Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики развития терроризма и экстремизма.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района Песковатско – Лопатинская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ
Песковатско-Лопатинской ООШ
_____________ Т.С. Колодина
Программа
профилактики развития терроризма
и экстремизма.
на 2015 -2018 уч. годы
х. Песковатская Лопатина
2015 г.
Обоснование Программы
В настоящее время одной из сложных социально-политических проблем российского общества стала проблема проявления среди молодежи нетерпимого отношения к людям других национальностей, верований или иных взглядов. Зачастую это проявляется в жестокости, возникновении экстремистских и террористических организаций.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является наиболее подверженной деструктивному влиянию и формированию радикальных взглядов и убеждений.
Источником экстремизма в молодёжной среде являются, безусловно: смена ценностей оснований развития общества, отсутствие объединяющей молодёжь идеологии, социальные проблемы, усиленные кризисом; коррупция как главный фактор, порождающий и оправдывающий любые действия, направленные на противодействие власти, снижение общего культурного уровня молодёжи и в целом рациональных основ её мировоззрения.
Молодые люди могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти.
Возникновение неформальных молодёжных движений и объединений, их быстрый рост, показывают то, что в обществе существуют проблемы, противоречия; значительный недостаток в удовлетворении интересов и запросов людей, и эти новые образования нацелены на его компенсацию.
Противоправное поведение молодёжи и подростков во многих случаях является следствием проникновения в их среду криминальной субкультуры.
По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Наблюдается рост преступлений экстремистской направленности, совершенных молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет.
Активизировалась деятельность неформальных молодежных групп, объединяющих представителей различных молодёжных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, деятельность которых заключается в проведении силовых и пропагандистских акций, создающих конфликтные ситуации.
Среди причин, возникновения и проявления экстремизма в молодежной среде социологи указывают следующие:
· Обострение социальной напряженности в молодежной среде, обусловленной проблемами качества и уровня образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и др.
· Криминализация сфер общественной жизни, вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса.
· Изменение ценностных ориентаций, влияние на молодежь различных религиозных организаций и сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм.
· Использование сети Интернет радикальными общественными организациями в противоправных целях.
В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в сети «Интернет». При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных СМИ, не срабатывает в Интернете. Интернет используется экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.
Основными чертами современного экстремизма в молодёжной среде являются:
- возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур;
- активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности;
- применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий;
- усиление мер конспирации;
- распространение экстремизма на национальной почве в молодёжной среде;
- активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления и дерзкие, демонстративные административные правонарушения;
- переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
В целях предупреждения экстремистской проявлений в приоритетном порядке определена следующая деятельность по профилактике экстремизма в молодёжной среде:
- проведение мероприятий в образовательных учреждениях, культуры и спорта, направленных на формирование толерантности;
- повышение роли и ответственности средств массовой информации в работе по формированию толерантности молодёжи;
Проведение разноплановой работы органами и учреждениями с молодыми людьми, вовлечение их общественно- полезную деятельность позволит уменьшить уровень экстремистской активности, снизит популярность экстремистских идей.
В нашем образовательном учреждении учащиеся, как и другая молодежь, могут попасть под влияние организаций, насаждающих чуждые российскому обществу ценности. Нашим учащимся в дальнейшем самим предстоит стать полноправными представителями российского общества, быть в ответе за свои действия и самим участвовать в общественной жизни страны, поэтому воспитание толерантного сознания и профилактика экстремизма являются актуальными для нашего коллектива.
Паспорт программы
Основание
для разработки
Закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
Областная долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма на 2012-2014 годы (Постановление Администрации Ростовской области от 14.09.2012 № 623);
Комплексный план по гармонизации межэтнических отношений в Ростовской области на 2012 год (Постановление Правительства Ростовской области от 15.03.2012 № 189)
Основной разработчик
МБОУ Песковатско-Лопатинская ООШ
Цель Программы
Реализация государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму, системы мер, направленных на профилактику экстремизма и терроризма. Формирование у участников образовательного процесса толерантного сознания, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.
Задачи Программы
1.Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
2.Расширение представлений учащихся об этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств, молодёжных субкультурах.
3. Профилактика и предотвращение конфликтов на социально-политической, этнической и конфессиональной почве среди учащихся;
4.Обеспечение всестороннего и гармоничного этнокультурного развития учащихся; воспитание уважения к традициям и культуре народов других национальностей
5.Повышение уровня межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики терроризма и экстремизма;
6.Усиление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против терроризма и экстремизма среди учащихся и родителей.
7.Создание в школьном коллективе благоприятной психологической атмосферы и предупреждение проявления неуважения друг к другу и агрессивности.
Сроки реализации Программы
сентябрь 2015 г. - май 2018 г.
Основные направления деятельности по реализации Программы
1. Создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, культурно-бытовых, духовно-нравственных условий для цивилизованного развития и жизнедеятельности учащихся.
2. Организация деятельности всех участников образовательного процесса по формированию толерантности и нетерпимости к экстремизму.
3. Совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и противоэкстремистской направленности.
4. Укрепление межнационального и межконфессионального согласия.
5. Создание эффективной системы мониторинга и диагностики социальной ситуации для разработки мер по своевременному противодействию экстремизму.
Механизм реализации Программы
Программа реализуется через работу методических объединений учителей-предметников, классных руководителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через родителей, учащихся, органы ученического самоуправления.
Прогнозируемый результат
1. Сформированность у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
2. Расширение кругозора обучающихся о молодежных субкультурах, этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств.
3. Проявление уважения к традициям и культуре народов других национальностей.
4. Наличие благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе.
5. Формирование у обучающихся навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах
Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма в МБОУ Песковатско-Лопатинской ООШ на 2015-2016 учебный год.
Перечень программных мероприятий
№
Наименование мероприятия
Цель мероприятий
Срок, периодич
ность
Место
Ответственный
1.
Учебно-тренировочные занятия по информированию и обучению персонала ОУ и обучающихся навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта. Обучение сотрудников, обучающихся ОУ действиям при угрозе (совершении) террористических актов. Объектовые тренировки в ОУ по эвакуации
Организация работы по соблюдению требований внутриобъектового режима, правил внутреннего распорядка, по предупреждению антиобщественного поведения обучающихся в ОУ. Оказание помощи персоналу, обучающимся ОУ правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
2 раза в год
ОУ
Руководитель ОУ
2.
Организация и проведение инструктажа с воспитателями лагерей с дневным пребыванием детей
Организация работы по соблюдению требований внутриобъектового режима, правил внутреннего распорядка, по предупреждению антиобщественного поведения обучающихся в ОУ
ежегодно,
май
ОУ
Руководитель ОУ
3.
Обеспечение контроля режима допуска граждан в здание о ОУ и автотранспорта на территорию ОУ, исключение бесконтрольного пребывания посторонних лиц на территории и в здании ОУ
Организация пропускного режима и контроля
постоянно
ОУ
Руководитель ОУ
4.
Проведение разъяснительной работы среди родителей обучающихся о возможной угрозе жизни и здоровью при терактах
Информирование родителей
2 раза в год
ОУ
Классные руководители
5.
Ведение (обновление) стендов по антитеррористической безопасности
Наглядная информационно-пропагандистская работа с педагогами, родителями и обучающимися
в течение года
ОУ
Преподаватель ОБЖ
6.
Преподавание предметов правового, гражданского и духовного содержания
Привитие правовой грамотности, воспитание духовности, чувства гражданственности и ответственности
в течение учебного года
ОУ
Руководитель ОУ
7.
Проведение встреч, бесед сотрудниками правоохранительных органов с обучающимися об ответственности в случаях проявления экстремизма в отношении людей
Знакомство с действующим законодательством об ответственности за проявления действий экстремистского характера
в течение учебного года
ОУ
Руководитель ОУ
Преподаватель ОБЖ
8.
Распространение листовок «Рекомендации гражданам по действиям при угрозе терроризма»
Ознакомление с правилами поведения в случае угрозы террористического акта
Октябрь
ОУ
Преподаватель ОБЖ
9.
Тематические уроки по предметам ОБЖ, «Окружающий мир»
Приобретение навыков безопасного поведения; Формирование атмосферы доброжелательности, уважения
в течение учебного года
ОУ
Учителя ОБЖ и окружающего мира
10
Родительские собрания по профилактике терроризма, экстремизма, ксенофобии
Организация цикла мероприятий, направленных на информирование о безопасном поведении в экстремальных условиях, воспитание толерантного поведения в обществе
ноябрь, апрель
ОУ
Классные руководители
11.
Обеспечение взаимодействия с ОВД во время проведения массовых мероприятий, праздников, утренников, вечеров отдыха
Обеспечение безопасности образовательных учреждений от террористических актов
Постоянно
ОУ
Педагог-организатор
12.
Изучение педагогами и обучающимися инструкций по алгоритму действий в случае обнаружения подозрительных предметов, содержащих опасность для жизни и здоровья окружающих
Обеспечение комплексной безопасности
февраль
ОУ
Руководитель ОУ
13.
День Знаний. Уроки Мира. Классные часы, посвященные государственной символике.
Пропаганда уважения к государственным символам
сентябрь
ОУ
Зам по УВР
14.
Беседы с родителями «Чему должны научить детей родители в случаях возникновения опасных ситуациях»
Формирование системы противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма
ноябрь
ОУ
Классные руководители
15.
Проведение классных часов, направленных на профилактику экстремизма
Профилактика экстремизма, терроризма и ксенофобии
1 раз в четверть
ОУ
Классные руководители
16.
Общешкольные линейки, классные часы, приуроченных к датам:
3.09 – день Памяти жертв Бесланской трагедии;
30.10.- день памяти жертв политических репрессий;
4.11 – день народного единства;
16.11 – Международный день толерантности;
2.04.- день единения народов;
12.06.- день России;
11.07 – всемирный день народонаселения
Формирование чувства сопричастности, установок толерантного сознания и профилактика экстремизма и терроризма
в течение года
ОУ
Классные руководители
Педагог-организатор
17.
Мероприятия, посвященные Дню Конституции
Привитие правовой грамотности, чувства гражданственности и ответственности
декабрь
ОУ
Учителя истории и обществознания
18.
Месячник патриотического воспитания
Воспитание патриотизма, пропаганда воинской службы
февраль
ОУ
Преподаватель – организатор ОБЖ
19.
Организация отдыха и занятости детей в период школьных каникул
Профилактика правонарушений, связанных с проявлением экстремизма и ксенофобии, организация занятости учащихся, пропаганда здорового образа жизни, повышение мотивации к творчеству
ноябрь
ОУ
Руководитель ОУ
20.
Мероприятия, посвященные Дню Победы
Воспитание патриотизма, сохранение памяти о ветеранах войны
май
ОУ
Руководитель ОУ
21.
Проверка библиотечного фонда по предмету отсутствия реализации экстремистской литературы
Профилактика распространения литературы экстремистского характера
2 раза в год
ОУ
Руководитель ОУ
Воспитательный план мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма.