kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества "Бессмертный подвиг Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся;

          знакомить со славными страницами истории Отечества;

          формировать уважение к своему народу; его истории и настоящему;

          способствовать развитию коммуникативных и творческих  способностей

           учащихся;

          воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: интерактивные технологии (компьютерные презентации);

                         плакаты, иллюстрации (виды современного Санкт-   

                         Петербурга и времен Великой Отечественной войны);                                                                                                                

                         DVD-фильм «Дороги жизни»;

                         видео-фильм «Дворцы и фонтаны Санкт-Петербурга »;

                         книжная выставка «Блокадный Ленинград».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Бессмертный подвиг Ленинграда" »

Цели: продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся;

знакомить со славными страницами истории Отечества;

формировать уважение к своему народу; его истории и настоящему;

способствовать развитию коммуникативных и творческих способностей

учащихся;

воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: интерактивные технологии (компьютерные презентации);

плакаты, иллюстрации (виды современного Санкт-

Петербурга и времен Великой Отечественной войны);

DVD-фильм «Дороги жизни»;

видео-фильм «Дворцы и фонтаны Санкт-Петербурга »;

книжная выставка «Блокадный Ленинград».

Ход мероприятия:

  1. Просмотр кадров фильма «Дворцы и фонтаны Санкт-Петербурга».

  2. Вступительное слово учителя:

  • Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Великолепные дворцы, парки и фонтаны Петродворца, известные всему миру памятники… Наша гордость, наша слава все это оказалось под угрозой уничтожения в далеком 1941 году.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не теряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

Вместе со взрослыми защищали город юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода. Некоторые школьники защищали город – были сынами полков в армии, на флоте входили в состав партизанских отрядов.

Несмотря на тяжелые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять город от врага, но и разгромили фашистские полчища у его стен. 18 января 1943 года наши войска прорвали вражеское кольцо блокады. Хотя до полного освобождения Ленинграда было еще далеко, эта победа была очень важна. В этом году вместе с ленинградцами весь народ отмечает 64-летие прорыва блокады героического города.

Мы подготовили к этой торжественной дате Урок Мужества «Беспримерный подвиг защитников Ленинграда».

Звучит фонограмма песни «Священная война».

  1. Выступления учащихся :

  • Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли».


1

  • Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более сорока отборных дивизий,

более тысячи танков и полутора тысяч самолетов.


  • Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреляли город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики и дети.


  • На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках - отряды по их охране, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты.


  • Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Вот выдержка из письма, написанного четвероклассницей:

«Дорогой боец советский,

Я письмо тебе пишу.

Очень, очень, очень крепко

Об одном тебя прошу:

Не скучай, не унывай,

Больше немцев убивай!»

«Не забудьте, что ленинградские пионеры всегда с вами» - так закончила девочка свое письмо.


  • Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги.

Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли пол и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.

Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».


2

  • За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 000 тяжелых снарядов, сбросили 5000 фугасных и 10000зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.

(В.Инбер)

  • В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

(В.Инбер)

(Просмотр кадров фильма «Дороги жизни»)

  • В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие,

3

иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.


  • Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой .


  • Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей .


Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей, на кладбище нести.


  • Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

На сцену выходят девочки. В руках у них лист ватмана – увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой, хранящейся в музее истории Ленинграда. Они по очереди читают записи :

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

«Лека умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года».

«Мама умерла 13 мая в 7.30 часа утра 1942 года».



4


«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась только одна Таня».

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайне истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

19 мая 1972 года, в день 50-летия пионерской организации имени В.И.Ленина, на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.


Горнили «К бою» трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй,

Великоваты были им шинели.

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага.

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.


  • Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе со взрослыми партизанами подрывали воинские эшелоны врага. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось громкое имя .

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

(Учащиеся исполняют песню «Шел ленинградский паренек…»)



5

  • «Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий,

12 000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин.

Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил. пока рука

Могла производить движения.

А, если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(О. Берггольц.)


  • Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.




Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…


Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятия –

После похорон.

(Ю. Воронов)



6

  • Писатель Александр Фадеев в путевом дневнике «В дни блокады» писал, что вместе со школьниками «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя… они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски».

  • (Исполняется песня «Мальчишки у стен Ленинграда»).



  • Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли

  • продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоса воды Ладожского озера. Но позднее осенью озеро замерзло и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ назвал ее Дорого жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

Все, кто обслуживали Ледову трассу, - водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики – работали в сложных условиях.

(Просмотр кадров фильма «Дороги жизни»)

  • Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса! Мужеству и стойкости ее строителей и защитников, подвигу фронтовых шоферов была посвящена популярная до сих пор «Песня о Ладоге».

Ученики исполняют «Песню о Ладоге» (сл. П. Богданова, муз. П. Краубнера и Л.Шенберга).





  • Он вас благодарит, великий город,

В гранитные одетый берега.

Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,

И главная – забота дорога.

Подарки ваши – мы их не забудем,

Вы жизнью рисковали, их везя.

Спасибо вам. Где есть такие люди,

Такую землю покорить нельзя…

(В. Инбер)



7

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

  • В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!

Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано : «Вперед!»

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

(М. Дудин)


  • Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.


  1. Заключительное слово учителя:

  • Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.

Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.

  1. Подведение итогов урока учащимися.

Чтение стихотворения Ю. Воронова :

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

8

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь.

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…


  • Мы должны быть достойны памяти славных защитников Ленинграда!





















9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок мужества "Бессмертный подвиг Ленинграда"

Автор: Седавных Галина Алексеевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Урок-путешествие "История формирования боевых традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-putieshiestviie-istoriia-formirovaniia-boievykh-traditsii-vooruzhiennykh-sil-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "238531"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444579869"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по русской литературе "Поэзия подвига" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-po-russkoi-litieraturie-poeziia-podvigha"
    ["file_id"] => string(6) "151856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420770398"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тема:"Никто не забыт, ничто не забыто""
    ["seo_title"] => string(33) "tiemaniktoniezabytnichtoniezabyto"
    ["file_id"] => string(6) "294212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455620604"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка мероприятия    «Это громкое слово «Победа!» "
    ["seo_title"] => string(53) "razrabotka-mieropriiatiia-eto-ghromkoie-slovo-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "192835"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427530843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства