- воспитывать эстетические чувства, доброжелательность, искренность в передаче танцевального образа.
Развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать креативность детей;
- развивать артистичность, эмоциональность и гармоничность в паре;
- развивать воображение.
Оборудование: воздушные шары по количеству детей, шесть зонтиков, картотека игр, шесть ручных дисков, нотный материал, аудиоматериал.
Методы:
объяснительно – иллюстративный метод (описание, объяснение, беседа);
метод психологического воздействия (строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы).
Тип занятия: закрепление знаний.
Структура занятия:
введение и организация занятия;
упражнения различных видов и степени сложности по уже пройденному хореографическому материалу, выполняемые всей группой под руководством педагога;
поощрение всех обучающихся, уверенно справившихся с заданием;
краткая заключительная часть занятия (подведение итогов работы).
План – конспект сюжетно – игрового занятия
Дети стоят возле входа.
Педагог: «Здравствуйте, ребята».
Ребята: «Здравствуйте!»
Педагог: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну «Вообразилия». А на чём мы, ребята можем туда поехать?»
Ребята: «На машине, на самолёте, на поезде»
Педагог: «Давайте поедем на поезде, Соня будет вашей вагоновожатой, а я вашим дежурным, который будет объявлять остановки. Поехали».
Дети заходят в зал друг за другом (паровозиком), «вагончики» разъединяются, ребята выстраиваются в шахматном порядке на поклон.
Педагог: «Давайте поздороваемся с жителями этой страны».
Поклон.
Педагог: «В каждом городе нас ждут с вами необычные приключения. Ну что, в путь?»
Ребята: «В путь!»
Педагог поднимает ручной диск.
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
1-я остановка.Педагог поднимает ручной диск: « Город «Весёлых колобков». Каждое утро колобки делают ритмическую разминку и сейчас мы её исполним, а Соня нам поможет».
Ритмическая разминка «Колобок».
1. Исходное положение – стоя, ноги вместе. На счёт «раз» наклонить голову вправо. На счёт «два» - влево. На «три» - вправо, на «четыре» - влево.
На счёт «раз» наклонить голову вперёд. На счёт «два» - назад. На «три» - вперёд, на «четыре» - назад.
На счёт «раз» повернуть голову вправо. На счёт «два» - влево. На «три» - вправо, на «четыре» - влево.
На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение головой вправо с максимально возможной амплитудой. На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение головой влево с максимально возможной амплитудой.
2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. На счёт «раз, два, три, четыре» - по очереди опускать, поднимать плечи. То же самое с приседанием. Повторить 2 раза.
3. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки открыты в стороны. На счёт «раз» - круговое движение предплечьями вовнутрь. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три» - круговое движение предплечьями вовнутрь. На счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. На счёт «раз» - круговое движение предплечьями наружу. На счёт «два» вернуться в исходное положение. На счёт «три» - круговое движение предплечьями наружу. На счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
4. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки открыты в стороны.
На счёт «раз, два, три, четыре» согнутые кисти по очереди поднимать, опускать; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки вперёд.
Присесть. На счёт «раз, два, три, четыре» согнутые кисти по очереди поднимать, опускать; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки в стороны. Встать на полупальцы.
На счёт «раз, два, три, четыре» вращать кисти вперёд; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки вперёд. Присесть. На счёт «раз, два, три, четыре» вращать кисти назад; руки поднимаются на верх. Ещё раз то же самое, только руки в стороны. Полупальцы.
5. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки открыты в стороны. На счёт «раз, два» наклонить корпус вправо. На счёт «три, четыре» выпрямить корпус, хлопок над головой, руки прямые. То же самое влево. Повторить 4 раза.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки открыты в стороны. На счёт «раз, два, три, четыре» наклонить корпус вперёд параллельно полу. На счёт «раз, два, три, четыре» постоять в этом положении. На счёт «раз, два, три, четыре» опустить корпус и голову вниз, четыре хлопка. На счёт «раз, два» достать ладонями до пола два раза. На счёт «три, четыре» вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки в первой позиции.
На каждый счёт «раз, два, три, четыре» повернуть корпус вправо – влево. Повторить 2 раза.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт «раз, два, три, четыре» круговое движение туловищем вправо. Повторить 2 раза. На счёт «раз, два, три, четыре» - то же в другую сторону. Повторить 2 раза.
6. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счёт «раз, два» глубоко присесть, руки в стороны. На счёт «три, четыре» вернуться в исходное положение. То же самое руки вперёд, наверх. Повторить 2 раза.
7. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях перед собой. На счёт «раз, два, три, четыре» маршировка вокруг себя по точкам направо. То же самое налево. Руки «моторчики». Повторить 2 раза.
8. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счёт «раз» согнуть правую ногу, встав на носок, пятку поднять (нагрузка распределяется на все пальцы стопы); на счёт «два» другой ногой. Повторить 8 раз.
9. Прыжки на двух ногах вокруг себя по точкам.
Прыжки на месте на двух ногах, руки перед собой, как лапки (маленькие зайчики).
Прыжок «пружинка» на месте, руки по очереди меняются наверху (большие зайчики).
Педагог поднимает ручной диск: «Ну и повеселил нас Колобок, а нам пора в другой город».
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
2-я остановка.Педагог поднимает ручной диск: «Город «Весёлых карандашей». Здесь живут Карандаш и Резинка, которые предлагают нам ненадолго переместиться в сказку и поучаствовать в ней.
Партер. Игровой стретчинг «Сказка о Карандаше и Резинке».
Дети стоят в шахматном порядке. Мальчики подходят к девочкам, садятся в исходное положение (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах).
Педагог: « Карандаши – это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но, волшебству тоже надо учиться. Представим, что наши ножки – карандаши».
1.Упражнение «Волшебные палочки». На укрепление брюшного пресса. Лёжа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги на «раз, два, три, четыре» поднимаются наверх на 90 градусов и также опускаются, носки натянуты. Повторяется четыре раза.
Педагог: «Карандаши делятся на мягкие и твёрдые. Изобразим их.
2.Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши». Напряжение и расслабление всех мышц. Лёжа на спине, руки вытянуть наверх вдоль ковра. На «раз, два, три, четыре» растянуть всё тело вдоль ковра, руки в одну сторону, ноги в другую, носки натянуты. На «раз, два, три, четыре» всё тело расслабить, руки вдоль тела. Повторить четыре раза.
Педагог: «Карандаши бывают молодыми и старыми. Со временем они уменьшаются, становятся короче».
3.Упражнение «Молодые и старые карандаши». На укрепление мышц ног. Пластичность тела. Сидя на полу, ноги натянуты, носки на себя, спина прямая, руки поставить возле себя, на «раз, два» поднять правую ногу, на «три, четыре» опустить. Тоже самое с левой ноги. Повторить четыре раза.
Педагог: «Если люди живут в доме, то и у карандаша есть свой домик – коробка».
4.Упражнение «Коробка с карандашами». На растяжку мышц ног и пластику тела. Сидя на полу, ноги натянуты, носки на себя, спина прямая, руки подняты наверх, на две восьмёрки наклониться вниз к ногам, дотянуться до носков и растягиваться. На последнюю четверть вернуться в исходное положение.
Мальчики и девочки сидят в исходном положении (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах).
Педагог: «Итак, жил – был карандаш, который больше всего на свете любил рисовать. А по соседству жила Резинка белая, чистая и очень аккуратная. Её страстью было наводить чистоту».
Мальчики остаются в исходном положении (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах). Девочки группируются в «комочек».
Педагог: «Карандаш рисовал всё подряд. Заметит змейку, и вот она уже как живая».
5.Упражнение «Змея». На гибкость спины. На две восьмёрки лёжа на животе прогнуть спину назад. Руки прямые в локтях. Ноги вместе, прямые и натянуты.
Педагог: «Резинка в мгновение ока стёрла рисунок». Девочка подкатывается к мальчику два раза.
Педагог: «Увидит карандаш рыбку в пруду – и тут же нарисует».
6.Упражнение «Рыбка». На гибкость спины. На две восьмёрки лёжа на животе прогнуть спину назад. Руки прямые в локтях. Ноги согнуть в коленях. Дотянуться до головы.
Педагог: «Резинка тут как тут ». Девочка подкатывается к мальчику два раза. Педагог: «А уж сколько раз карандаш рисовал кошку и не сосчитать».
7.Упражнение «Кошечка». На гибкость и пластику спины. Стоя на коленях, руки на ковре, на «раз, два» округлить спину, на «три, четыре» прогнуть спину. Повторить четыре раза.
Педагог: «Резинка стирает и этот рисунок». Девочка подкатывается к мальчику два раза.
Педагог: «Увидев приближающуюся Резинку, Карандаш от страха нарисовал слону два хобота».
8.Упражнение «Слон». На растяжку отдельных групп мышц. Стоя на ногах, корпус опущен вниз, две руки подняты наверх, ладони натянуты и направлены друг на друга.
Девочка подкатывается к мальчику два раза.
Педагог: «Наконец – то Резинка стёрла то, что нужно, один лишний хобот».
Мальчики соединяют руки.
Дети садятся в исходное положение (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах) лицом друг к другу.
Мальчики смотрят на девочек и говорят: «Ведь ты можешь стирать только что, нарисовано неправильно».
Девочки смотрят на мальчиков. «Я согласна» - заявила Резинка.
Педагог: «С тех пор они не разлучаются (руки детей соединяются). Пусть и ваши карандаши и резинки живут дружно (руки детей поднимаются наверх). А вы рисуйте и фантазируйте ( дети встают на ноги)».
Педагог поднимает ручной диск: «А теперь из сказки, мы переместимся обратно на наш волшебный поезд. Спешите, спешите в другой город».
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
3-я остановка.Педагог поднимает ручной диск: А это, что за остановка? Ребята: Город «Весёлых строителей». Давайте поможем жителям этого города построить дом, покрасить его и посадить цветы».
Танец – игра «О – па – па» [1].
Мы построим дом высокий
Прямо до самых небес.
Папа с мамой будут рады:
Что за чудо из чудес!
Дети берутся за руки, поднимают их наверх, опускают вниз.
Снова берутся за руки. Поднимают их наверх. Полупальцы.
Открыть в сторону правую руку, левую. Два хлопка.
Два приседания с поворотом корпуса.
О – па - па,
О – па – па, 2 раза
Что за чудо из чудес!
Подскоки, по кругу взявшись за руки вправо, потом влево.
Мы покрасим дом высокий
Синей краской в цвет небес.
Папа с мамой будут рады:
Что за чудо из чудес!
Правая рука поднимается наверх, затем левая.
Полукруг правой рукой к себе с приседанием. То же самое левой.
Открыть в сторону правую руку, левую. Два хлопка.
Два приседания с поворотом корпуса.
О – па - па,
О – па – па, 2 раза
Что за чудо из чудес!
Подскоки, по кругу взявшись за руки вправо, потом влево.
Мы посадим возле дома
Разноцветные цветы.
Папа с мамой будут рады:
Что за дети – молодцы!
Девочки глубоко присаживаются, руки на юбочке.
Мальчики обходят девочку, руки на поясе.
Мальчики открывают руки в стороны, девочки то же самое.
Ноги вместе, руки -«моторчики», наклон корпуса вперёд.
О – па - па,
О – па – па, 2 раза
Что за дети-молодцы!
Подскоки, по кругу взявшись за руки вправо, потом влево.
Педагог поднимает ручной диск: «Мы помогли жителям этого города теперь поедем в другой».
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
Исходное положение: пары стоят по кругу, по направлению линии танца, против хода часовой стрелки. Девочки с правой стороны от мальчиков. Руки отведены от корпуса. Пальцы раскрыты. Шестая позиция ног.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся. 2 раза
Исполнители двигаются по кругу на полупальцах. Останавливаются лицом к лицу партнёра, мальчик спиной к центру круга, девочка – лицом. Поворот вокруг себя.
Выставить правую ногу на каблук в сторону, ногу вернуть в 6-ю позицию; исполнить движение с левой ноги (2 раза).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. 2 раза
Исполнители приподнимают правую ногу 3 раза, носком чуть касаясь, пола. На последнюю четверть такта возвращают правую ногу в 6-ю позицию. То же движение с левой ноги. Опуская руку вниз, проводят наружной стороной ладони правой руки по воображаемой луже и встают в исходное положение; те же движения левой рукой (2 раза).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси!» 2 раза
Девочка на полупальцах бежит по кругу, мальчик за ней. На последнюю четверть такта мальчик догоняет девочку и берёт её за край юбочки (хвостик) и как бы тянет её к себе, двигаясь спиной назад по кругу. Девочка, остановившись, стряхивает с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер. Мальчик обходит девочку на носочках. Мальчик, остановившись, исполняет движение девочки. Девочка – движение мальчика.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. 2 раза
Выставить правую ногу на каблук в сторону, ногу вернуть в 6-ю позицию; исполнить движение с левой ноги (2 раза). Дети лицом друг к другу двигаются на носочках (глаза в глаза). Останавливаются лицом на зрителя. Поклониться вперёд. Поворот вокруг себя. Поклониться вперёд.
На проигрыш покачать головой, стряхнуть с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер, 4 притопа, обе руки поднять наверх.
Педагог: «Очень весёлый город. Не правда ли ребята?»
Дети отвечают: «Да!».
Педагог поднимает ручной диск: «Но нас ждёт наш волшебный поезд и следующие города, занимайте место в вагончиках».
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
5-я остановка.
Педагог поднимает ручной диск: Город «Весёлого дождя». Здесь всегда идёт дождь, но жители совсем не грустят. Они поют и танцуют. Давайте и мы сделаем тоже самое.
Танцевально – игровой этюд «Дождик» с детскими зонтиками (на импровизацию).
Педагог поднимает ручной диск: «Нашему волшебному поезду уже не терпится отправиться обратно в дом творчества. Наша прогулка заканчивается».
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
6-я остановка.Педагог: «Мы уже спешим в дом творчества, что же случилось?»
Ребята высказывают свои версии.
Педагог: «Мы приехали с вами в лес, а не прогуляться ли нам по нему. Это, ребята, необычный лес. Кто остановится здесь, тот превращается в медвежат, которые кушают землянику и спят на подушке. А какие вы знаете волшебные слова».
Ребята высказывают свои версии. При помощи волшебных слов дети превращаются в медвежат.
Танцевальная игра – превращение, основанная на логоритмики «Медвежата» [3].
Ходьба на носках, руки на поясе. Дети идут по кругу друг за другом.
Мы весёлые ребята,
Наше имя – медвежата.
Дети останавливаются лицом в круг. Шаг «марш» на месте, руки поднимаются по «ступенькам» (имитация).
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть.
Шаг «марш», руки на поясе. Дети идут по кругу друг за другом.
Мишка шёл, шёл, шёл,
Землянику он нашёл.
Дети останавливаются лицом в круг. Наклон вперёд, руки открываются
в стороны. Дети приседают, покачивают головой. Руками кушают землянику (имитация).
Он присел, попыхтел.
Землянику всю он съел.
Шаг «марш», руки на поясе. Дети идут по кругу друг за другом.
Мишка шёл, шёл, шёл,
На лужайку он пришёл.
Дети останавливаются лицом в круг. Прыжки на двух ногах на месте,
руки перед собой, как лапки зайчика.
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.
Шаг «марш», руки на поясе. Дети идут по кругу друг за другом.
Мишка шёл, шёл, шёл,
И подушку он нашёл.
Дети останавливаются лицом в круг. Наклон вперёд, руки открываются
в стороны. Дети приседают, покачивают головой. Ладони соединяются,
прикладываются к уху (медвежата спят).
Он присел отдохнуть,
И решил он вдруг уснуть.
Релаксация. Восстановление дыхания.
Перевоплощаемся из медвежат и возвращаемся обратно на волшебный поезд.
Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.
Педагог спрашивает у детей, где они сегодня были. Они рассказывают о своём путешествии всем присутствующим.
Педагог: «И это ещё не все сюрпризы на сегодня. Закройте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (в это время педагог берёт воздушные шары и подходит к детям) открой глаза (в это время педагог шары отпускает они летят к детям».
Все дети берут по шарику и встают на свои места в шахматный порядок.
Давайте, ребята, попрощаемся с гостями присутствующими здесь.
Поклон.
Все обучающиеся друг за другом (паровозиком) уезжают из зала.
Список литературы
Курьянов, А. И. Ритмика и основы хореографии [Текст] / А. И. Курьянов. – М.: МЭГУ, 1933. – 90 с.
Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография [Текст] / Н.И. Бочкарева. – Кемерово, 2000. – 101 с.
Геращенко, В. П. Основы танцевального искусства [Текст]: Комплексная программа, методические рекомендации / авт. – сост. В.П. Геращенко. – Кемерово, 1995. – 38 с.
Смирнова. Н. Г., Бочкарёва. Н. И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях [Текст]: учебно - методическое пособие / Н. Г. Смирнова, Н. И. Бочкарёва. – Кемерово, 1996. – 115 с.
Ладыгин, Л. А. Музыкальное оформление уроков танца [Текст] / Л. А.
Ладыгин. – М.: ЗНУИ, 1980. – 100 с.
Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группа [Текст] / М. Ю. Гоголева. – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 120 с. (Подвижные игры)
Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду [Текст] / С. Л. Слуцкая. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 272 с.
Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]: учебно – методическое пособие / Н. И. Бочкарева. – Кемерово, 1998. – 63 с.
Игры с пальчиками и речедвигательные упражнения, развитие моторики руки, опосредованное развитие речи [Электронный ресурс]: Форум. - Режим доступа: http: // forum.mosmama.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.