Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольников средствами эксперимента,развитие познавательной активности,любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Что мы знаем о воде?"»
Проектная работа
Составитель: Казанцева Е.Н.
« Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»
В. Сухомлинский.
Результаты современных психологических и педагогических исследований таких авторов как, Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И. Д. Зверев. В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось, так как дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность, одна из основных задач.
В периоде дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познавательными предметами, объектами. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами. Стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, поэтому меня заинтересовала данная тема.
Целью проекта является: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента; для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• Активизировать умственные способности детей
• Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.
• Формировать умение оперировать представлениями о структуре предметов, правильно определять ход исследования.
• Способствовать раскрепощению речи детей, умению использовать доказательную речь.
• Побуждать и поддерживать пытливость, естественную любознательность дошкольников.
• Развивать творческую инициативу, собственное видение того или иного предмета или явления.
Для реализации данной цели и решения данных задач необходимо:
1 . Изучить литературу и опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.
2. Отобрать и систематизировать содержание о физических свойствах окружающего мира и составить перспективный план работы.
3. Вовлекать детей в разнообразную деятельность, применяя различные формы и методы работы.
4. Создать в группе соответствующую, эффективную и рациональную предметно-развивающую среду по данному направлению.
5. Отслеживать результаты индивидуальной работы с детьми, корректировать её содержание.
6. Установить тесное сотрудничество в работе детского сада и семьи.
Методический материал по изучаемой проблеме очень богат и насыщен, позволяет педагогу выбирать, варьировать, проявлять свою творческую активность.
Содержание реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.
Дети знакомятся не только со свойствами объектов и явлений, но и с их значимостью; причинно-следственными связями, с необходимостью охраны данных природных объектов.
Отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Для качественного проведения работы по экспериментированию очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств, предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментах (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские материалы.
Детям предлагаются игры, позволяющие им повторять пройденный материал, закрепить в естественной игровой среде.
В книжный уголок периодически вношу познавательную литературу.
Чтобы формировать у детей самостоятельность в работе с книгой, умение добывать нужную информацию.
Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую систему, где осуществляется развитие экспериментальных способностей детей. Созданы условия, для того чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.
Детские вопросы «Зачем?», «Как?», и «Почему»? требуют не только от воспитателя, но и от родителей компетентности в различных областях окружающего мира. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.
Свою работу в данном направлении я буду продолжать дальше, так как еще предстоит раскрыть детям много интересного. Поощряя детскую любознательность, утомляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Сроки
Тема
Программное содержание
Методические приемы
Предварительная работа
1 квартал
Вода – источник жизни.
Показать значение воды в жизни живой природы.
Закрепить знания о воде, как человек её использует.
Чтение стихотворения о воде:
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде Мы её не замечаем Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда».
Рассматривание иллюстраций с изображением, как человек использует воду.
Узнаем, какая вода?
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются
некоторые вещества, имеет вес.
Игра « Солнышко и дождик».
На календаре отметить дождь соответствующим символом.
«Первый снег» Наблюдение за свежевыпавшим снегом.
Развивать способность замечать необычное в природе; Пробуждать интерес к снегу, как к необычному материалу.
Предложить не острые палочки и печатки для самостоятельного рисования на снегу. Чтение стихотворения:
«Белый снег пушистый, В воздухе кружиться, И на землю тихо падает, ложится…»
2 квартал
Разноцветные льдинки
Познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; Показать, как цветная вода превращается в цветной лед.
Беседа
- Отгадывание загадок по теме.
- Рассматривание иллюстраций;
- Рассматривание льда, сосулек (на прогулке).
«Снежинка в гостях у ребят»
Закрепить знания о свойствах снега: холодный, белого цвета, в теплой комнате и в руке тает;
из снега может получиться вода.
Закрепить знания о свойствах воды – холодная, теплая, безвкусная, грязная, чистая, вкусная, прозрачная.
Чтение стихотворений;
проведение опытов с водой
Наблюдение за снегом на прогулке, игры со снегом;
Наблюдение за водой в аквариуме.
3 квартал
Наблюдение «Теплая и холодная вода»
Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры: холодная, горячая; это можно узнать, если потрогать руками воду; в любой воде мыло мылится; вода с мылом смывает грязь.
Наблюдение во время гигиенической процедуры мытья рук перед обедом.
Предложить детям намылить руки сухим мылом без воды. Предложить намочить руки и мыло в холодной воде, затем предложить сполоснуть руки в тазу с горячей водой (не выше 40С)
"Кому нужна вода"
Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду;
Рассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
беседа
игровой момент
работа по картинке-схеме
д/игра "Кому нужна вода".
Рассматривание иллюстраций о воде.
отгадывание загадок по теме.
проведение опытов с водой
Прятки – игры с водой
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет; развивать словарь; воспитывать аккуратность при работе с водой
Сюрпризный момент
Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки»
Сроки
Тема
Программное содержание
Методические приемы
Предварительная работа
1 квартал
Откуда берется вода?
Познакомить с процессом конденсации
Опыт
Беседа «У воды, на воде, в воде»
«Плавает – тонет»
Познание «на ощупь»:
свойства вещества – плавучесть
Эксперимент
Самый плавучий материал – пенопласт, из него будем делать кормушку
«Путешествие капельки»
Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Использовать различные фильтры для очистки воды.
Опыт - наблюдение
Беседа «Почему Воду надо беречь»
2 квартал
Почему не выливается?
Обнаружить атмосферное давление
Опыт - рассуждение
«Освобождение бусинок из ледяного плена»
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле.
Чтение стихотворения
Осторожная лисица Подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода - Неподвижна и тверда.
Вопросы детям
Ответы детей
Чтение сказки Г.Х.Андерсена
«Снежная королева»;
Игры со льдом изготовление цветных льдинок
(на прогулке)
Наблюдение на прогулке за снежинками
Обратить внимание на то что снежинки бывают разными по форме
Понаблюдать где быстрее тает снег – на варежке или в руке. Почему? Что образуется из снега?
Чтение стихотворения Е. Благининой
«Что за звездочки сквозные?»
«Приключение капельки»
Познакомить детей со свойством воды переходить в твердое состояние при низкой температуре.
Сюрпризный момент; эксперимент вода бывает «Холодная и горячая» , «Превращение воды в лед»
Наблюдение за снегом на прогулке
3 квартал
Наблюдение за таянием снега.
Учить устанавливать взаимосвязь в природе.
Рассмотреть в сугробах талый снег, сравнить наст образованный в тени, с настом, образованным на солнце
Чтение стихотворений о весне.
«Приключение Капельки»
Познакомить со свойствами воды переходить из твердого в жидкое состояние в тепле.
Сюрпризный момент; Опыт – эксперимент « Где быстрее растает лед в холодной или в горячей воде.»
Наблюдение на прогулке за таянием снега.
Вода- растворитель
Познакомить детей со свойством воды растворять различные вещества – соль сахар, краску, лимонный сок.
Опыт
Сроки
Тема
Программное содержание
Методические приемы
Предварительная работа
1 квартал
Волшебница вода
Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями:
Дождь, снег, роса, иней, лед, пар и т.д.
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости», опыт – определение температуры, прозрачности, вкуса воды.
Загадывание загадок.
Наблюдение за дождем
Формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Рассказ воспитателя о воде.
Свойства воды
Продолжать знакомить детей со свойствами воды
Опыт: Чистая вода – прозрачная.
Чистая вода – бесцветна. Чистая вода не имеет запаха. Вода не имеет формы. Вода -растворитель
2 квартал
Тайны мороза
Продолжать знакомить со свойствами льда и воды, продолжать формировать представления о свойствах воды и льда, уметь сравнивать анализировать.
Загадывание загадок; Опыт 1 Лед - это вода
Опыт2 Лед хрупкий
Опыт 3 Лед легче воды
Опыт 4 Температура воды
Чтение рассказа Бианки «Под ледяной крышей»
Наблюдение за обитателями аквариума.
Вода – силач
Объяснить, что вода при замерзании увеличивается в объеме.
Опыт
Куда делась вода?
Наблюдение в течении недели
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий
Опыт - эксперимент
Окрашивание воды
Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Опыт
Как вытолкнуть воду?
Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Опыт
Наблюдение за снегопадом
Продолжать формировать представления о свойствах снега.
Чтение стихотворения Бальмонта «Снежинка»
Вопросы детям.
Исследовательская деятельность: Из какого снега можно лепить?
3 квартал
Наблюдение за капелью
Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.
Чтение стихотворения «Весна». Беседа.
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла».
«Круговорот воды в природе»
Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: - круговорот воды в природе;
Цель: Объяснить, что вода при замерзании увеличивается в объеме.
Материал: Вода, пластилин, соломинка.
Опустить соломинку в воду. Набрать в соломинку воды. Закрывая языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не выливалась вода, вытащить её из воды и закрыть отверстие снизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закрыть пластилином и второе отверстие. Часа на три положить соломинку на улицу.
Куда делась вода?
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Налить равное количество воды в ёмкости, сделать отметку уровня; одну емкость ставим в теплое место, а другую в холодное. В течение недели наблюдаем процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей. Обсуждаем, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Вода испаряется быстрее в теплом месте.
Окрашивание воды
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Рассмотреть в воде 2-3 предмета, выяснить, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выяснить, как можно окрасить воду (добавить краску). Предложить окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то предложить класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Материал:Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Накрыть ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предложить рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выяснить, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Предложить повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Какую форму принимает вода?
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Наливаем ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Есть ли у воды вкус?
Спросить перед опытом: «Какого вкуса вода?»
После этого дать детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положить немного соли, в другой сахар, размешать и дать детям попробовать. Спросить: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задать вопрос: «Чем пахнет вода?» Дать детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложить понюхать. Затем капнуть в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Сказать ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Зачем нужна вода растениям? Животворное действие воды
Нарезать веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Взять сосуд с водой. Рассмотреть с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставить их в сосуд с водой. Объяснить, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.
Вода не имеет цвета
Пусть дети положат кристаллы марганцево-кислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также показать им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества которое положено в воду. Кроме того, и сказать им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцево-кислого калия дают розовую окраску, а десять - фиолетовую.
Вода смачивает и очищает предметы
Взять бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее.
Испарение воды
Вскипятить воду, налить кипяток в прозрачный стакан, покрыть его крышкой, затем показать, как сконденсированный пар превращается, снова в капли и падает вниз. Спросить: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?
Ручеек
Сделать небольшой желобок, похожий на русло ручейка.
Положить его наклонно, приложить нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лить воду на желоб небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться аффекта журчащих струек.
Фонтан
Взять пластиковую бутылку (лучше объемом в два литра), отрезать у нее дно. В пробке проделать отверстие, вставить в нее гибкий шланг от капельницы (длиной не менее 30 см). Сделать отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налить в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулировать высоту бутылки и шланга так, чтобы в руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.
Волшебный карандаш
Сквозь наполненный водой стакан посмотреть на вертикально расположенный за ним карандаш. Подвинуть карандаш влево, затем вправо. По какому пути, двигается карандаш?
«Подводная лодка» 1. Подводная лодка из винограда
Взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит.
Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает .
Почему плавает подводная лодка?
Налить в глубокую миску воды. Боком положить в воду прозрачный пластиковый стакан и полностью утопите его в воде.
Удерживая под водой верхнюю часть стакана, перевернуть его и поставить дном вверх на дно миски. Слегка приподняв край стакана, просунуть внутрь него соломинку, конец которой можно согнуть под углом. Придерживая стакан рукой, но не ограничивая его движений, вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду, и стакан поднимется вверх.
Объяснить ребенку, что под действием тяжести воды стакан лежит на дне. Воздух вытесняет воду из стакана, А так как воздух намного легче воды, то стакан, наполненный воздухом, стремится всплыть, то есть стать плавучим.
По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении, наоборот - в отсеки подается вода, вытесняющая воздух.
Что такое гидравлика? Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?
Для этого нам понадобятся уже знакомые предметы, которые всегда есть под рукой: пластиковая бутылка, разрезанная пополам (будет нужна только нижняя часть), воронка, воздушный шарик, скотч, гибкий шланг от капельницы и канистра с водой.
На один конец шланга натянуть воздушный шарик и плотно замотать его скотчем. На второй конец насадить воронку. В нижней части половинки бутылки сделать отверстие так, чтобы можно было просунуть через него шарик внутрь полбутылки. На бутылку положить сверху книгу.
Этот опыт надо делать вдвоем. Один человек будет держать воронку, а второй - наливать в нее воду. По шлангу вода польется в воздушный шарик, но так как он в своем движении ограничен стенками бутылки, он будет «подниматься» вверх. Наливать воду до тех пор, пока часть шарика не поднимется над краями бутылки, а книга станет приподниматься. Это явление называется гидравликой.
«Подводная лодка» 2. Подводная лодка из яйца
Взять 3 банки: две пол-литровые и одну литровую.
Одну банку наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налить крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустить туда второе яйцо ~- оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо.
Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо же будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?
Положить монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложить в комок небольшой клочок газеты, поджечь его, бросить в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса
Вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При немощи карандаша закрутить лепестки к центру. А теперь опустить
разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадить насекомое в трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а, наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды. И получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с ВОДОЙ, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Взять недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелить нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажечь фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Как добыть воду для питья?
Выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положить свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей» чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объяснить ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость. Теперь осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Чудесные спички
Понадобится 5 спичек.
Надломить их посредине, согнуть под прямым углом и положить на блюдце. Капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдать. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Умывальников начальник.
Сделать умывальник - это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделать вместе с ребенком простой умывальник. Для этого нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена умывальник готов. Заткнуть сделанное отверстие пальцем налить доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, получаем струйку воды, завинчивая - «закроете кран» своего умывальника. Осталось подвесить его к забору на нужной высоте и ... пользуйтесь на здоровье.
Сколько стопок воды в банке?
Взять несколько предметов разной емкости: стопку, стакан, банку 0,5 литра, 1 литр, 2-3 литра и ведро с водой.
Спросить у детей, что общего между этими предметами, для чего они предназначены. Если ребенок затрудняется с ответом, подсказать ему, что в эти предметы можно наливать жидкость.
Предложить расставить емкости от самой маленькой до самой большой.
Спросить: как можно проверить правильность его ряда?
Пусть дети нальет воду в самую маленькую емкость и с ее помощью наполняют следующий в ряду предмет. Но прежде пусть выскажут предположение, сколько, например, стопок воды поместится в стакане, в банке 0,5 литра и так далее. При переливании воды вместе посчитать это количество. При счете воспользоваться спичками. И каждый раз откладывая в кучку столько спичек, сколько мерок воды поместилось в той или иной емкости. Сравнить кучки, обратив внимание на то, что чем банка и меньше мерка, тем больше стопок воды в ней поместилось.
Таким же образом поочередно взять за мерку стакан, банку 0,5 л, lл, 2-3 л. Ради шутки потребуйте заполнить маленькую емкость с помощью большой.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капнуть чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положить таблетку растолченного активированного угля. Закрыть горлышко пальцем и взболтать смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его же и не видно.
Делаем облако
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставить его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем' водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
,
Вода камень точит.
Тише воды, ниже травы.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Капля по капле и камень долбит. Когда не видишь дна, не ходи через воду. Не зная броду, не суйся в воду. Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться. Ума за морем не купишь, коли его дома нет.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Вода-то близко, да ходить склизко. Под лежачий камень вода не течет. Воду толочь - вода и будет. В решете воду носить.
Мелка река, да круты берега. Много снега - много хлеба.
Тихие воды глубоки.
Часом с квасом порой с водой.
Это вилами по воде писано.
Камень и в воде не гниет.
Воду из камня не выжмешь.
Пролитую воду всю не соберешь. Вода и землю точит и камень долбит.
На воде мельница стоит, да от воды, же и погибает. И в хорошей воде утонуть можно. Глубокая вода не мутится. Бездонную кадку водой не наполнишь. Что в воду упало, то пропало. Лес да вода поле красят. Вода путь найдет. В худой посуде воды не наносишься. Мельница сильна водою. Меряешь воду, не спрашивай броду. Капля мала, а по капле - море. Капля по капле и камень долбит. На воде ноги жидки, а на вине жиже того. Для океана и капля - прибавление. Какова земля, таковы и родники. Зазеваешься - воды нахлебаешься. В решете воду не удержишь. В тихой воде омуты глубоки. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Вода сама путь отыщет. Воду варить – вода и будет.
Хлеб с солью, да водица с голью. Житье – из ворот да в воду. Бывает порою – течет и вода горою. Дорого при пожаре ведро воды, при скудости – подаяние. Много воды утекло с тех пор.
От жара и вода кипит. Куда река пошла, там и русло будет. Решетом воду мереть - потерять время. После пожара за водой не бегут. Правда в воде не тонет, в огне не горит. Правда из воды да из огня спасает. Не зная броду, не суйся в воду. Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться. Покой пьет воду, а беспокойство – мед. Стоячая вода гниет. Воды жалеть - кашу не сварить. Посмотрись в воду на свою природу. Лучше воду пить в радости, нежели мед в кручине. Огонь - беда и вода - беда, а пуще беды - без огня и без воды. Беда что вода: нечаянно на двор приходит. Не высок водоспуск, да реку держит. Еще ты не сидел у воды без хлеба. Не всякая капля в рот каплет. Под водой и на воде враг не спрячется нигде. Умный человек подобен роднику. Чем полнее бочка, тем меньше звона. Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники. Мутная вода не из чистого озера течет. Далекой водой, трудно погасить близкий огонь Вода с водой — не как гора с горой: сливаются. Спи, царь-огонь, говорит царица-водица. Вода и мельницу ломает. Вода и землю точит, и камень долбит. Огню да воде Бог волю дал. С огнем, с водою не поспоришь. Дождь не дубинка, не убьет. Дождь прибьет, солнышко поднимет. Ранняя весна – много воды. Проточная вода не гниет. Каждая река к морю течет. Море не разгородишь. Море веслом не расплещешь. Капля в море не заметна… Апрельские ручьи землю будят. В марте вода, в апреле трава. Вниз вода несет, а вверх кабала ведет. Вода и мельницу ломает. Вода камень точит. Вода не мутит ума. Вода о воде не плачет. Вода плотину рвет. Вода студёна - тело ядрено. Воду в ступе толочь - вода и будет. Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко. Где вода, там и верба, где верба, там и вода. Где вода, там и суда. Ждать воды - не беда, да пришла бы вода. Куда вода течет, туда и щепу несет. Лучше вода в радости, чем брага в печали. Людское счастье, что вода в бредне. Полая вода снесет ворота. Тиха вода, да омуты глубоки. Их водой не разольешь. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
На обиженных воду возят. По морю плавал, а воды не видел. Посуленное вилами на воде писано. С лица воду не пить. С тобой говорить - решетом воду носить.