Тема: "Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: Рассказать о тяжелых днях В.О.В. пережитых народом нашей многонациональной страны. Вспомнить героев – защитников Родины, героев-казахстанцев; рассказать об их мужестве, стойкости и отваге, воспитывать любовь и уважение представителям старшего поколения, научить ценить, любить и беречь свою Родину.
ОФОРМЛЕНИЕ: Портреты героев- участников ВОВ.
ПЛАКАТЫ С НАДПИСЯМИ:
« Никто не забыт, ничто не забыто».
«Родина –мать, умей за нее постоять».
«Этих дней не смолкнет слава,не померкнет никогда». « Теперь мы в граните и бронзе». « Пусть всегда будет солнце».
Звучит фонограмма. Исполняется песня « С чего начинается Родина»( стихи М. Матусовского, музыка В. Баснера).
1 ученик. Небо, деревья, цветы, капли дождя- все это Родина.
2 ученик. Материнские руки, домашнее тепло, дом, улица- это Родина.
3 ученик. Родиной мы зовем ее потому, что она вскормила своим хлебом, своими водами. В ней жили отцы и деды наши, которые в далеком 1945 году защитили ее жизнью своей от ненавистных врагов фашисткой Германии и обеспечили нам мирную, светлую жизнь,в которой мы живем.
4 ученик. Ежегодно народы СНГ, бывшего СССР, 9 мая отмечают великий праздник День Победы. 22 июня 1941 году фашистская Германия, без объявления войны напала на нашу многонациональную страну. Это была самая тяжелая из войн, какие только пришлось пережить народам нашей страны за всю их многовековую историю. Тысячи людей всех возрастов и профессий, разных национальностей, с разных концов Родины добровольно уходили на фронт.
Фонограмма: Звучит песня « Священная война» (музыка А.В. Александрова, стихи Лебедя-Кумача)
Вставай, страна огромная,
Вставай, на смертный бой
С фашистской силой темною.
С проклятою ордой!
Припев: Пусть ярость благородная вскипает как волна! Идет война священная! Священная война….
4 ученик. Адольф Гитлер разработал молниеносный план « Барбаросса», где в течении месяцаон должен полностью захватить страну. Враг действовал молниеносно. В начале октября 1941 года для нашей страны создалось самое опасное положение. Враг подошел к столице – Москве.
5 ученик. Дышала смертью дымная округа
Стучал по каскам раскаленный град
Нам приходилосьтуго, очень туго
Но в этот миг поднялся наш комбат.
- Вперед сынки! За мной – и за комбатом…
Мы в раз рванулись в зарево заката,
Чтоб завершить победой трудный бой…
( В. Пугачёв « Баллада о комбате)
6 ученик. Невероятные муки и страдания выпали на долю людей.
Гитлеровцы, повсюду, где появлялись, устанавливали режим кровавого террора. Они разрушали, грабили города и села, промышленные предприятия, вывозили в Германию ценные оборудования фабрик и заводов. Мирное население городов и сел подвергались издевательствам, пыткам, казням; тысячи мирных жителей угнали в глубокий немецкий тыл.
7 ученик. Зима 1942года. Враг находился в 120 км.от Москвы. Тяжело приходилось жителям блокированного Ленинграда, оборонительные бои шли в Сталинграде.
8 ученик. Лето 1942 года для нашей страны создалось чрезвычайное положение. В руках врага находилась территория,на которой до войны проживало 45% всего населения СССР, производилось 33% всей валовой продукции промышленного и сосредотачивалось 47всех посевных площадей.
9 ученик. Правительство нашей страны призвало народ сражаться до последней капли кровии остановить врага, во что бы то ни стало. Народ нашей многонациональной страны горячо откликнулся на призыв Родины.
10 ученик. Вставает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать! ( Л- Кумач)
11 ученик.Тысячи добровольцев уходили на фронт. В результате большой и сложной организаторской деятельности в тылу было создано быстро растущее военное хозяйство, и в декабре 1942 года по своим боевым качествам наша техника превосходила боевую технику врага. Война создала большие трудности для сельского хозяйства. Основная масса мужчин-колхозников, трактористов, комбайнеров, рабочихмашино – тракторных станций и совхозов ушла на фронт. На заводах, на фабриках, на полях мужчин заменяли женщины.
12 ученик. Благодаря самоотверженному труду наших людей в тылу и героизму Красной Армии в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск под Сталинградом. Зимой с 1942 по 1943года развернулось контрнаступление нашей армии от великих Лук до кавказского хребта, была прорвана блокада Ленинграда. Сопротивление наших войск с каждым днем нарастала. Наши войска были сильны своей стойкостью мужественностью и отвагой. Мы никогда не забудем имена тех, которые стали символами мужества и героизма. Вспомним их:
2 ученик. Герой Советского Союза Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и цистерн.
3 ученик .Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Бесстрашная партизанка была зверски убита фашистскими захватчиками.
4 ученик. Герой Советского Союза Александр Матросов совершил бессмертный подвиг, своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.
5 ученик. Герои-краснодонцы: Олег Кошевой, ИванЗемнухов,Любовь Шевцова,Сережа Тюленин- активные борцы против захватчиков. После страшных пыток и мучений,несломленные, гордые, они были казнены.
6 ученик. В годы В.О.В. наша республика Казахстан стала одним из важных арсеналов Советской Армии, снабжавших ее боевой техникой и продовольствием. Из каждых десяти посланных в немецких фашистов, десять пуль были изготовлены из казахстанского свинца. А сколько добровольцев-казахстанцев уходили на фронт.
7 ученик. Никогда не померкнет в памяти народа подвиги 28 гвардейцев= панфиловцев под командованием генерала И.В.Панфилова, которые под Москвой сражались против 50 фашистских танков. Все они погибли,в живых осталось 4, но врага не пропустили. Всем им присвоено «Герой Советского Союза»
8 ученик. Герой Советского Союза КасымАманжолов, погиб в боях под Сталинградом проявив героизм, бесстрашие и отвагу.
9 ученик. Султан Баймагамбетов, Герой Советского Союза в тяжелые дни боев за Ленинград закрыл своим телом дзот противника.
10 ученик. Герой Советского Союза НуркенАбдизов совершил свой последний 17-ый полет. Он направил свой горящий самолет на немецкую танковую колонну.
11 ученик. Родина никогда не забудет своих дочерейАлиюМолдагулову иМаншукМаметову, которым посмертно присвоено звание Советского Союза.
12 ученик. Всегда в нашей памяти живет гвардии полковник, Герой Советского Союза БауржанМомышулы.
13 ученик. Казахстанцы гордятся летчиком-истребителемТалгатомБигельдиновым. За героизм, проявленный за время В.О.В. ему присвоено звание Героя Советского Союза,награжден орденом Красного знамени, орденами 1и 2 степени Отечественной войны, орденом Александра Невского, орденом Славы 3 степени.
14 ученик. Можно продолжить бесконечный список тех, которые героически погибли во время В.О.В. Их тысячи… Ненависть к захватчикам,неудержимая воля к победе- вот,что наших воинов вела к отваге. Самой большой поддержкой для воинов на войне была любовь самых близких им людей: родителей, любимых девушек, детей и жен. В трудные минуты их вдохновляла на подвиг и преданность.
2 ученик. К. Симонов. « Жди меня»
Жди меня, и я вернусь
Только очень жди
Жди, когда наводит грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест,
Писем не придет
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня и я вернусь,
Всем смертям назло,
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: « Повезло»
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня,
Ожиданием своим,
Ты спасла меня…
На сцене звучит музыка (инсценированная) А. Суркова « Землянка», посвященная жене Софье Кревс. Инсценировка песни<Костер.> Вокруг костра солдаты: пишет письмо, чистит автомат. Медсестра меняет повязку раненому; солдат играет на баяне и поет, два солдата ему подпевают.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет в землянке огонь,
Про улыбку твои и глаза….
3 ученик. К началу 1944 года наши войска добились больших успехов в борьбе против Германии. Это было годом полного изгнания врага с территории Польши, Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Северной Норвегии.
4 ученик. В сентябре 1944 войска наши войска впервые за время войны вступили на территорию Германии.
После 6-месячных ожесточенных боев, в апреле 1945 года они начали решительные наступления на берлинском направлении.30 апреля наши войска ворвались в здания рейхстага. Два смелых разведчика-сержанты Егоров иКантария водрузили над куполом рейхстага советское знамя победы. 2 мая 1945 года берлинский гарнизон сложил оружия. Германия признала себя побежденной. 8 мая 1945 года наша многонациональная страна праздновала победу.
Звучит песня ( под фонограммой) « День Победы».
5 ученик. Народ помнит своих сыновей и дочерей, погибших за свободу родины, чтит им память, разжигает вечные огни, воздвигает памятники, возлагает к их могилам цветы. Они вечно живы в памяти.
Инсценировка: на сцене горит вечный огонь, ученики возлагают цветы.
В исполнении двух учеников звучит песняР.Гамзатова « Журавли».
6 ученик. Вечная слава павшим героям! Почтим их память минутой молчания.
7 ученик. Пусть всегда будет мир на земле!.
Пусть всегда будет чистое голубое небо!
Пусть всегда будет солнце!.
Урок завершается песней Л. Ошанина» Пусть всегда будет солнце!».