Просмотр содержимого документа
«"Рождество Христово"»
государственное казённое учреждение Самарской области
“Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”
Конспект
праздничного мероприятия
“Рождество Христово” .
Лелюх Е.Г.,Мешалкина Л.Б.,воспитатели.
отделение Пестравка
2018
Цель:
- познакомить детей с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово».
Задачи:
-продолжить формирование понимания символического языка иконы;
-обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения;
-прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;
-воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм
«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово» .
Форма проведения: общее прадничное мероприятие .
Ход мероприятия.
1 .Организационный момент.
Воспитатель:
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.
-Сегодня у нас очередное занятие по основам православной культуры. И для вас уже не секрет, что такие мероприятия не столько для ума, сколько для сердца, для души.
2.Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель:
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
-Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)
В – верная
А – аккуратная
Л – любящая
Е – естественная
Р – рукодельница
И – интеллигентная
Я - ясная
-Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)
Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,4 декабря,21 сентября.
Воспитатель:
-если я добавлю в словарик такую дату - 7 января ?
Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?
3.Обучающий этап. Слово предоставляется священнослужителю храма.
-действительно, 7 января каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.
День рождения Христа празднуют во всём мире.
Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.
Сегодня вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..
Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится городИерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городеНазарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.
В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус ( на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник». Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.
Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.
Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы).
Ребёнок:
-кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.
Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.
Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.
Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.
Священник:
-действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.
Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца
Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.
В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР.Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю, в виде дани.Ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.
Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.
И все твари Божие радовались появлению Спасителя.
4.Самостоятельная работа.
Воспитатель:
-послушаем об этом замечательные стихи. Читают дети:
1. В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.
Бык дохнул в лицо младенца и , соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.
2 .Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.
А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.
3.Присмиренный белый козлик на чело его дышал.
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»
5.Контроль достигнутого уровня знаний
(с помощью видеоматериала).
Воспитатель:
-давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)
Воспитатель:
-что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)
-как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)
- почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?
Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.
***
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли
И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.
И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»
Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.
И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой
-за какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? ( скромность, кротость, смирение, терпение…)
6 .Итог. Воспитатель:
-за активное участие в нашем праздничном мероприятии вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.