Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Организация самостоятельной работы по фармакологии"»
Организация самостоятельной работы по фармакологии с использованием технологии дистанционного обучения
Предмет "Фармакология" является одним из основных среди общепрофессиональных дисциплин при подготовке медицинских сестер и фельдшеров.
Преподавание проводится на 1 курсе (2 семестр) и на 2 курсе (3 семестр) - специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки, на 2 курсе (3,4 семестры) специальности 34.02.01 Сестринское дело. В соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки студента курс преподавания данной дисциплины ставит перед собой следующие задачи:
научить студентов анализировать терапевтическое и побочное действие лекарственных веществ на основе знания их фармакодинамики и фармакокинетики;
научить оформлять рецепты на различные лекарственные формы с использованием справочной литературы;
В конце обучения студенты получают итоговые оценки за семестр: по теоретическому разделу, по практическим занятиям и за самостоятельную работу. При подготовке будущих медицинских сестер и фельдшеров значительная роль отводится формированию у студентов умения и навыков самостоятельной работы, при этом используется 3-й уровень самостоятельной работы студентов учебно-поисковый, т.е. применяется методика работы студентов со справочной литературой.
В своей практической деятельности среднему медицинскому работнику часто приходится пользоваться справочной литературой.
Поскольку фармакология преподаётся на 2 курсе, в самом начале профессиональной подготовки мед. сестёр и фельдшеров, у студентов нет навыков самостоятельной работы со справочной фармацевтической литературой. Для решения этой проблемы в качестве самостоятельной работы по фармакологии мы применяем методику использования обучающих задач, в которых дается характеристика препарата с использованием алгоритма. Используя справочную литературу, студент описывает препарат по алгоритму. Разработанный алгоритм позволяет найти нужный материал в справочнике, отобрать главное для характеристики препарата.
Алгоритм включает в себя последовательное описание основных свойств препарата - фармакологическую группу, синонимы, механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты,
особенности применения препарата, лекарственные формы, рецепты на все лекарственные формы.
В качестве задания для самостоятельной работы студенту дается три препарата, за каждый препарат ставится оценка, а итоговая оценка за самостоятельную работу является средней арифметической оценок, полученных за каждый препарат.
В условиях современного информатизированного общества эффективному обучению студентов помогает использование современных инновационных образовательных средств и методов обучения, одним из которых является дистанционное обучение. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных
средств обучения и возможность контакта с преподавателем по электронной почте.
За два месяца до окончания семестра студенты получают темы самостоятельной работы (три лекарственных препарата), список литературы, алгоритм решения обучающей задачи, график сдачи самостоятельных работ, электронный адрес преподавателя. По мере поступления на электронный адрес преподавателя работ студентов, преподаватель проверяет работы, ставит оценку, вносит эти данные в ведомость, доводит их до сведения студентов по принципу обратной связи. Это позволяет повысить качество обучения, оперативно корректировать качество выполняемой самостоятельной работы, рационально использовать рабочее время преподавателя и студента.
Критерии оценки обучающей задачи
Алгоритм содержит 10 пунктов. При проверке преподаватель оценивает качество описания препарата по каждому разделу алгоритма.
Критерии оценки решения обучающей задачи
Оценки
Количество правильных ответов
«5» отлично
91-100%
«4» хорошо
81-90%
«3» удовлетворительно
71-80%
«2» неудовлетворительно
70 % и меньше
Баллы,
кол-во
ошибок
Количество
неправильных
ответов
о
Количество
разделов
алгоритма
10
«5»
10%
1
«4»
20%
2
«3»
30%
3
«2»
30 %
3
График сдачи самостоятельных работ
Группа
Специальность
Срок сдачи
200
31.02.01Лечебное делоуглубленной подготовки
10.03.14 -21.03.14
210
34.02.01 Сестринское дело
22.03.14 -1.04.14
211
34.02.01 Сестринское дело
2.04.14-13.04.14
График сдачи
Итоги самостоятельной работы по фармакологии с использованием технологии дистанционного обучения
Группа 200
Специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной рподготовки
№
Ф.И. студента
Тема
самостоятельной
работы
Дата сдачи
Оценка
I бригада
1
Александрова А.
Торекан
Динопростон
Мезатон
10.03.14
4
2
Бажутова А.
Аминазин
Ниаламид
Таламонал
20.03.14
3
3
Волкова Р.
Цианокобаламин
Атропин
Беротек
Курантил
19.03.14
4
4
5
* Обучающая задача
Характеристика препарата с использованием алгоритма
Клофелин
№
Алгоритм решения задачи
Эталон ответа
1
Название препарата, его синонимы
Clophelinum, Hemiton, Catapresan, Clonidin
2
Фармакологическая
группа
Антигипертензивный препарат, стимулятор центральных а- адренорецепторов
3
Принцип действия
Стимуляция а.2-адренорецепторов ЦНС, уменьшение симпатической импульсации к сосудам и сердцу
4
Фармакологические
эффекты
Гипотензивный, седативный, анальгетический, снижение внутриглазного давления
5
Показания к применению
Гипертоническая болезнь, глаукома
6
Побочные эффекты
Брадикардия, сухость во рту, сонливость, запоры, гиперемия, заложенность носа
7
Противопоказания к применению
Артериальная гипотензия, атеросклероз сосудов головного мозга
8
Особенности применения препарата:
запрещается употребление спиртных напитков, с осторожностью назначают водителям автомобилей
- пути введения
Под язык, подкожно, внутримышечно, внутривенно, глазные капли
v ;С()1сТ?иы1ыи iipenapus. CwiMv'i*.?' г
- разовые дозы
0,075мг
А;'. ■■ И • ' И А С • аДрцЛ1УрСЦСЧ 1 1 OfAHii; i2 ; .