kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Вам, мальчики и девочки блокады…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий  праздника,посвященного Дню       снятия блокады  Ленинграда

Просмотр содержимого документа
««Вам, мальчики и девочки блокады…»»

Сценарий праздника, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

«Вам, мальчики и девочки блокады…»

(Литературно-музыкальная композиция)



Ведущая: Здравствуйте дорогие гости и учащиеся нашей «Кудашевской средней школы»!

Сегодняшнее мероприятия мы посвящаем детям блокадного Ленинграда..

Звучит спокойная музыка, гуляют дети…

Ведущий. Последние экзамены были позади, сегодня по улицам города Ленинграда шли выпускники. Старшеклассники делились своими планами, рассказывали о том, чем решили заниматься после окончания школы.



Саша Б. Я мечтаю стать командиром Красной армии, поступить в военное училище. Войны сейчас точно не будет, ведь единственная страна, которая могла бы напасть на нас, Германия, подписала с нами договор о ненападении, так что я успею выучиться на командира.

Таня И. А я хочу выучиться на повара! Приготовлю вам вкусный торт!!!

Оля К.А я хочу выучиться на врача!

Коля К. А я стану первоклассным инженером!

Все дети смеются.

Таня И.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала , казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

( С.Щипачёв)

Оля К.

Раскрыты были окна школы,

Сирень цвела,

Звенел над садом смех весёлый,

Светлела мгла.

Уже порозовели дали

И гладь реки,

И радостно рассвет встречали

Выпускники.

Улыбки, светлые одежды,

Кругом цветы.

Прекрасны юности надежды –

Любовь, мечты.

Казалось, что волною льётся

Бал выпускной,

Но кто мог знать,

Что мир взорвётся

В ту ночь войной?



Вдруг наступает тишина…Дети замирают…



. Выходят дети

Илназ.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.



Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.



В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

(А.Иоффе)



Настя П

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(А.Твардовский)



Звучит седьмая «ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича.



Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте.

Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.



Рома. В начале войны мне было 12 лет. Вместе с папой и братом Алёшей мы пришли в зоосад. Мы стояли в очереди на карусели, ели мороженое…И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну.

Настя. Мне было шесть лет. Я с мамой собиралась ехать в деревню к бабушке. Мы уже стояли на платформе, папа говорил, что скоро приедет, и мы будем кататься на лодке и плавать в реке.... И вдруг по радио объявили, что началась война. Мы с мамой вернулись домой, а папа отправился в военкомат, записываться на войну добровольцем.

Жанна Я , Зина Портнова. Летом 1941 года с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от города Витебска. Когда туда пришли фашисты, вступила в партизанскую организацию « Юные мстители».

Света Р Я, Нина Куковерова, ученица 74-й ленинградской школы. Война застала меня на даче около посёлка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты ворвались в деревню, я установила связь с подпольем и стала собирать для партизанского отряда разведывательные сведения.

Павлик Мне было пять лет. Я играл с мальчишками во дворе. Вдруг выбежала мама, она было чем-то очень сильно напугана. Она постоянно твердила: «Война! Война! Сынок, война!»



Когда дети читают свои тексты, выходят взрослые и создают вокруг них круг. Это символизирует кольцо блокады.



Звучит песня «Ленинградцы»



Когда кольцо замкнулось, дети замирают, выходят взрослые и начинают одевать детей: шапки, шубы, платки, варежки и т.д.

Взрослые, символизирующие кольцо блокады, встают по периметру сцены.

Выключается свет, выносят свечи и расставляются по периметру сцены.В кругу детей устанавливают огонь.



Ведущий. 8 сентября 1941 года город Ленинград оказался со всех сторон окружён врагами – кольцо сомкнулось. Наш город оказался в очень тяжёлом положении. Началась блокада! Немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Продовольствия осталось очень мало. Поэтому уже в ноябре хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.



Ведущий. В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки , были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.

И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!



Инзиля

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках



Пайка блокадного хлеба –

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть

Ведущая: Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба.

Но жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живёт и борется!



Чтец 6.

Во тьме казалось : город пуст,

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.



То был не просто метроном,

В часы тревоги учащённый,

Но наше твёрдое «живём!».

Не дремлет город осаждённый.

(Вс. Азаров)



Звучит «Ленинградский метроном» 1 куплет



Ведущий. Чтобы причинить ленинградцам как можно больше горя, варвары не щадили и детские учреждения. Они полностью разбомбили 22 школы и повредили 393, безжалостно уничтожали детские сады, ясли, больницы. Но не смотри ни на что , и ясли, и детские сады, и школы работали! Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе; местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды….многие ленинградские дети учились! « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…»

Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и брести приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы.

Лиля

Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть

(Ю.Воронов)



Во время чтения текста, дети медленно подходят к партам и садятся за них.



Ведущий. В классах было очень холодно, замерзали даже чернила. Печурка не могла обогреть классное помещение, и ученики сидели в пальто, в шапках и рукавицах. У классной доски было холодно и темно. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. Но они продолжали учиться!

 Лозунг «Все для победы!» жил даже в школе: получил «пятерку» – убил Ганса (офицера), получил «четверку» — убил Фрица (солдата), получаешь «двойку» — значит, стреляешь по своим.





Настя П

Да, учиться – блокаде назло,

Даже если замёрзли чернила,

Если голодом мысли свело,

Если встать из-за парты нет силы,



Если в школу нацелен снаряд,

Если класс, как на фронте, редеет…

Все равно пионерский отряд

В бой за знания шёл, не робея.

(А. Молчанов)



Ведущий. Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год несмотря ни на что: ни на бомбёжки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были её выполнить.»



Ведущий. Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Мы хотим рассказать об одной девочке. Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой семье. Пионерке Тане Савичевой было одиннадцать лет. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой , поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.



Люба

Самый короткий дневник.

Сил не хватало - длиннее.

Кажется, это тот миг,

Что уж не будет больнее.



Страшную сущность войны

Кто нам поведал короче?

В те ленинградские дни,

В те ленинградские ночи?



Самый короткий дневник.

Нужен ли, впрочем, длиннее?

Этот отчаянный крик

Всех рассуждений сильнее.

Девочка за партой пишет дневник, и озвучивает его. Возможно – во время чтения на сцену бесшумно выходят девочки. В руках каждой из них лист ватмана – увеличенная копия странички из Таниной записной книжки.

«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час утра 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942г.»

«Лёка умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 13 апр. 1942 г.»

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»

«Мама 1 мая в 7.30 ч утра 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

«Написав» все записи в дневник, девочка засыпает за партой.

Гелюся

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых. Только чёрные точки.

«Умерли все». Что поделать? Блокада…

Голод уносит людей Ленинграда.



Жутко и тихо в промёрзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.



Маму и бабушку голод унёс.

Нет больше силы. И нет больше слёз.

Умерли дядя, сестрёнка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.



Пусто в квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

Девочке Тане – 11 лет.

Ведущий. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной страны люди посылали в Ленинград подарки – продукты, тёплую одежду.

Ильназ

Вот так, исполнены любви,

из-за кольца, из тьмы разлуки

друзья твердили нам : «Живи!»

друзья протягивали руки.

(О.Берггольц)



Ведущий. Да только не было возможности доставить всё адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни». По «дороге жизни» в Ленинград везли хлеб, а из города вывозили обессиленных детей.

Даша

Хлеба кусочек малый

Ребёнка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!

Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Все кто обслуживал ледовую трассу – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики, - работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками и обстрелами.

Память народа хранит немало подвигов, совершенных во время доставки драгоценного груза.

Света

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

страшней и радостней дороги.

(О.Берггольц)



Ведущий. Голод, холод, обстрелы, бомбёжки…. Но в городе были дети….. И не смотря на блокаду, они всё же оставались детьми…И взрослые люди со всей страны решили устроить детям Ленинграда праздник Новый год. В городе были устроены праздничные ёлки – в школах и детских садах. Особой важности грузы везли 31 декабря по «дороге жизни». В город везли мандарины…Детям героического Ленинграда…Каждый ребёнок блокадного Ленинграда получил новогодний подарок . Это была маленькая победа Великого города!!!

Лиля

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!



Ведущий. В январе 1943 года был пробит небольшой коридор. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года. Город находился в блокаде больше двух лет – 900 дней!!!

Вова Е

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассёк его боец –

И вот кольцу пришёл конец…



(С.Маршак)



Рома

Свершилось! Прорвана блокада!

Перед истории лицом

Мы знаем : дети Ленинграда

Достойны города во всём.

(М.Рыльский)



Ведущий. За время блокады целые семьи умирали от холода и голода. Многие дети блокады так и не увидели победного салюта. Их детство оборвала война. И они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском мемориале и в братских захоронениях других кладбищ горда.

В истории Великой Отечественной войны нет другого такого примера, когда многомиллионный город жил и боролся в течении 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!



Алина

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?



Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Всё это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».



И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!



Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!



Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…



Ведущий. Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.

Все встают. Через минуту чтение стихотворения.

.

Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Помните!

Через века, через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придёт никогда,-

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт никогда,-

заклинаю,-

помните!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Вам, мальчики и девочки блокады…»

Автор: Галиуллина Ильзида Савировна

Дата: 08.02.2019

Номер свидетельства: 499031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация "День снятия блокады" "
    ["seo_title"] => string(37) "priezientatsiia-dien-sniatiia-blokady"
    ["file_id"] => string(6) "238769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444651188"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Зачем ты,  война, у мальчишек их детство украла… "
    ["seo_title"] => string(51) "zachiem-ty-voina-u-mal-chishiek-ikh-dietstvo-ukrala"
    ["file_id"] => string(6) "116655"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412572453"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Материал для классного часа "Дети и война" "
    ["seo_title"] => string(45) "matierial-dlia-klassnogho-chasa-dieti-i-voina"
    ["file_id"] => string(6) "212977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431960939"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Интегрированный урок литературы и физической культуры "
    ["seo_title"] => string(58) "intieghrirovannyi-urok-litieratury-i-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "113146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409327996"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "обзор литературы о Великой Отечественной войне "Свет Великой победы" "
    ["seo_title"] => string(76) "obzor-litieratury-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-sviet-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "191062"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427266378"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства