kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематический час "Революция 1917 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление об Октябрьской революции 1917 года,о ее сущности, особенностях и значении в жизни российского народа.

Просмотр содержимого документа
«Тематический час "Революция 1917 года"»

Тематический час

«100 лет революции 1917 года»

Цель: сформировать у учащихся представление об Октябрьской революции 1917 года, о её сущности, особенностях и значении в жизни российского народа.



Задачи:

1. Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому страны.

2. Развитие умения делать самостоятельные выводы.

3. Способствовать формированию активной жизненной позиции воспитанников, их гражданскому самоопределению, стремлению к личной самореализации в России.



Оборудование: медиапроектор, комп.презентация.



«Революции всегда бывают неудачными,

удачных революций не бывает

и быть не может. Они всегда порождают

не то, к чему стремились, всегда

переходят в свою противоположность»

(Н. Бердяев)



Вступительное слово учителем



Эпиграфом к мероприятию будет древнекитайская пословица «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Так как именно история, события и процессы прошлых времен дают молодому настоящему поколению опыт жизни. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории помогает понять современность, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее. Исторические события дают ответ на самые насущные вопросы современности. На этих примерах люди учатся жить, воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

В 2007 году проводилась Всероссийская конференция, посвященная 90-летию октябрьских событий 1917 года, на которой было заявлено о том, что опыт революций по прежнему востребован и изучение его необходимо.

Октябрьская революция 1917 года оказала существенное влияние на развитие России и привела её к коренному слому прежней социально-экономической и политической структуры и началу организации нового общественного строя, не имеющего аналогов в мире.

А в ракурсе современных событий, конфликтов, политических кризисов изучение революционного опыта является также актуальным. Мир, в котором мы сейчас живем, очень сложен и противоречив, во многих уголках планеты происходят революции. В условиях современного кризиса изучение опыта революций поможет избежать подобных процессов или, по крайней мере, сделать их менее болезненными.

Итак,что вы знаете о революции 1917 года?

Давайте обратиться к событиям 1917 года…

Ведущий 1.

Причины:

  • накал классовой борьбы, противоречия между трудом и капиталом;

  • слабость Временного правительства и всего государственного аппарата;

  • финансовый кризис, экономика в полном упадке, проблемы со снабжением городов;

  • крестьянские восстания в деревне, которым власть была не в силах противостоять.



Ведущий 2.

В конце августа 1917 года руководство Советами в крупных городах переходит в руки большевиков. Партия крепнет, начинает расти в численности. При ней сформирована Красная гвардия, которая составляет силовой кулак политической борьбы. Главные требования партии – отставка Временного правительства и формирование новой власти из представителей революционного пролетариата и крестьянства.

Ведущий 1.

С началом осени лидеры меньшевиков и эсеров, вместе с большевиками выступившие против Корнилова, должны были решить, с кем сотрудничать — с кадетами или большевиками. 14 сентября собралось Демократическое совещание.

Ведущий 2.

После долгих дискуссий незначительным большинством голосов была одобрена коалиция с кадетами. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство. Министром-председателем и Верховным главнокомандующим остался Керенский. Новое правительство не смогло решить вопросы о мире и о земле. Затягивался созыв Учредительного собрания. Это был –кризис власти.

Ведущий 3.

Социально-экономическая ситуация тоже была критической:

- С марта по октябрь было остановлено около 800 заводов и фабрик. Резко понизилась добыча угля, выплавка чугуна и стали.

- Парализовано железнодорожное сообщение.

- Государственный долг России к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд. рублей.

- Заработная плата сократилась на 40-50% по сравнению с 1913 г. Цены на продукты первой необходимости выросли в несколько раз.

- Вводились карточки на продовольствие.

Недовольство росло. Общее число бастующих в сентябре—октябре составило 2,5 млн. человек — почти в 8 раз больше, чем весной. Крестьяне захватывали помещичьи земли, громили усадьбы, не подчинялись властям.

Ведущий 4.

Критическим было положение на фронте: нередким явлением стало неподчинение приказу, братание с противником, дезертирство. Немцы захватили Моонзундскиеострова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной.Многие солдаты думали, что причина неудач на фронте – власть.

Ведущий 1.

В этот период усиливается активность партии большевиков во главе с Лениным.

В сентябре-октябре 1917г. Ленин пишет статьи-обращения в центральный комитет(«Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «марксизм и восстания» и т.д.)В этих статьях Ленин обосновывает и описывает план восстания, выдвигает лозунги(«промедление смерти подобно»).

10и 16.10 1917г. Проходят 2 закрытых совещания ЦК, на которых принимается решение о дате восстания( она была определена на 25.10)

Каменев и Зиновьев опубликовали дату восстания в газете.

Ведущий 2.

Давайте посмотрим, как же развивались дальнейшие события:

10 октября 1917г. – курс на вооруженное восстание.

12 октября 1917г. – создание Военно-Революционного Комитета.

24 октября 1917г. – начало революции, захват стратегически важных пунктов, районов Петербурга.

Ведущий 1.

Правительство Керенского отдает приказ занять Смольный дворец и арестовать лидеров большевиков, захватить все важные объекты, разгромить типографию газеты «Рабочий путь»

25.10 состоялось столкновение между революционными солдатами и матросами с войсками временного правительства( юнкерами Керенского).

Центром подготовки восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. Руководил восстанием и захватом власти в столице 24-26 октября 1917г. Председатель Петроградского Совета Л.Д.Троцкий.

К вечеру 25.10 практически все важные объекты были захвачены большевиками. В 19 часов 25.10 революционный комитет предъявил ультиматум временному правительству о сдаче. В это же время начинает работу 2-ой съезд советов.

Ведущий 2.

В ночь, когда на улицах Петрограда шли кровопролитные бои, Ленин добрался до Смольного с париком на голове, перевязанной щекой и поддельным паспортом, в пятом часу утра, когда бои уже заканчивались. А ведь на его пути стояли многочисленные казачьи и юнкерские кордоны. Как так вышло, большая загадка.

Вечером 25.10 принимается решение брать Зимний дворец штурмом. Ночью крейсер «Аврора» , вошедший в Неву, дает залп, что послужило началом штурма Зимнего дворца. Охраняли Зимний дворец юнкера и женский батальон Бочкаревой. В два часа ночи охрана Зимнего дворца сдалась, а временное правительство было арестовано. Об этом узнают на съезде, и в знак протеста меньшевики и эсеры покидают съезд.



Просмотр видеоклипа «Октябрьская революция»



Ведущий 3.

В это время на съезд прибывает Ленин. Работа съезда продолжена несмотря на отсутствие кворума. Было зачитано воззвание к гражданам России, в котором объявлялось о свержении временного правительства и переходе власти к большевикам.

Принят декрет «о мире», «о земле».Был избран новый исполнительный орган власти во главе с Лениным(совет народных комиссаров).Определение даты выборов в Учредительное собрание.

Ведущий 4.

27 октября съезд сформирован. Первое советское правительство- Совет народных комиссаров - было однопартийным. Его председателем был избран Ленин, Троцкий стал наркомом по иностранным делам, Сталин- наркомом по делам национальностей, Луначарский возглавил комиссариат народного просвещения.



Просмотр видеофильма «Становление Советской власти. Первые декреты»



Ведущий 1.

Московские большевики создали партийный центр, который установил караулы большевистски настроенных солдат у почтамта и телеграфа, закрыл редакции буржуазных газет. Вечером собрался объединенный пленум московских Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем был избран ВРК.

Ведущий 2.

Как же устанавливалась власть в других городах?

Ведущий 3.

В ряде городов Центрального промышленного района местные Советы обладали реальной властью еще до октябрьских событий. Они лишь узаконили и упрочили свое положение.

Ведущий 4.

В Западной Сибири Советы взяли власть в начале декабря. К февралю 1918 г. власть Советов утвердилась почти по всему Алтаю, в феврале — в Чите, Верхнеудинске, затем в Забайкалье и к марту — на Дальнем Востоке

Ведущий 3.

В Калуге, Туле, Казани, Саратове и Астрахани, борьба продолжалась до конца ноября, декабря и кое-где до января.

Ведущий 4.

В Западной Сибири Советы взяли власть в начале декабря. К февралю 1918 г. власть Советов утвердилась почти по всему Алтаю, в феврале — в Чите, Верхнеудинске, затем в Забайкалье и к марту — на Дальнем Востоке.

Ведущий 1.

К чему же привела Октябрьская революция?

Преобразования в промышленности:

- созданы фабрично-заводские комитеты;

- введен декрет о рабочем контроле с целью не допустить остановки предприятий, обеспечить их сырьем и распределять выпускаемую продукцию;

- создан единый Государственный банк;

- 2 декабря 1917г. Создается ВСНХ, который проводит конфискацию предприятий;

- взят курс на государственный капитализм под властью Советов;

- проводится национализация транспорта и отраслей промышленности (нефтяная).

 Ведущий 2.

Преобразования в сельском хозяйстве:

- выполнение декрета о земле было возложено на земельные комитеты или местные Советы;

- происходит конфискация помещичьих земель и раздел поместий;

- принят закон о социализации земли, где провозглашались принципы уравнительного землепользования;

- был ликвидирован целый класс – помещиков;

- аннулированы все крестьянские долги;

- введена продовольственная диктатура (причина – голод в стране);

- создаются комбеды для обеспечения города хлебом (имели поддержку продотрядов).

Воспитатель:

Таким образом, полным успехом революционных сил завершились события Октября 1917 года. Существует две основные точки зрения на революционные события октября 1917 года: 1) справедливый слом политической системы (по мнению самих большевиков и их сторонников),

2) государственный переворот, захват власти.

Главным являлось установление власти большевиков во главе с Лениным(правление большевиков продлилось 74 года)

Потом, в 1932 году, Сталин введет праздник: 7 ноября- день Великой октябрьской социалистической революции.

Вы познакомились со всеми особенностями этих революционных событий, их характеристикой, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям.





  • Какой праздник отмечали 7 ноября?

(7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.) 

  • Какое событие произошло в этот день?

( 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

Праздновать 7 ноября стали сразу же; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны — День Великой Октябрьской социалистической революции.)

  • Кто осуществлял общее руководство вооруженным восстанием

(Общее руководство восстанием осуществлял В.И.Ленин из Смольного)

  • Кто руководил всеми действиями восставших

(Непосредственно всеми действиями восставших руководил Л.Д.Троцкий).

  • Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца?

(холостой выстрел с крейсера Аврора)

  • Что вы знаете об этом крейсере?

  • Почему восстание в Петрограде называют вооружённым переворотом?

  • «Мирный обыватель спал, когда в Петрограде происходила революция» объясните смысл высказывания.

  •  Вооруженные силы пролетариата во время Октябрьской революции?

(красная гвардия)

  • Известно, как поступали с памятниками истории после Октябрьской революции. Но еще до нее один известный император хотел разрушить Храм Василия Блаженного в Москве. А кто это был?

(Наполеон)

  • Что в Якутии после Октябрьской революции 1917 года использовали вместо бумажных денег?

(винные этикетки)

  • Что вы знаете о В.И.Ленине?

  • Какое событие произошло 7 ноября 1941 года?

(Военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции).

  • В чем отличие Февральской революции от Октябрьской?

(В отличие от Февральской революции 1917 года, которая началась стихийно, новое выступление большевиков тщательно планировалось.)

В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков.

Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

Советская власть установилась на всей территории бывшей Российской империи.




Реши кроссворд:







При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

М.Цветаева

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Кто автор этих строк?

(Б.Л. Пастернак)




Революция октября 1917 года, гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: 

«С кем вы, мастера культуры?»

 (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году).

Иными словами, речь  шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать.




СОГЛАСИВШИЕСЯ

Кто согласился сотрудничать с новой властью?

О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 году:

  • М. Горький 

  • А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»)

  • В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б)

  • А.С. Серафимович

  • С.А. Есенин

  • В.В. Маяковский.

ЭМИГРАНТЫ

Кто из писателей эмигрировал из страны?

Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции:

  • И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»)

  • А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году)

  • А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году)

  • В.В. Набоков

  • Б.К. Зайцев

  • А.Т. Аверченко

  • Саша Чёрный

  • Д.С. Мережковский

  • З.Н. Гиппиус

  • К.Д. Бальмонт

  • В.Ф. Ходасевич

  • А.М. Ремизов

  • И.С. Шмелёв

  • Е.И. Замятин

  • М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)

  • и многие другие.

ПОПУТЧИКИ: НЕ УЕХАЛИ, НО И НЕ СОГЛАСИЛИСЬ

Кто это?

Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»):

  • А.А. Ахматова

  • М.А. Волошин

  • М.М. Пришвин

  • И.Г. Эренбург

  • Л.М. Леонов

  • Б.А. Пильняк

  • А. Белый.




ПОЛУЧИВШИЕ ИЗВЕСТНОСТЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Кто это?

В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями:

  • Д. Фурманов

  • Вс. Иванов

  • М.М. Зощенко

  • К.А. Федин

  • И.Э. Бабель

  • М.А. Булгаков.

Кто автор этих строк, посвященных революции 1917 года?

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

"О"!

О,звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

В.Маяковский




На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

С.Есенин

А это кто?

— Длинные волосы

И говорит в полголоса:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Должно быть, писатель —

Вития...

А вон и долгополый —

Стороночкой и за сугроб...

Что нынче не веселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

— Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И — бац — растянулась!

А.Блок

Какие изменения претерпел этот праздник в конце двадцатого века?

В 1970-х годах ситуация начала меняться. Пафосный и официозный День Октябрьской революции перестал восприниматься как полноценный праздник, уступив место народным Дню Победы и Новому году. На праздничную демонстрацию уже стали направлять по разнарядке с предприятий. Военный парад тоже стал терять свою притягательную силу — интерес к технике и вооружениям у нового поколения советских людей стремительно падал. Впрочем, население радовалось двум выходным дням (выходным до 1992 года было и 8 ноября), а потому параллельно с официальным праздничным ритуалом 7 ноября стал оформляться народный ритуал: утреннее семейное застолье и просмотр трансляции парада. Ни к революции, ни к государственному пафосу этот ритуал особого отношения не имел.

После распада Советского Союза президент уже новой страны — России — Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 7 ноября был назван Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя — День согласия и примирения. В тексте указа, в частности, говорилось: "Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год — год 80-летия Октябрьской революции — Годом согласия и примирения".

29 декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон (вступил в силу 1 января 2005 года) "О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 "О днях воинской славы (победных днях) России", в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России — Днем проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год). Статья 2 ФЗ № 32 была дополнена абзацем следующего содержания: "4 ноября — День народного единства".

В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2004 года "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации", начиная с 2005 года, день 7 ноября перестал быть выходным днем. Вместо него выходным днем стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

21 июля 2005 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России". В соответствии с новой редакцией Федерального закона, установлены дни славы русского оружия — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Среди памятных дат 7 ноября назван Днем Октябрьской революции 1917 года.

В этот же день отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Согласно опросу Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), в 2012 году День Октябрьской революции 7 ноября собирались праздновать 18% опрошенных.

Больше других планировали отмечать это день пенсионеры (31%) и в целом россияне старше 55 лет (29%), с невысоким потребительским статусом — денег хватает только на продукты (20%), проживающие в сельских поселениях (26%) и сторонники Владимира Жириновского (39%). Большинство (61%) ответили, что определенно не станут отмечать ни День народного единства 4 ноября, ни День Октябрьской революции 7 ноября, еще 9% затруднились с ответом.

В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков.

Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

Советская власть установилась на всей территории бывшей Российской империи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тематический час "Революция 1917 года"

Автор: Лукьянченко Марина Михайловна

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Календарно-тематическое планирование  всеобщей истории . 9 кл. "
    ["seo_title"] => string(69) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119383"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413394779"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ": календарно-тематический план по истории 9 кл "
    ["seo_title"] => string(48) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413395571"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование всеобщей истории 9 кл"
    ["seo_title"] => string(71) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl-1"
    ["file_id"] => string(6) "306629"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458153224"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства