Основы православной культуры. 1 класс.Тема урока: Спаситель приходит в мир. Рождество Христово
Основы православной культуры. 1 класс.Тема урока: Спаситель приходит в мир. Рождество Христово
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
1.Организационный момент
Приветствие
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.
Сегодня у нас снова урок по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по этому предмету не только для ума, но и для души и сердца.
Богом нам дана душа - это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень.
Или что- нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
-Сегодня наш урок будет посвящён великому празднику.
-А вот какому я пока говорить не буду.
- Вы внимательно послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком празднике пойдёт речь сегодня на уроке?
Под покровом мягким, снежным.
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
И звучат слова:
"Здравствуй, праздник
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник…………Рождества»
Совершенно верно, это Рождество Христово. Это праздник, обещающий чудо.
Тема нашего урока так и называется: « Рождество Христово» Просмотр слайда.
Дети отвечают на вопросы.
Дети слушают, отвечают.
( Рождество Христово ) Просмотр слайда Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы; обобщать
Регулятивные УУД:
Определение темы урока.
Коммуникативные УУД:
участие в коллективном обсуждении.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Просмотр презентации.
Организация беседы по вопросам на слайдах
-Вы знаете, что наш народ глубоко чтил и продолжает чтить это день.
- А что значит слово Рождество?
-Когда у тебя день рождения?
-Сколько лет тебе исполнилось?
-Отмечали ли твой день рождения? (Рассказ детей)
- А знаете ли вы, чей день рождения отмечают в Рождество?
-Какого числа?
Рождение ребёнка – всегда радость для семьи, для родных, но рождество Иисуса было самой великой благой вестью, которую когда – либо слышали. Потому что Иисус родился во благо всех людей на земле, чтобы спасти их от власти врага человеческого.
-Как называют Иисуса? (Спасителем).
Обучающиеся обдумывают вопросы и отвечают на них.
Коммуникативные УУД:
Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Задаёт вопросы:
-На какой вопрос затруднились ответить?
-Сформулируйте цель урока.
Учащиеся высказывают свои предположения.
-Узнать, что такое Рождество?
-Когда празднуется Рождество?
-
Регулятивные УУД:
Прогнозирование предстоящей работы. Целеполагание.
Коммуникативные УУД:
Учиться выдвигать версию, умение внимательно слушать и понимать других.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Показ презентации
- Хочется вам узнать правильные ответы? Тогда, давайте составим план (что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?)
1. Что такое Рождество.
2.Когда празднуют Рождество?.
3. Какой обычай встречать Рождество у христиан?.
Дети под руководством учителя составляют план. Регулятивные УУД:
В сотрудничестве с учителем ставят учебную задачу.
Планирование учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Поиски способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Показ презентации.
Рассказ учителя.
Рождество Христово – это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.
В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем.
В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Младенец родился в полутёмном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда. Мария спеленала родившегося Младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. (Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей). Вдали от суеты, в тихой пещере среди смирных животных уже явился Спаситель мира. В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира, и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Пастухи долго шли за звездой. Путеводная звезда или Вифлеемская (имеет восемь концов) указывала путь к месту рождения Христа. Звезды, которыми украшают рождественские елки, напоминают нам о Вифлеемской звезде. Они пришли в пещеру, и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что слышали от ангелов. Пастухи принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан.
ЗОЛОТО – как царю, в виде дани.
ЛАДАН – смола из коры ладанного дерева.
Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.
Показ презентации с вопросами,
-Прочитаем вопросы, ответы на них вы найдете на странице 28 учебника
1.Как готовятся православные христиане к Рождеству?.
2.В чём заключается пост?
3.Назовите блюда пасхального стола.
Повторяют правила работы в группах
Учащиеся работают с текстами в группах и отвечают на вопросы.
Отчёт пар.
Внимательно слушают.
Выступления.
Дети читают учебник с 27-30 учебника. Отвечают на вопросы, данные на слайде. Познавательные УУД:
Ориентироваться в тексте учебника;
Извлекать информацию из текстов на карточке и в учебнике.
Регулятивные УУД:
Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного
(самоконтроль)
Коммуникативные УУД:
Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы (работа в паре); умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Сейчас я вам прочитаю рассказ, слушая который вы подготовите ответ на вопрос:
«Почему возник обычай украшать ёлки на Рождество?»
-Что общего у праздника Рождества и обычая украшать ёлку?
Дети выполняют задания индивидуально на карточках.
Проверяют выполненную работу.
Отвечают на вопрос учителя.
Познавательные УУД:
Группировка предметов по существенным признакам.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль
Коммуникативные УУД:
Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе
сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Когда наступает Рождество, вы у себя дома украшаете ёлку? .
Индивидуально выполняют задания в тетради
Познавательные УУД:
Группировать предметы по существенным признакам.
Регулятивные УУД:
Оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативные
УУД
Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организует беседу по вопросам.
- Ребята, обратите внимание на план урока, на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты?
-Вам понравился урок?
- Тогда закончите фразу:
Самым интересным на уроке для меня было…
Я буду вспоминать…
Я считаю полезным…
А теперь на доске вы видите лесенку- это лесенка вашего настроения на уроке. Покажите с помощью полосок ваше настроение
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
Регулятивные УУД:
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;
Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД:
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.