Пояснительная записка
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы - персонажи, оформление, слово и музыка - всё это вместе взятое, в силу образно - конкретного мышления младшего школьника, помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живёт для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зримо в трёхмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, её можно потрогать.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчёркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Карамоненко, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной, А. П. Усовой.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.
Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.
Кукольный театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Эта сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомства со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Актуальность программы
Игра различных направлений, игра с куклой - основной вид деятельности ребенка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. самый скромный ребенок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька- маленькая сценка. Вот он пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к театру. Вот он уже перестает бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющим телом, мимикой. Проходит время, и ребенок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Задача руководителя- поддержать крупицы его творчества, помочь развить способность ребенка.
Кукольный театр- стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменяться интересы и мало кто из них станет актером- сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.
Кукольный театр будет жить вечно, развиваясь, совершенствуясь, и не даром на экранах телевизоров мы всё чаще и чаще видим передачи с участием кукол; это не случайно- ведь кукла может творить чудеса, делать то, чего не может делать человек.
Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телевизора, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Всё это они могут найти в театре кукол " Кудесники"
Кукольный театр " Кудесники" - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является работа с куклой- постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, разработка к ним декорация. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрения проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество. Задача педагога- правильно направить деятельность детей, поддержать талант, помочь сделать чертеж или выкройку. Изготовление кукол- это творческий процесс; каждая кукла, созданная руками детей, уникальна. конструкция кукол совершенствуется год от года, учитываются ошибки предыдущих конструкций
Цель учебного процесса в театре кукол: формировать навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопризентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, проектной деятельности