Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к воспитанию»
Современные подходы к воспитанию
Системный подход
Данный подход сформировался в конце 40 – начале 50 гг. XXв., его автор австрийский биолог Берталанфи, который впервые изложил его положения на философском семинаре в Чикагском университете.
Педагоги действуют в мире систем: личность учащегося, коллектив детский и педагогический, природная и социальная среда.
Целесообразность СП объясняется:
Личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны
объединение усилий субъектов воспитания способствует повышению эффективности педагогического процесса
созданная воспитательная система позволяет экономить силы и время, так как имеются традиции, позволяющие воспитывать эффективно и в экономном режиме
моделируются условия для самореализации личности и самовыражения личности учащегося, педагога, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений
в процессе построения воспитательной системы формируется “лицо” воспитательного учреждения, что отражается на индивидуальности членов школьного сообщества
создание воспитательной системы позволяет расширить диапазон воспитательного влияния на личность
системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов воспитательного заведения.
Принципы системного подхода
принцип целостности (5 компонентов системы воспитания: индивидуально – групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный). Необходима взаимосвязь и взаимодействие этих компонентов. Следует учитывать, что на развитие личности влияет не только воспитательная система, но и другие социальный и природные системы.
принцип коммуникативности. Знание системы предполагает знание ее внешних и внутренних связей. Управление системой означает управление связями (академик В.М.Глушков “дирижирование связями есть управление”). И.Блауберг и Э.Юдин выделяют семь групп связей: 1. Связи взаимодействия объектов, их свойств и сторон. 2. Генетические связи. 3. Связи преобразования. 4. Структурные связи. 5. Связи функционирования. 6. Связи развития. 7. Связи управления. Педагог Г.П. Лузина указывала на следующие взаимосвязи: а) взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей, б) взаимосвязь всех компонентов воспитательного процесса (целевого, содержательного, организационно – деятельностного, оценочно-результативного), в) взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, г) взаимосвязь воспитательного заведения и окружающей среды, д) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего воспитательного учреждения.
принцип структурности. Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, от структуры зависит эффективность системы
принцип управляемости и целенаправленности. Целевые ориентиры должны быть должны быть направлены на развитие личности, сопряжены с интересами и ценностями государства и общества, соответствовать особенностям воспитательного учреждения, условиям его жизнедеятельности, должны быть трудными, но достижимыми, должны быть конкретными с временной и ресурсовой определенностью, гибкими и диагностичными. Признается приоритет самодеятельных и самоуправленческих начал.
принцип развития. Выделяют четыре этапа в развитии любой системы: возникновение, становление, период зрелости и период преобразования. Необходимо правильно определить зону ближайшего развития ребенка, детского коллектива, всего воспитательного учреждения.
В рамках системного подхода уместно выделить 3 страта (слоя) взаимодействия с личностью ребенка:
воспитательная система всего воспитательного учреждения
воспитательное пространство детского коллектива
обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка
Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев)
Деятельность рассматривается как средство становления субъективности ребенка. Для формирования субъективности личности одинаково значимы обучение и воспитание. Воспитание рассматривается как восхождение к субъективности (М.С.Каган). По словам В.В.Серикова, становление ребенка субъектом – это не моиент воспитания, а его суть.
Учитывается человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функция деятельности.
ДП означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.
ДП можно рассматривать как личностно-деятельностный, т.к. он предполагает учет личностных особенностей воспитанников.
Единство личности и деятельности: деятельность влияет на развитие личности, от особенностей личности зависит выбор деятельности, ее организация и результаты.
ДП предполагает: 1. совместную деятельность детей и взрослых, 2. создание ситуаций воспитывающей деятельности.
ДП предполагает учет: а) сензитивных периодов развития, б) ведущей деятельности.
Принципы деятельностного подхода:
принцип субъективности воспитания
принцип учета ведущих видов деятельности
принцип учета сензитивных периодов
принцип со-трансформации
принцип организации совместной деятельности ребенка и взрослого в зоне ближайшего развития
принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития
принцип использования ситуаций воспитывающей деятельности
принцип результативности деятельности
принцип высокой мотивированности деятельности
принцип обязательной рефлексивности деятельности
принцип сотрудничества
принцип нравственного обогащения деятельности.
Личностно ориентированный подход (В.В.Сериков, О.С.Газман, И.С. Якиманская)
Популярность объясняется:
необходимостью развития в личности не только социально-типичного, но и индивидуального
необходимость гуманизации взаимоотношений между педагогами и воспитанниками
Суть в обеспечении и поддержке процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Сравнительный анализ личностно ориентированного и индивидуального подходов
ЛОП
ИП
Цель – развитие индивидуальности
Цель – освоение воспитанником социального опыта
Содержание воспитания – развитие в воспитаннике ярко индивидуального
Содержание воспитания –формирование социально - типичного
Принципы:
п. самоактуализации (помощь в реализации потребности в самоактуализации)
п. индивидуальности (создание условий для ее развития)
п. субъектности (способствовать становлению как субъекта деятельности)
п. выбора (право выбора воспитаннику)
п. творчества и успеха (творчество способствует развитию индивидуальности, успех – развитию позитивной Я - концепции)
п. доверия и поддержки (вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремлений к самореализации)
Требования к методам воспитания:
диалогичность
деятельностно-творческий характер
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка
предоставление воспитаннику необходимых пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения
Виды педагогических методов:
диагностические методы,
рефлексивные методы,
диалог,
педагогическая поддержка,
создание ситуаций выбора,
создание ситуаций успеха.
Философско – антропологический подход (в основе лежат идеи К.Д. Ушинского, М.Шелера, Г.Плесснера)
Этот подход предлагает учение о человеке обучающемся и воспиттывающемся.
Предмет, цель и ценность воспитания – человек и его бытие в мире.
Принципы:
антропологический принцип (человек – базовая категория, ценность, а также воспитательный процесс направлен на осуществление человеческого в человеке)
онтологический принцип – воспитание рассматривается как образ бытия человека, методы воспитания как способы бытия субъектов воспитательного процесса
принцип диалогизма – субъект – субъектный характер взаимоотношений, ценностно - смысловое равенство, паритетность воспитания и самовоспитания
принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания (жизнь воспитателя есть понимающее бытие)
принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания
принцип креативности
принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиций соответствия их сущности человека
принцип свободосообразности (свободы от и свободы для; свободосообразное воспитание предполагает обеспечение индивидуального саморазвития)
Методы:
- понимающее бытие воспитателя как метод воспитания (толерантность, беспристрастность, свобода от установок, способность увидеть воспитанника вне создаваемой им легенды о себе, способность видеть мир глазами ребенка как в первый раз, бережное отношение к индивидуальности, неприятие какого бы то ни было насилия, способность к самопониманию)
метод диалога как способ со-бытия всех участников воспитательного процесса
Содержание воспитания – духовная реальность и бытие, развитие человеческого в человеке, обеспечение “свободы от” (комплексов, дурных привычек, излишних страстей) и “свободы для” (для самопознания, самореализации), мир преобразовался реально до человека, человек должен идеально преобразоваться до мира (М.Шелер), а не тренировка. В ткань воспитательного процесса вплетены общение, понимание, диалог, сопереживание и др.
Требования к педагогу: способность к пониманию, изменениям, к диалогу, полилогу.
Воспитанник - микрокосмос – реально существующая, бесконечная, сложная духовная и физическая организация, развитие которой незавершенно, безмерно
Синергетический подход (физики Г.Хакен, И.Пригожин)
От греч. синергейя – совместное действие, сотрудничество.
Учение об открытых, неравновесных, нелинейных развивающихся системах.
Патерны (образцы):
все системы нелинейные и открытые
механизм функционирования - самоорганизация и саморазвитие
хаос выполняет конструктивную роль в процессе самоорганизации, разрушая, он строит, строя, он разрушает
система способна обмениваться энергией, информацией со средой
система удалена от точки равновесия
неравновесность системы может привести к изменению ее структуры
для жизнедеятельности саморегулирующихся систем большое значение имеет неустойчивость и случайность
новое появляется с одной стороны как непредсказуемое и в то же время оно запрограммировано в виде возможных путей развития
системе нельзя навязать то, что противоречит ее логике
управлять системой можно в случае, когда внешнее влияние согласуется с логикой системы
замкнутость системы препятствует ее развитию, приводит к эволюционному тупику
Методы: диалог, метод сценарного мышления (мозговой штурм). Методы направлены на преодоление стереотипов мышления, культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности.
Парадигмы воспитания:
Парадигма социального воспитания – ориентируется на приоритет социума в воспитании человека, ее сторонники предлагаю кооректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социкультурного окружения воспитанников (Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье, П.Бурдье).
Биопсихологическая парадигма – признают важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно признают независимость индивида от влияний последнего (К.Роджерс, А.Медичи, Р.Галь).
Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
Типы воспитания
первый тип воспитания в первобытном обществе – высокая эффективность, соответствие цели, средств, результатов воспитания. Воспитывала сама жизнью. Воспитание было сопряжено с борьбой за выживание.
второй тип воспитания детерминирован общественным разделением труда
+ дальневосточный тип воспитания – Китай, Карея, Япония. Почтительное отношение к старшим, стремление к достойному образу жизни, ориентация на бесконечное самосовершенствование, стремление к добродетели, высок престиж образованности, культ образования. Воспитание носит семейно- сословный характер.
+ южноазиатский тип воспитания – Индия. Общинный уклад жизни и кастовая организация общества. Воспитание на основе трех обязательств - перед богом, перед мудрецами, перед предками. Суровое воспитание и самовоспитание помогает человеку преодолеть его природу и слиться с божественным абсолютом, то есть достичь нирваны. Воспитание не является всесильным, многое зависит от природы, сословной принадлежности (брашманы – интеллект, кшатрии – сила и мужество, вайшьи – трудолюбие итерпение, шудры – покорность)
+ ближневосточный тип воспитания – ислам. Человек – слуга аллаха. Воспитание должно культивировать добродетели – единство слова и дела, послушание, исполнение религиозных обязанностей и общепринятых норм поведения. Ограничение индивидуальной свободы и независимости мышления, самостоятельности в различных жизненных сферах.
+ западная цивилизация - зародилась в эпоху античности. Спарта - общественное и военно-физическое воспитание. Афины – всестороннее и гармоничное развитие личности. Рим – гражданский и политический характер воспитания, риторическое образование. Византия - самопознание и самосовершенствование, светское и книжное образование. Сегодня: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания, ориентация на развитие воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческих начал, гармоничные отношения с социумом.
Виды воспитания по институцианальному признаку:
семейное воспитание
школьное воспитание
внешкольное воспитание
конфессиональное воспитание
воспитание по месту жительства
Виды воспитания по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками:
авторитарное воспитание – основано на признании единой истины, транслятором которой является взрослый, на принуждении, единоначалии. Основные методы воспитания – приказы, требование, упражнение, строгий контроль, инициатива не поощряется или поощряется редко. Постоянно усиливается роль процедур и правил. Присутствует гиперопека. Позиция взрослого – позиция отца, позиция командующего.
демократический стиль – полномочия распределяются между педагогом и воспитанниками. Воспитанник имеет возможность высказывать свое мнение, делать самостоятельный выбор. Основные методы воспитания – просьба, совет, рекомендации, контроль и саомконтроль. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Позиция взрослого – равный среди равных, первый среди равных.
либеральный стиль - позиция невмешательства, отсутствие активного участия педагога в управлении процессами обучения и воспитания. Педагог является промежуточным звеном между администрацией и детьми, ожидает указаний сверху. Основные методы воспитания – уговоры. Низкая требовательность и слабая ответственность педагога за результаты воспитания.
попустительский стиль – равнодушие педагога или гипертрофированная любовь к ребенку (полная свобода действий). Воспитанникам дается полная свобода действий, без каких – либо ограничений.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в чистом виде. Чаще имеют место смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический. Педагог может использовать различные стили руководства в зависимости от ситуации. Однако у каждого педагога в процессе многолетней практики формируется свой индивидуальный стиль отношений с воспитанниками.
Модели воспитания:
Идеализм - предполагается создание такой среды, которая способствовала бы расцвету заложенных в душе вечных идей, что определяет развитие совершенной личности. Роль воспитания - помощь воспитаннику в открытии высшего мира идей. Воспитание обеспечивает восхождение человека от природного к духовному. Необходим высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия педагога и воспитанника. Мастерство педагога в раскрытии потенциала человеческой души. Песталоцци – осознание воспитанником себя как самоценности, Фребель - развитие ребенка есть одухотворение физического существования, Гербарт - .цель воспитания рассматривал как гармонию воли и этичесикх явлений.
Реализм – подразумевает передачу воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, всего того, что необходимо в жизни, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности. Имеет место рационалистический подход к воспитанию, не признается иррациональность поведения человека.
Прагматизм – цель воспитания – научить решать реальные жизненные проблемы, способствовать накоплению жизненно необходимого опыта. Процесс воспитания должен приучить воспитанника активному поику путей улучшения своего благосостояния. Крайнее выражение философии прагматизма проявляется в воспитании жестких прогматиков и индивидуалистов.
Антропоцентризм – человек понимается как открытая система, которая изменяется соразмерно изменениям мира. Нет предела развитию возможностей человека. Воспитание должно способствовать самосовершенствованию личности. Педагог оказывает помощь воспитаннику в его саморазвитии и обретении индивидуальности, творческих проявлениях.
Социоцентризм – воспитание ориентировано на выполнение социального заказа. Во главу угла ставятся социальные ценности (ценности семьи, религиозные ценности, национальные ценности, общественные ценности), а все остальные ценности признаются ложными. Примерами могут быть коммунистическая система воспитания (гегемон – класс трудящихся, цель воспитания – воспитание труженика), националистическая система воспитания (нация – высшая ценность, цель воспитания – воспитание достойного представителя нации, готового служить ее интересам).
Гуманизм - учет личностных особенностей, помощь становлению и совершенствованию личности. Создание комфортных условий для воспитанников, воспитание в атмосфере доверия, уважения и любви.
Свободное воспитание – создание условий свободного выбора способов и средств удовлетворения личностных потребностей, а также выбора жизненных ценностей. Цель воспитания - научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь. Человеческую сущность представляет совершаемый им выбор. Воспитатель должен помочь воспитуемому понять себя, свои потребности и научиться в различных ситуациях согласовывать их с потребностями других людей.
Технократическая модель – процесс воспитания строго направлен, управляем, контролируем, технологично организован. В основу воспитания положен алгоритм “стимул – реакция - подкрепление”. При таком подходе возможна манипуляция человеком, происходит воспитание человека – функционера.
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.
Спартанская система воспитания - воспитание сводилось к физическим упражнениям и испытаниям, при фактическом невежестве молодого человека. Цель воспитания – подготовка воина, члена военной общины. До 7 лет воспитание в семье няньками – кормилицами. 7-15 лет – овладение письмом, чтением, закаливание организма (босоножье, сон на холодном полу), аскетический образ жизни, привитие немногословия. В 14 лет – мальчики проходили суровое испытание - посвящение в эйрены – члены общины с предоставлением гражданских прав. 15 – 20 – обучение пению и музыке, ужесточение воспитания – приучали самих добывать еду, потерпевших неудачу в охоте сурово физически наказывали. В 20 лет – посвящение в воины, получение полного вооружения. 20-30 лет – юноша становился постепенно полноценным членом общины.
Афинская система воспитания - цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности, овладение совокупностью добродетелей - семью свободными искусствами – грамматикой, диалектикой, искусством спора, арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой). Главный принцип – принцип агонистики (соревновательности в гимнастике, танцах, музыке, словословии). До 7 лет – семейное воспитание. С 7 до 16 лет посещение мусической и гимнастической палестра (школ), где давалось литературное, музыкальное и военно-спортивное образование. 1 16 до 18 лет обучение юношей в гимнасиях. Вершина обучения - обучение в эфебии – общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства
Рыцарское воспитание - пример сословного воспитания. Основа – соблюдение кодекса чести, формирование чувства собственного достоинства, эстетическое, физическое развитие. Предполагалось развитие жертвенности, послушания одновременно с личной свободой, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение кодекса чести. В процессе воспитания ребенка приобщали к семи рыцарским добродетелям – владению копьем, фехтованием, верховой ездой, плаванием, охотой, игрой в шахматы, пением, игрой на музыкальных инструментах. До 7 лет – домашнее воспитание, с 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) мальчик был пажом при супруге сюзерена и ее придворных, приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 21 мальчики становились оруженосцами при рыцарях двора сюзерена. За годы жизни при дворе мальчик должен был освоить начала любви, войны и религии. В 21 год происходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую, нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах.
Воспитание джентльмена (Д.Локк) – воспитательная система ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанников, развитие его личности, становление индивидуальности. Джентльмен – высокообразованный и деловой человек, выходец из высшего общества, образование получает на дому при помощи приглашенных педагогов. Джентльмену присуща утонченность в обращении с людьми, качества дельца и предпринимателя. Составляющие системы воспитания: физическое воспитание, выработка характера и воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, при этом умственное воспитание должно было иметь как теоретическую так и практическую направленность. В качестве воспитательных средств использовались пример, труд, окружение.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко реализована в России в период с 1930 по 1980 гг., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель – воспитание человека – коллективиста, для которого общественные интересы всегда выше собственных. 1 этап – низкий уровень развития коллектива, педагог формирует коллектив, он ставит цели деятельности, выбирает ее формы, руководит ею и оценивает ее результат. 2 этап – появляются актив коллектива и лидер группы, управление частично отдается наиболее активным членам группы. Стабилизируется структура коллектива. Развивается саморегуляция и самоорганизация коллектива. Преодолеваются противоречия между коллективом и отдельными учениками, между общими и индивидуальными перспективами развития, между различными группами учащихся. 3 этап – расцвет коллектива, развивается самоуправление. Усиливается значимость общественного мнения для каждого члена группы, ослабляется ведущая роль педагога. Каждый член коллектива предъявляет высокие требования к себе и к товарищам. На всех стадиях развития коллектива складываются традиции – большие (крупные события в жизни коллектива) и малые (будни). Признаки сформировавшегося коллектива – мажор, постоянная бодрость и готовность к действию; ощущение собственного достоинства, гордость за коллектив; дружеское единение членов коллектива; ощущение защищенности каждого члена коллектива; привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах. Педагогические находки А.С. Макаренко – разновозростные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона жизни коллектива, система перспективных линий (завтрашняя радость, перспективы близкие, средние и далекие), принцип параллельного и индивидуального действия.