
Синхронные машины специального назначения. Реактивный, шаговый двигатели, машины синхронной связи.
Практические занятия
Не предусмотрены
Лабораторная работа:
Не предусмотрена
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторной работы и оформление отчета
Подготовка презентаций, рефератов
Примерная тематика
Понятие и принцип работы синхронной машины Устройство, конструкция и разновидности синхронных машин
Применение синхронных машин переменного тока в перерабатывающей мясомолочной промышленности и прочих отраслях
Подготовка к опросу
2
Раздел 4. Электромагнитные устройства автоматики
12
Содержание учебного материала:
2
Тема 4.1
Исполнительные двигатели
Назначение, требования к ним, виды: исполнительные двигатели постоянного тока, асинхронные исполнительные двигатели, шаговые исполнительные двигатели
2
Практические занятия
Не предусмотрена
Лабораторные работы
Не предусмотрена
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы
Подготовка к опросу
1
Тема 4.2.
Тахогенераторы
Содержание учебного материала:
2
2
Конструкция, принцип действия, технические характеристики двигателя постоянного тока. Уравнение ЭДС и момента для двигателей постоянного тока; пуск двигателя в ход. Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока, реверсирование, виды потерь при работе машины
Лабораторная работа:
Исследование тахогенератора постоянного тока
2
3
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;
Подготовка к опросу
2
Тема 4.3.
Электрические машины синхронной связи
Содержание учебного материала:
2
2
Общие сведения. Конструкция. Работа сельсинов в индикаторной м трансформаторной системе дистанционной передаче угла
Лабораторные работы:
Исследование синхронной сельсинной связи
2
3
Практические занятия
Не предусмотрены
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работ и оформление отчета
Подготовка к опросу
2
Тема 4.4.
Электромашинные усилители и преобразователи
Устройства. Принцип действия. Эксплуатационные свойства и область применения
2
Лабораторные работы
Не предусмотрена
Практические занятия
Не предусмотрена
Самостоятельная работа:
Аналитическая обработка текста.
Подготовка презентаций, рефератов
Подготовка к опросу
1
Раздел 5
Электропривод
22
Тема 5.1.
Основы теории электропривода
Определение, классификация, уравнение движения. Номинальные режимы работы электродвигателей по режиму нагрузки. Нагрев и охлаждение. Выбор электродвигателей. Электропривод и аппараты управления для рабочих машин и систем автоматики. Электродвигатели привода рабочих машин и аппараты
8
2
Лабораторные работы
Не предусмотрена
Практические занятия
Не предусмотрена
Самостоятельная работа
Аналитическая обработка текста.
Подготовка презентаций, рефератов
Подготовка к опросу
4
Тема 5.2.
Схема управления автоматизированным электроприводом
Классификация схем, принцип управления. Схемы релейно-контакторного управления . Типовые узлы управления пуском и торможением. Релейно-контакторное управление. Схемы.
12
2
Лабораторные работы
2
3
1
Сборка и исследование схем управления трехфазным асинхронным двигателем с магнитным пускателем
Практические занятия
Не предусмотрена
Самостоятельная работа
Аналитическая обработка текста.
Подготовка к лабораторной работе;
Анализ результатов лабораторных работ и оформление отчета
Подготовка к опросу
5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
Максимальная учебная нагрузка (всего)
140
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники; лаборатории электрических машин.
Оборудование учебного кабинета: плакаты, макеты электрических машин.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место (компьютер, видеопроектор).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные установки, измерительные приборы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Кацман М.М. Электрические машины,-М.: Высшая школа, 2009г.
Дополнительные источники:
1. Кацман М.М Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу-М.:Высшая школа, 1983г.
Электронные ресурсы
http://moskatov.narod.ru
http://alexander-bolshakov.narod.ru
www.chipdip.ru
поисковые системы и каталоги:
Каталог электронных библиотек Library.Ru
- http://www.library.ru/2/catalogs/elibs/
Книжная поисковая система
- http://www.ebdb.ru/
Поиск электронных книг
- http://www.poiskknig.ru/
Электронные библиотеки: Каталог ссылок
- http://ison.ioso.ru/library/electron.htm
Лучшие электронные библиотеки: Каталог
- http://old.russ.ru/krug/biblio/catalogue.html
Google поиск книг
- http://books.google.ru/
http://exponenta.ru
Учебно–методическая литература
Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по дисциплине «Электротехнические машины»
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Электротехнические машины»
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
Текущий контроль:
-наблюдение и оценка основных умений при выполнении лабораторных работ и практических заданий
- зачет по лабораторным работам
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации.
Знать:
Текущий контроль:
- устный опрос
- зачет по лабораторным работам
Рубежный контроль:
- в форме экзамена
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин