Тамаша залы төрлө плакаттар менән биҙәкләнә: “Төп атаңдан алып ете быуыныңды бел”, “Ағай-эне бер үле лә, бер тере лә кәрәк”, “Дружная семья и землю превращает в золото”, “Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”
Цель: ознакомитьобучающихся со словом “Шәжәрә”, получить более подробную информацию о своих родственниках, их ремесле. Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувтсав уважения к родителям
Байрамды ике алып барыусы башлай. Күңелле ҡурай моңо ишетелә.
1 вед. Пускай совсем я маленький
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою...
2вед. Тыуған ерем-ғәзиз ерем
Тәүге аяҡ баҫҡан ерем
Намыҫыңа тап төшөрмәй
Йәшә тип әйткән ерем.
(звучит караоке песни “Родительский дом”)
1вед. Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать ее, свой род, свою историю. На Руси в старину говорили, что дом и все, что в нем есть : и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. Сегодня мы представляем вам праздник “Моя родословная”, “Шэжэрэ байрам”. Всех нас объединяет одно слово, которое будет произноситься часто- “СЕМЬЯ”
1вед. Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род-ряд поколений, происходящий от одного предка. Ни один из нас не свалился с луны. Все мы-ветви и листьяя огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают “Иванов, не помнящих родства”. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек и посторайся продлить ветви родства как можно дольше.
2вед. Бөгөн беҙҙә шәжәрә байрамы- туғандар байрамы, бер ата-бабанан таралған ырыуҙаштар байрамы. Тарихи тамырҙарыбыҙҙы иҫкә алыу,ололау, хөрмәтләү ҙә ул.
(музыкаль пауза)- бейеү
2вед.
Шәжәрә-ул сал тарихҡа бағыр тәҙрә
Күҙ яҙҙырһаң, шул тәҙрәнән атыр йәҙрә
Ал бер үрнәк – бал ҡорттары төҙөй кәрәҙ
Һин дә ятма ҡор ояңды, үр шәжәрә!
1вед. Славная вещь-родословное дерево. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: “У него крепкие корни”. Значит, такой человек родился в дружной семье. Сейчас мы дадим слово тем, кто готов поделиться с истоией своей семьи.... (Ученики выходят поочередно и знакомят со своей родословной.)
1вед. Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут рядом с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Сколькоже их, этих родственников? Давайте считать.
Ученик читает стих А Кардашова “Раз, два, три, четыре”
1вед. Сегодня “Шэжэрэ байрам” почти забытый праздник, но нельзя забывать, что это очень важное, серьезное мероприятие. Праздник этот помогает узнать историю своего народа. Нельзя забывать, что народ, который помнит свои исторические корни, никогда не будет малым и потерянным. В состав башкирского народа входили минцы, табынцы, юрматинцы, бурзянцы, кыпчаки, усергены, тамьянцы, катайцы, айминцыи другие роды и племена.
2вед. Среди них семьплемен:үҫәргән, юрматы, ҡыпсаҡ, бөрйән, мең, әй, тамьян- состовляли ядро башкирского народа. Их история наиболее хорошо изучена, и считается, что эти племена более известны своими знаменитами личностями. Беря во внимание достойное историческое прошлое этих семи племен в становлении башкирского народа. Правительством Республики Башкортостан было принято решение о внесении в государственный флаг как символ озоброжения курая с семи лепестками. (слайд)
1вед.Это хорошо, когда семья дружная. Все друг другу помогают. Даже в решении задач по математике. Мы, взрослые, говорим о трудовом воспитании, а сами даже уроки за них делаем! Сейчас специально для вас мы покажем двух бабушек. Посмотрите они вам никого не напоминают?
1я . Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2я. Да что ты, я еще уроки не сделала....
1я. Какие уроки? Ты что , в детство впала? Ты же сто лет, как школу окончила!
2я. Да ? а внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат
1я. Да, я тоже всю жизнь за внуков уроки делаю
2я. Правда? Это ты их так балуешь?
1я. Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они сами всегда переписывают.
2я. О, действительно строго
1я.Так вот, если что меня спрашивай, у меня опыт большой
2я. Ну если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила... “У лукоморья дуб зеленый,златая цепь нка дубе том. И днем и ночью пес ученый...”
1я. Какой пес? Какой пес?
2я. Ну, я не знаю, какая там у него порода
1я. Да не пес, а кот ученый! Поняла? КОТ!!!
2я. Ааа поняла-поняла. Я тогда сначала начну. “У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый...”
1я. Ну?
2я.... С авоськой ходит в гастроном
1я. С какой авоськой? В какой гастроном? Где ты ткаое видела?
2я. Ой, какая же ты подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
1я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую нибудь единицу назовут?
2я. Ее уже назвали!
1я. Как ?
2я. Кол! Его ставят тем внукам за кого бабушки уроки делают..