kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса по выбору. Мои профессиональные намерения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является курсы по выбору, предполагающие знакомство девятиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.
Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору. Мои профессиональные намерения. »



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бобравская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области









Рассмотрена и принята

на заседании педсовета

Протокол № 1

« 31» августа 2015 г

Председатель педсовета

_________/Скорнякова С.В./

Утверждена

Приказ № 75

от« 31» августа 2015 г

Директор

Бобравской СОШ

________/Севрюкова Н.Н./

Рассмотрена и обсуждена

на заседании ШМО

классных руководителей

Протокол № 1

« 31» августа 2015

Председатель ШМО

_________/Курбатова А.В./



Рабочая программа

Курс по выбору

Мои профессиональные намерения

9 класс



Количество часов: 1 час в неделю, всего 9 часов в год




Учитель: Курбатова Альбина Владимировна

Первая квалификационная категория



ПРОГРАММА КУРСА
«Мои профессиональные намерения»


Пояснительная записка
Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является курсы по выбору, предполагающие знакомство девятиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.
Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы рассчитана на 9 часов.
Программа курса по выбору для 9 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.
Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.

Данная программа разработана на основе программы: Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Под ред. С.Н. Чистяковой.
Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения. Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая работа учащихся на занятии.
Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:
- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;
- традиционные методы: беседа, лекция;
- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;
- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;
- практическая, самостоятельная работа учащихся;
- профконсультации.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы; способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,
определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
типы образовательных учреждений;
классификацию профессий;
виды и задачи элективных курсов;
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
возможности приобретения профессии;
возможные пути получения профессионального образования;
возможности рынка образовательных услуг региона;
особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса;
различать формы обучения;
определять типы образовательных учреждений;
находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Содержание курса


1. Предмет и задачи курса. Внутренний мир человека.
Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Цели и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела. Что такое «самооценка»?
Практическая работа. Методика «Определения самооценки» (первичная диагностика).

2. Многообразие мира профессий. (Интернет)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Методика «Кто я?», «Самооценка».

3. Типичные ошибки при выборе профессии.
Факторы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессий.
Практическая работа. Форма семинара. Карточки- задания для определения типа ошибок, допущенных при выборе профессий.

4. Интересы, склонности, возможности в профессиональном выборе
Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности» и «призвание». Различие между понятиями «склонность» и «интерес».
Практическая работа. Методики: «Карта интересов», ДДО,
опросник профессиональной готовности.

5 Темперамент в профессиональном становлении личности.
Основные свойства нервных процессов, определяющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства. Сангвиник. Меланхолик. Холерик. Флегматик. Особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.
Практическая работа: Методика изучения свойств нервной системы.
Ролевая игра. Карточки - задания.

6. Выбор профессии.
Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего.Многообразие мира профессии Характер и условия труда
Практическая работа: Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», «День из жизни». Методика «Полигон проф.пригодности.»

7. Анализ профессий.
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Формула профессии. Способы классификации профессий. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, условиям труда. Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «чело-век - знаковая система», «человек – художественный образ». Профессиограмма и психограмма. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».
Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.

8. Ведущие типы профессий. «Ч- Х», «Ч-Т», «Ч- П».
Профессии типа «человек- художественный образ», «человек-техника», «человек-природа». Предмет труда этих профессий
Профессиональные пробы по профессиям «человек- художественный образ», «человек- техника», «человек-природа». Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Практическая работа: Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

9. Ведущие типы профессий. «Ч-З». «Ч-Ч».
Профессии типа «человек-человек», «человек- знаковая система». Предмет труда этих профессий
Профессиональные пробы по профессиям «человек- человек», «человек- знаковая система». Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Практическая работа: Доклады и обсуждение по данным типам профессий.


Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Мои профессиональные намерения»

Раздел, тема.

Кол-во часов

Предмет и задачи курса.

Внутренний мир человека.

1

Многообразие мира профессий.

1

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Интересы, склонности, возможности в профессиональном выборе

1

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

Выбор профессии

1

Анализ профессий

1

Ведущие типы профессий

2

Всего

9

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Мои профессиональные намерения»

(1 час в неделю, всего в год 9 ч)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата проведения

План

Факт

1

Предмет и задачи курса. Внутренний мир человека.

1

Цели и задачи курса.
Что такое «самооценка»?

Методика «Самооценки» (Комплексная методика диагностики способности школьника к профсамоопределению).



2

Многообразие мира профессий.

1

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

Методика «Кто я?».
Карточки- задания.
Интернет. Тесты.



3

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Факторы выбора профессии и типичные ошибки

Форма семинара.
Карточки- задания.



4

Интересы, склонности, возможности в профессиональном выборе

1

Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности» и «призвание».

Методики: «Карта интересов», ДДО



5

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

Основные свойства нервных процессов, определяющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства. Особенности проявления.

Методика изучения свойств нервной системы.



6

Выбор профессии

1

Стратегия выбора профессии. Схема построения профессионального образа будущего. Многообразие мира профессии. Характер и условия труда.

Методика «Незаконченные предложения», упражнения «Цепочка профессий», «День из жизни». Методика «Полигон проф.пригодности.»



7

Анализ профессий

1

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда.

Профессиограммы, психограммы Формула профессии, типы, классы, отделы, группы. Конкурс «Угадай профессию».Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.



8

Ведущие типы профессий

1

Профессии типа «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-природа». Предмет труда этих профессий

Доклады и обсуждение по данным типам профессий



9

Ведущие типы профессий

1

Профессии типа «человек-человек», «человек-знаковая система». Предмет труда этих профессий

Доклады и обсуждение по данным типам профессий





Программно-методическое обеспечение

1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
3. Методика преподавание курса «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов.- 2-у изд. М. Просвещение. 2001.
4. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.
5. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт. – сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007
6. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методические пособия. – М.: Вентана- Граф, 2006. (в помощь учителю технологии).
7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.



12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа курса по выбору. Мои профессиональные намерения.

Автор: Курбатова Альбина Владимировна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(154) "proghramma-orghanizatsii-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-priedprofil-noi-podghotovki-i-profil-nogho-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229050"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441568162"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства